СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ БЕЗБАРЬЕРНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ. ОСОБЕННОСТИ ТЕКУЩЕГО МОМЕНТА

С.С. СОХРАНСКИЙ, главный редактор журнала «Доступная Среда», Санкт-Петербург

А.А. СТРЕХА, кандидат экономических наук, член редколлегии журнала «Доступная Среда», Москва

С 1 сентября этого года вступил в силу Федеральный закон №653-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», подписанный Президентом России 25 декабря 2023 года. Из текста данного закона однозначно следует, что многолетняя практика разделения совокупности документов по стандартизации в области архитектуры и строительства на документы обязательного и добровольного применения завершена. В статье анализируется ситуация, связанная с отменой обязательного характера Свода правил СП 59.13330, подводятся некоторые итоги более чем десятилетней деятельности по созданию нормативной базы в области безбарьерной городской среды, предлагается ряд мер по разработке недостающих и актуализации некоторых действующих стандартов.

Новый подход к обеспечению безопасности зданий и сооружений основан на использовании принципа параметрического метода нормирования, позволяющего гибко подходить к выбору конкретных проектных решений, применять не стандартизированные решения при обеспечении всех базовых требований безопасности. При этом возрастает роль национальных стандартов, определяющих требования к конкретным техническим и иным средствам, предназначенных для инвалидов и используемых при формировании безбарьерной городской среды.

МЕСТО И РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И СВОДОВ ПРАВИЛ В ФОРМИРОВАНИИ БЕЗБАРЬЕРНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Федеральный закон от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» определяет, что:

  • национальный стандарт – это документ по стандартизации, … в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации. Данный документ утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации – Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт);
  • свод правил – это документ по стандартизации, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти, в котором устанавливаются правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов. Правила разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 №624 и действуют в настоящее время в редакции с изменениями на 29.05.2019. Отметим, что в соответствии с постановлением №624 в сводах правил не допускается дублирование требований национальных стандартов Российской Федерации, а также других сводов правил.

В соответствии с Законом о стандартизации одним из базовых принципов стандартизации является непротиворечивость документов национальной системы стандартизации и сводов правил, отсутствие в них дублирующих положений.

Все действующие в настоящее время требования в части обеспечения безопасности, комфортности, физической и информационной доступности зданий и сооружений с открытым доступом населения содержатся в национальных стандартах ГОСТ Р 59812 «Доступность для инвалидов объектов городской инфраструктуры. Общие требования. Показатели и критерии оценки доступности» и ГОСТ Р 58178 «Сохранение объектов культурного наследия. Доступность объектов культурного наследия для маломобильных групп населения. Общие требования», а также в сводах правил СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее – СП 59.13330) и СП 136.13330 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения» (далее – СП 136.13330).

Необходимо отметить, что своды правил предназначаются для разработки проектных решений и подлежат выполнению при проектировании объектов, а национальные стандарты предназначены для всеобщего применения.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО МОМЕНТА

Как уже отмечалось выше, с 1 сентября текущего года свод правил СП 59.13330 утратил свою роль главного документа, определявшего требования по обеспечению доступности зданий и сооружений и, в значительной степени, городской среды в целом, поскольку он был единственным документом по стандартизации в области доступной среды, включенным Постановлением Правительства Российской Федерации в перечень документов по стандартизации, обязательных для исполнения в обеспечение Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.

В настоящей время специалисты в области формирования безбарьерной среды анализируют различные аспекты, связанные с отменой обязательного характера СП 59.13330, оценивают уровень сложившейся в связи с этим определенной кризисной ситуации, ищут и предлагают возможные пути выхода из нее. Один из очевидных выводов заключается в том, что первый этап формирования безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов в нашей стране фактически завершен. Начинается следующий этап, в основу которого, очевидно, будут положены несколько иные организационные принципы и подходы.

Основным итогом завершившегося этапа и его главным достижением можно считать реальное и, как представляется, необратимое изменение отношения к инвалидам, сложившееся практически на всех уровнях государственной власти и общественного сознания. Сегодня инвалиды – это неотъемлемая часть нашего общества, права которой надежно защищены на законодательном и нормативно-техническом уровнях. Реализованные мероприятия по формированию безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов в той или иной степени затронули интересы фактически всего населения, и в первую очередь т. н. маломобильных групп населения.

По результатам осуществления широкого комплекса мероприятий по формированию безбарьерной городской среды, при реализации которых зачастую допускалось большое количество проб и ошибок, многократно повторенных экспериментов в различных регионах страны, специалисты, реально работающие в данной области и активно взаимодействующие с представителями инвалидного сообщества, пришли к единому пониманию того, использование каких архитектурных, строительных, инженерных и технических средств и технологий способно реально снизить уровень различных барьеров, объективно существующих в городской среде для инвалидов и других маломобильных групп населения.

ОЦЕНКИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ЧАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗБАРЬЕРНОСТИ ОБЪЕКТОВ ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Что касается архитектурных и строительных средств обеспечения физической доступности зданий и сооружений с открытым доступом населения, специализированных зданий различного назначения, в т. ч. с рабочими местами для инвалидов, многоквартирных домов жилого фонда, следует отметить, что все основные требования, прописанные в СП 59.13330 и в специализированных сводах правил, в целом не вызывают сомнений. Универсальные требования к доступности и безопасности входных групп, лестниц, пандусов, проходных дверей, прозрачных дверей и перегородок, требования отсутствия порогов и обеспечения допустимых уровней продольных и поперечных уклонов на основных путях движения граждан обоснованы, проверены жизнью и должны выполняться во всех зонах доступности, в которых предоставляются какие-либо услуги населению, а также в местах проживания и организации рабочих мест для инвалидов.

Следует отметить, что первая редакция СП 59.13330 была разработана и принята в 2012 году с целью обеспечения необходимой нормативно-технической базы при подготовке спортивных сооружений и городских инфраструктурных объектов города Сочи к проведению Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года. Успешное проведение этих игр и реально обеспеченная доступность спортивных и городских инфраструктурных объектов подтвердили правильность и обоснованность большинства требований, содержащихся в первой редакции СП 59.13330.

По результатам детального анализа первой редакции с учетом полученного практического опыта была разработана и в 2016 году утверждена вторая редакция СП 59.13330, окончательно определившая практически все основные действующие в настоящее время требования к архитектурно-строительным средствам обеспечения физической доступности зданий и сооружений. Необходимо отметить, что первая и вторая редакции СП 59.13330 были разработаны под руководством кандидата архитектуры Анатолия Гарнеца, состояние здоровья которого не позволило ему далее продолжать эту работу.

Вторая редакция СП 59.13330 2016 года фактически заложила основу для последующей разработки национальных стандартов на различные средства, предназначенные для обеспечения информатизации, навигации, сигнализации и ориентирования инвалидов на объектах городской инфраструктуры, включенные в СП 59.13330 в качестве обязательных или рекомендуемых средств.

В результате работы, фактически начатой в 2017 году, в рамках технического комитета по стандартизации 381 «Технические средства и услуги для инвалидов и других маломобильных групп населения» (далее – ТК 381) были разработаны и утверждены следующие весьма важные национальные стандарты:

  • ГОСТ Р 52875-2018 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования»;
  • ГОСТ Р 52131-2019 «Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования»;
  • ГОСТ Р 59431-2021 «Система радиоинформирования и звукового ориентирования для инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения. Технические требования. Методы испытаний»;
  • ГОСТ Р 59591-2021 «Тактильно-звуковые устройства для информационного обеспечения инвалидов по зрению. Звуковые указатели. Звуковые маяки. Тактильно-сенсорные терминалы. Разработка, производство, условия применения»;
  • ГОСТ Р 59601-2021 «Тактильные мнемосхемы и указатели. Разработка, производство, условия применения»;
  • ГОСТ Р 59602-2021 «Тактильно-визуальные средства информирования и навигации для инвалидов по зрению. Технические требования»;
  • ГОСТ Р 70711-2023 «Информационные табло для маломобильных групп населения. Классификация. Общие требования»;
  • ГОСТ Р 70713-2023 «Маяки светозвуковые для маломобильных групп населения. Классификация. Общие требования» и ряд других.

Заметим, что в этом перечне разработанных стандартов на средства информатизации, навигации, сигнализации и ориентирования инвалидов отсутствует национальный стандарт, определяющий общие технические требования к системам вызова помощи для маломобильных групп населения. Учитывая требования об их обязательной установке, содержащееся в СП 59.13330, актуальность и реальное широкое распространение систем вызова персонала, разработка такого стандарта представляется одной из приоритетных задач, решение которой позволит исключить установку оборудования, малопригодного для использования инвалидами. В частности, необходимо обеспечить во всех случаях возможность вызова персонала не только путем физического нажатия кнопки вызова, но и путем посылки радиосигнала вызова персонала при использовании индивидуального оборудования системы радиоинформирования и звукового ориентирования для инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения.

Существенным шагом назад в деле формирования системы нормативно-технических требований в области безбарьерной городской среды стало утверждение в конце 2020 года новой (третьей) редакции СП 59.13330.2020. В процессе разработки данного документа были допущены грубые нарушения Закона о стандартизации в части установленных процедур согласования, непротиворечивости документов национальной системы стандартизации и сводов правил, отсутствия в них дублирующих положений. В новой (третьей) редакции СП 59.13330.2020 фактически был продублирован ряд требований и положений, содержащихся в действующих сводах правил СП 136.13330 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения» и СП 140.13330 «Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения». В новую редакцию были дополнительно включены подразделы «Пешеходные пути через проезжую часть», «Остановочные пункты наземного пассажирского транспорта общего пользования», «Автозаправочные станции, топливно-раздаточные колонки, пункты мойки», не имеющие отношения к Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений. Были исключены рекомендации об установке оборудования системы радиоинформирования и звукового ориентирования для инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения на объектах городской инфраструктуры.

Но самое грубое и труднообъяснимое нарушение, последствия которого нам всем предстоит преодолевать, заключается в следующем. В свод правил СП 59.13330 были включены требования по обустройству тактильных наземных указателей, в т. ч. на пешеходных переходах, противоречащие требованиям действующего национального стандарта ГОСТ Р 52875-2018 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования». Кроме того, в СП 59.13330 был включен ряд положений и требований, не соответствующих действующему национальному стандарту ГОСТ Р 52131-2019 «Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования». Прямым следствием этого стала фактическая невозможность для инвалидов по зрению использовать при передвижении на объектах городской инфраструктуры, городских улицах и пространствах различные тактильные напольные и наземные указатели и тактильно-контрастные знаковые средства. Отметим, что на их установку в масштабах страны без какой-либо пользы потрачены миллиарды рублей государственных средств.

Важнейшим элементом обеспечения физической доступности зданий и сооружений являются поручни, общие требования к которым содержатся в СП 59.13330, а детальные требования приведены в национальном стандарте ГОСТ Р 51261-2022 «Устройства опорные стационарные для маломобильных групп населения. Типы и общие технические требования», разработанном в ТК 381 взамен существовавшего аналогичного стандарта в редакции 2017 года. Отметим, что в журнале «Доступная Среда» были опубликованы материалы, которые при общей положительной оценке новой редакции стандарта 2022 года содержали ряд критических замечаний по отдельным требованиям, включенным в стандарт*. Отметим также, что этот стандарт – единственный документ по стандартизации, непосредственно касающийся архитектурно-строительных элементов, разработанный вне технического комитета по стандартизации 465 «Строительство» (далее – ТК 465).

Отдельно остановимся на вопросе нормативно-технических требований к обустройству туалетов, доступных для инвалидов. В публикациях журнала, приведенных в Приложении, показано, что отдельные положения СП 59.13330, регламентирующие различные аспекты обустройства туалетов, противоречат друг другу и реально существующим условиям предоставления услуг по их использованию, недостаточно учитывают специфику пользования туалетами инвалидами с поражением опорно-двигательного аппарата и инвалидами по зрению, требуют уточнения и конкретизации в зависимости от режима нахождения инвалидов в зданиях различного функционального назначения.

Подводя итоги краткого анализа результатов разработки документов по стандартизации в области формирования, обеспечения и поддержания условий физической и информационной доступности зданий и сооружений, в которых оказываются какие-либо услуги инвалидам различных нозологий, можно сформулировать несколько практических выводов и предложений, которые, по мнению авторов, позволили бы успешно завершить работу по созданию актуального и взаимосогласованного пакета документов по стандартизации в области формирования безбарьерной городской среды в части объектов городской инфраструктуры, с учетом безусловного выполнения требований Закона о стандартизации.

Во-первых, очевидно, что должна быть разработана и утверждена новая редакция свода правил СП 59.13330, в которой будут отражены требования, связанные с переходом к параметрическому нормированию. При этом необходимо рассмотреть целесообразность внесения в нее следующих изменений:

  • исключить любые нормативные требования в части установки и технических характеристик средств информатизации, навигации, сигнализации и ориентирования, устанавливаемых (обустраиваемых) в зданиях и сооружениях для обеспечения информационной доступности объектов городской инфраструктуры для инвалидов;
  • исключить любые нормативные требования в части обустройства в зданиях и сооружениях санитарно-бытовых помещений (туалетов и душевых), доступных для инвалидов, сконцентрировав эти материалы в отдельном документе по стандартизации;
  • включить пакет нормативных требований, содержащихся в настоящее время в национальном стандарте ГОСТ Р 51261-2022 «Устройства опорные стационарные для маломобильных групп населения. Типы и общие технические требования», в части поручней общего назначения, используемых на основных путях движения, в т. ч. на пандусах и на лестницах (с последующей ликвидацией этого стандарта).

Во-вторых, предлагается разработать отдельный национальный стандарт «Санитарно-бытовые помещения, доступные для инвалидов», распространяющийся на проектирование и эксплуатацию таких помещений на любых объектах с возможным доступом инвалидов, с максимальным использованием материалов, содержащихся в настоящее время в разделе «Санитарно-бытовые помещения» СП 59.13330, а также в разделе «Поручни в санитарно-бытовых помещениях» ГОСТ Р 51261.

В-третьих, необходимо разработать национальный стандарт «Системы вызова персонала для инвалидов. Общие технические требования».

ОЦЕНКИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ЧАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗБАРЬЕРНОСТИ ГОРОДСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ И ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В ЦЕЛОМ

Следует отметить, что проведенный в рамках настоящей статьи краткий анализ различных аспектов формирования безбарьерной городской среды ограничен вопросами формирования физической доступности, обеспечиваемой архитектурно-строительными решениями и элементами, а также информационной доступности, обеспечиваемой различными средствами информатизации, навигации, сигнализации и ориентирования инвалидов. Вопросы городского транспортного обслуживания населения в данной статье не рассматриваются.

Действующие общие требования в части обеспечения доступности городской среды содержатся в Своде правил СП 140.13330 «Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения» (далее – СП 140.13330). Данный свод правил и Изменение №1 к нему были разработаны соответственно в 2012-м и в 2016 году под руководством Анатолия Гарнеца. Изменение №2, внесенное приказом Минстроя России от 28 декабря 2023 г. №1004/пр, не содержало каких-либо существенных положений. В 2024 году была выполнена разработка новой редакции этого свода правил, которая в настоящее время находится в стадии подготовки к утверждению.

Отметим, что в 2020 году в рамках ТК 381 была предпринята попытка разработать на основе базовых положений СП 140.13330 и СП 59.13330 национальный стандарт ГОСТ Р «Доступность для инвалидов городской среды. Общие требования. Показатели и критерии оценки общей доступности», однако из-за отказа технического комитета по стандартизации 418 «Дорожное хозяйство» (далее – ТК 418) согласовать окончательную редакцию этого стандарта, уже прошедшего этап голосования в ТК 381, окончательная редакция проекта данного стандарта так и не была утверждена. При этом следует сказать, что в основе такого решения ТК 418 фактически лежала позиция эксплуатационной дорожной организации – члена ТК, состоящая в том, что требования стандарта не должны распространяться на процесс эксплуатации и текущего ремонта поверхностей пешеходных коммуникаций.

К городским общественным пространствам в соответствии с ГОСТ Р 70390 «Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Социокультурное программирование. Основные требования и процессы» относятся:

  • городские площади общегородского и районного значения;
  • улицы общегородского и районного значения (с приоритетом пешеходного движения);
  • бульвары общегородского и районного значения;
  • набережные и пляжи;
  • тематические парки общегородского значения, парки культуры и отдыха межрайонного значения, парки и сады районного значения;
  • сады и скверы общегородского и районного значения;
  • игровые и спортивные площадки, в т. ч. детские.

Необходимо отметить, что в настоящее время в рамках указанных городских общественных пространств разработан только один национальный стандарт – ГОСТ Р 70502-2022 «Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов. Пляжи, доступные для инвалидов. Общие требования». В этой связи можно сделать вывод о том, что разработка национальных стандартов, определяющих требования к другим общественным пространствам, – это актуальная задача, которую предстоит решать в ближайшие годы.

Подводя итоги краткого анализа результатов разработки документов по стандартизации в области формирования, обеспечения и поддержания физической и информационной доступности городской среды в целом и открытых общественных пространств, можно сформулировать несколько практических выводов и предложений, которые, по мнению авторов, позволили бы успешно завершить работу по созданию актуального и взаимосогласованного пакета документов по стандартизации в области формирования безбарьерной городской среды, с учетом безусловного выполнения требований Закона о стандартизации.

Во-первых, после утверждения новой редакции Свода правил СП 140.13330 необходимо вернуться к рассмотрению вопроса о целесообразности разработки национального стандарта ГОСТ Р «Доступность для инвалидов городской среды. Общие требования. Показатели и критерии оценки общей доступности». Учитывая объективные трудности согласования системных стандартов, затрагивающих широкий круг разноплановых вопросов, находящихся в сфере ответственности различных министерств и ведомств, возможно, проще и целесообразнее разработать группу взаимосвязанных между собой стандартов «Безбарьерная городская среда», например, таких как:

  • «Обеспечение безопасного и комфортного перемещения инвалидов по городской территории. Общие требования. Показатели и критерии оценки»;
  • «Городские пешеходные коммуникации. Общие требования. Показатели и критерии оценки»;
  • «Городские транспортные коммуникации. Общие требования. Показатели и критерии оценки»;
  • «Городские рекреационные общественные пространства. Сады, парки, скверы. Общие требования. Показатели и критерии оценки» и др.

Во-вторых, учитывая наличие существующих расхождений требований в части обустройства и применения наземных тактильно-контрастных указателей и знаковых средств отображения информации для инвалидов, используемых в городской среде, содержащихся в действующих национальных стандартах ГОСТ Р 52875-2018 и ГОСТ Р 52131-2019, с одной стороны, и в своде правил СП 59.13330.2020, с другой стороны, предлагается разработать новые редакции указанных национальных стандартов, исключив какие-либо требования в этой части в новой редакции СП 59.13330.

* ПРИЛОЖЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ЖУРНАЛА «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» ЗА ПЯТЬ ЛЕТ ПО ТЕМЕ СТАТЬИ

О вопросах стандартизации в области доступной (безбарьерной) среды:

О доступности и комфортности городской среды в целом:

О доступности объектов городской инфраструктуры:

О доступности опорных стационарных устройств:

О доступности туалетов:

О доступности пляжей:

О доступности и безопасности игровых и спортивных площадок: