О ЕДИНОМ СТАТУСЕ ДОКУМЕНТОВ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И НОВЫХ ЗАДАЧАХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ

Л.П. АБРАМОВА, заместитель главного редактора журнала, международный эксперт в области доступной среды СДС «Безбарьерность ИМГН», инвалид по зрению первой группы, Москва

С.С. СОХРАНСКИЙ, главный редактор журнала, главный региональный эксперт в области доступной среды СДС «Безбарьерность ИМГН», Санкт-Петербург

В конце 2023 года произошло событие, значение и последствия которого еще предстоит понять и оценить в полной мере всем тем, кто имеет отношение к формированию безбарьерной среды в нашей стране. Речь идет о Федеральном законе №653-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», подписанном Президентом России 25 декабря 2023 года.

В статье авторы анализируют ситуацию, сложившуюся к настоящему времени с созданием безбарьерной среды в нашей стране, дают оценку важности и актуальности принятого Федерального закона №653-ФЗ, анализируют проблемы, связанные с формированием единого системного подхода к формированию безбарьерной среды жизнедеятельности в нашей стране на новом этапе.

В соответствии с Федеральным законом №653-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 6 Технического регламента изложена в следующей новой редакции: «Документами, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона, являются:

  • национальные стандарты Российской Федерации (далее – национальные стандарты), и (или) своды правил (часть национального стандарта, и (или) часть свода правил);
  • международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
  • стандарты организаций…

Международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, предусматривающие требования безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, применяются со дня регистрации указанных стандартов и сводов правил в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов в порядке, установленном законодательством о техническом регулировании».

Во избежание недоразумений отметим, что под региональными стандартами и сводами правил понимаются стандарты и своды правил, принятые региональной организацией по стандартизации, под которой подразумевается организация, членами (участниками) которой являются национальные органы (организации) по стандартизации государств, входящих в один географический регион мира и (или) группу стран, находящихся в соответствии с международными договорами в процессе экономической интеграции (в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О техническом регулировании» – ФЗ-184).

Из приведенной новой редакции статьи 6 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений однозначно следует, что многолетняя практика разделения совокупности документов по стандартизации на документы обязательного и добровольного применения завершена.

Это означает, что Свод правил СП 59.13330.2020 «ДОСТУПНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ. СНиП 35-01-2001» утратил свое значение как главный документ, определяющий все требования по обеспечению доступности зданий и сооружений, и, в значительной степени, городской среды в целом, поскольку он был единственным документом по стандартизации в области доступной среды, включенным Постановлением Правительства РФ в перечень документов по стандартизации, обязательных для исполнения в обеспечение Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.

В настоящей статье авторы предпринимают попытку рассмотреть различные аспекты, связанные с отменой обязательного характера СП 59.13330, оценить уровень сложившейся в связи с этим определенной кризисной ситуации и предложить возможные пути выхода из нее.

Авторы статьи полагают, что принятые решения в части отмены обязательного характера СП 59.1333 являются давно ожидаемыми, абсолютно правильными, логичными и обоснованными. В подтверждение этой оценки авторы считают возможным привести выдержки из своих статей, опубликованных в журнале «Доступная Среда» в 2020–2021 годах.

Из статьи «К вопросу повышения эффективности разработки и применения документов по стандартизации в области безбарьерной среды», опубликованной во втором номере журнала «Доступная Среда» в июне 2020 года:

…ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Все документы по стандартизации (межгосударственные и национальные стандарты, своды правил) в области доступной среды должны иметь единый общий для всех статус документов добровольного применения.

Необходимо не допускать включения документов по стандартизации любого уровня в области формирования доступной среды, а также частей таких документов в какие-либо перечни обязательных документов, утверждаемые на уровне постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.

Следует исключить свод правил СП 59.1333 из Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Следует однозначно определить, что требования действующих национальных стандартов всегда имеют приоритет по отношению к требованиям сводов правил.

…Необходимо исключить практику прямого действия требований законов Российской Федерации на определение обязательных мероприятий по формированию доступной среды, реализуемых хозяйствующими субъектами.

Хозяйствующие субъекты должны отвечать только за реализацию мероприятий и выполнение требований, предусмотренных национальными стандартами, а при отсутствии таковых – требованиями сводов правил.

Контрольно-надзорные органы всех уровней при проведении контрольно-надзорных мероприятий в области доступной среды должны руководствоваться требованием недопущения причинения вреда инвалидам и другим гражданам в будущем в результате реализованных мероприятий в соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса, а также требованиями действующих национальных стандартов и сводов правил.

Авторы полагают, что широкое обсуждение обозначенных в данной статье проблем и, по возможности, оперативное принятие по ним соответствующих решений будет способствовать существенному повышению эффективности разработки и применения документов по стандартизации в области безбарьерной среды.

Из статьи «Меняем старые ошибки на новые. К вопросу повышения эффективности разработки и применения документов по стандартизации в области безбарьерной среды», опубликованной в третьем номере журнала «Доступная Среда» в сентябре 2020 года:

…Национальные стандарты в области доступной среды совершенствуются, изменяются, разрабатываются весьма динамично. Этот процесс в целом находится под контролем Технического комитета по стандартизации ТК 381 «Технические средства и услуги для инвалидов и других маломобильных групп населения» (далее – ТК 381) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – Росстандарта). Подготовка и принятие постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, фактически выводящих отдельные национальные стандарты в области доступной среды из применения, по нашим сведениям, проводится без участия специалистов Росстандарта и ТК 381 Кроме того, включение отдельных требований в части формирования доступной среды в число обязательных, при том что все национальные стандарты в области доступной среды носят характер добровольного применения, приводит к различного рода деформациям и перекосам при формировании безбарьерной среды жизнедеятельности. Существующее положение дел фактически привело к повсеместному игнорированию действующих национальных стандартов при принятии решений по формированию и поддержанию доступной среды в связи с тем, что они являются документами добровольного применения, соблюдение которых на федеральном и региональных уровнях вообще никто не контролирует, в отличие от СП 59.13330, относящегося к документам обязательного применения (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации), соблюдение которых на федеральном и региональных уровнях контролируется при осуществлении государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Если существующее положение дел не будет изменено, то деятельность в области разработки национальных стандартов в области доступной среды потеряет всякий смысл. Понятно, что значительно проще иметь минимальный набор обязательных требований, описанных в одном своде правил, а не разбираться в требованиях и рекомендациях, изложенных более чем в десяти национальных стандартах, определяющих требования по обеспечению доступности (безбарьерности) для инвалидов в различных сферах жизнедеятельности.

По мнению авторов статьи, наиболее простым и очевидным способом кардинального разрешения сложившейся ситуации является следующий вариант. Исполнение документов по стандартизации, обеспечивающих выполнение требований Регламента безопасности зданий и сооружений, включая контроль за соблюдением обязательных требований СП 59.1333 при проектировании зданий и сооружений, должно контролироваться исключительно органами государственного строительного надзора. Все прочие контрольно-надзорные органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181 «О социальной защите населения», должны руководствоваться исключительно требованиями действующих национальных и межгосударственных стандартов в области доступной (безбарьерной) среды и обращаться к СП 59.1333 только в части требований, отсутствующих пока в действующих стандартах.

Авторы полагают, что для реализации такого подхода могут потребоваться специальное постановление Правительства Российской Федерации и некоторое время на освоение сотрудниками контрольно-надзорных органов действующих национальных стандартов. Все остальное для реализации такого подхода уже существует и не требует дополнительных специальных затрат.

Из статьи «О новой редакции Свода правил СП 59.13330.2020 и системном подходе при формировании безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов», опубликованной в пятом номере журнала «Доступная Среда» в марте 2021 года:

…Специфическое отношение разработчиков СП 59.13330.2020 к национальным стандартам, как к документам, которые могут легко корректироваться, изменяться и отменяться путем внесения определенных записей в свод правил, убедительно продемонстрировано и в ситуации, связанной с определением требований к обустройству тактильных наземных указателей (ТНУ). В СП 59.13330.2020 включены положения, отменяющие требования действующего национального стандарта ГОСТ Р 52875-2018 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования» (далее – ГОСТ Р 52875). При этом требования в части ТНУ, включенные в СП 59.13330.2020, фактически отменяют и требования, содержащиеся в СП 59.13330.2016, на основе и в развитие которых был разработан ГОСТ Р 52875-2018. Отметим, что в своде правил использовался термин «тактильно-контрастные указатели», а в стандарте был применен термин «тактильные наземные указатели» с целью обеспечить преемственность с ранее существовавшим стандартом ГОСТ Р 52875-2007. Пункт 5.1.10 действующей редакции СП 59.13330.2016 имеет следующее содержание: «Тактильно-контрастные указатели, выполняющие функцию предупреждения на покрытии пешеходных путей, следует размещать на расстоянии 0,8–0,9 м до препятствия, доступного входа, начала опасного участка, перед внешней лестницей и т. п. Глубина предупреждающего указателя должна быть в пределах 0,5–0,6 м и входить в общее нормируемое расстояние до препятствия. Указатель должен заканчиваться до препятствия на расстоянии 0,3 м. Указатели должны иметь высоту рифов 5 мм». В СП 59.13330.2020 формулировка п. 5.1.10 имеет принципиально иное содержание и иной смысл: «Информацию для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т. д.) следует обеспечивать устройством тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками». По существу, этот пункт отменяет предусмотренные СП 59.13330.2016, СП 136.13330.2012 с Изменением №1 и ГОСТ Р 52875-2018 требования об обязательном обустройстве предупреждающих ТНУ перед препятствиями на путях движения и допускает в качестве альтернативного варианта изменение фактуры поверхностного слоя покрытия пешеходных дорожек и тротуаров. В статье «Некоторые ключевые аспекты обеспечения доступности пешеходных коммуникаций для инвалидов и иных маломобильных групп населения», опубликованной в этом номере, рассмотрены особенности применения трех типов предупреждающих указателей (запрещающих дальнейшее движение, разрешающих движение с осторожностью, предупреждающих о выходе на пешеходный переход), имеющих различное тактильное рифление в соответствии с СП 136.13330.2012 с Изменением №1 и ГОСТ Р 52875-2018. Отметим, что ТНУ, предупреждающий о выходе на пешеходный переход, имеет рифление в виде параллельных тактильных линий, которые не только предупреждают инвалида по зрению о предстоящем выходе на пешеходный переход, но и задают ему направление движения на противоположную сторону. Никакое изменение «фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками» не способно заменить эти три типа предупреждающих тактильных указателей, предназначенных для обеспечения безопасного и комфортного самостоятельного передвижения инвалидов по зрению по пешеходным коммуникациям. Необходимо подчеркнуть, что ГОСТ Р 52875-2018 однозначно определяет необходимые условия, при которых могут и должны обустраиваться предупреждающие ТНУ. Если эти условия отсутствуют или их невозможно выполнить, то, действительно, необходимо использовать изменение фактуры поверхности. Чтобы это стало правилом, необходимо в новой редакции или в изменении действующей редакции СП 59.1333 определить, что именно является изменением фактуры поверхности, или описать возможные варианты изменений фактуры.

Приведенная в СП 59.13330.2020 фраза об изменении фактуры поверхности с подобными характеристиками никакого значащего содержания в себе не несет, а несет лишь прямую угрозу причинения вреда инвалидам по зрению. Отметим, что в случае с ТНУ, предупреждающими о выходе на пешеходный переход, речь идет о прямой угрозе жизни инвалидов по зрению.

…Отметим также, что из СП 59.13330.2020 неоправданно, без каких-либо обоснований исключена вся информация, касающаяся использования средств радиоинформирования и звукового ориентирования, а также медиагида – устройств, широко используемых в различных субъектах Российской Федерации для формирования безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов по зрению. В СП 59.13330.2020 существенно и, с нашей точки зрения, необоснованно переработан раздел 6.5. В СП 59.13330.2016 он назывался «Технические средства информирования, ориентирования и сигнализации». В СП 59.13330.2020 он получил новое название «Технические средства связи, информации и сигнализации, доступные для маломобильных групп населения». При этом в данном разделе не появилось ни одного пункта, содержащего какие-либо упоминания или ссылки на технические средства связи. Иными словами, название раздела не соответствует его содержанию. Приведем редакцию п. 6.5.2 СП 59.13330.2016: «Технические средства информирования, ориентирования и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания различных категорий инвалидов и МГН, и на путях их движения, должны быть унифицированы и обеспечивать визуальную, звуковую, радио- и тактильную информацию и сигнализацию, обеспечивающие указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги. Конкретный перечень определенного назначения необходимых технических средств устанавливается заданием на проектирование». В СП 59.13330.2020 этот пункт, содержащий достаточно конкретные требования, трансформировался в пункт предельно общего характера: «Технические средства информации и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания МГН различных групп мобильности, и на путях их движения, должны обеспечивать визуальную, звуковую и тактильную информацию». Таким образом, в новой редакции пункта отсутствуют требование унификации используемых средств, требование к содержанию и назначению предоставляемой информации, исключены из числа возможных средства радиоинформирования и звукового ориентирования. Кроме того, ответственность за определение перечня технических средств, обеспечивающих информирование, ориентирование, навигацию и сигнализацию для инвалидов и иных маломобильных групп населения, полностью возложена на проектировщиков. В задание на проектирование никаких требований на этот счет теперь можно не включать. Отметим, что отказ от использования только унифицированных средств информирования, ориентирования и сигнализации противоречит базовому положению СП 59.13330.2020 (п. 1.1), в соответствии с которым «Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения – маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна)». Реализация принципа универсального дизайна возможна только при использовании унифицированных устройств.

Введение в действие с 1 июля 2021 года Свода правил СП 59.13330.2020, содержащего требования и терминологию, отличные от используемых в национальных стандартах, значительно усугубит общую ситуацию с наличием противоречащих друг другу требований в различных нормативно-правовых актах и документах по стандартизации и окончательно исключит возможность формирования единого доступного пространства на территории нашей страны.

Одним из первых шагов в направлении системного подхода к формированию безбарьерной среды в нашей стране, по мнению авторов, может и должно стать решение об отмене новой редакции СП 59.13330.2020 как не соответствующей требованиям Закона о стандартизации и Правилам разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил.

Прошло более трех лет после публикации статьи, выдержки из которой приведены выше. За это время ничего не изменилось. Все осталось по-прежнему. Но авторы статьи и сегодня не могут понять и объяснить:

  • как и почему стало возможным утверждение в декабре 2020 года новой редакции СП 59.13330.2020, разработанной с грубыми нарушениями установленной процедуры и сроков разработки и согласования сводов правил, установленных Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2016 года №624 «Об утверждении Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил»;
  • как и почему стало возможным включение в СП 59.13330.2020 «ДОСТУПНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ. СНиП 35-01-2001», распространяющийся исключительно на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, таких подразделов, как «Пешеходные пути через проезжую часть», «Остановочные пункты наземного пассажирского транспорта общего пользования», «Автозаправочные станции, топливно-раздаточные колонки, пункты мойки», не имеющих отношения к общественным зданиям;
  • как и почему стало возможным включение в СП 59.13330.2020 требований к обустройству знаковых средств отображения информации для инвалидов и тактильных наземных указателей, противоречащих требованиям действующего национального стандарта;
  • как стало возможным утверждение новой редакции СП 59.13330.2020 при том, что его содержание не соответствует заявленной области применения и не определена целевая аудитория, для которой он предназначен;
  • как стало возможным утверждение новой редакции СП 59.13330.2020 при наличии в его тексте грубых ошибок, неточностей, несоответствий положениям национальных стандартов. Ответы на эти вопросы представляют существенный интерес при попытках понять и объяснить:
  • почему так низка эффективность мер, предпринимаемых государством для формирования безбарьерной среды;
  • почему так низка отдача от вложенных и освоенных бюджетных средств, направленных на формирование безбарьерной среды;
  • почему разнонаправленные действия общественных объединений инвалидов и различных государственных ведомств и учреждений никак не удается сложить в единую, понятную для всех инвалидов систему последовательного выстраивания безбарьерной среды жизнедеятельности в нашей стране;
  • почему результатов этой работы не видят (не ощущают) инвалиды по зрению, а то, с чем они сталкиваются на практике, кроме неприятия и раздражения, ничего не вызывает.

По мнению авторов статьи, главной причиной сложившейся ситуации является именно абсолютизация неполных, нечетких и, в ряде случаев, недостаточно обоснованных требований, прописанных в СП 59.13330.2020, и игнорирование исчерпывающих, продуманных и обоснованных требований, прописанных в различных национальных стандартах.

Сегодня мы должны признать в качестве очевидных фактов, что:

  • более 90% тактильных наземных и напольных указателей обустроены с грубыми нарушениями установленных правил и технологии их обустройства, а это исключает возможность инвалидам по зрению пользоваться всеми тактильными наземными указателями в реальной жизни. При этом во многих случаях тактильные указатели обустроены таким образом, что создают реальную угрозу жизни и здоровью всех пешеходов. По самым грубым оценкам на неправильно и бесполезно проложенные тактильные указатели истрачено несколько десятков миллиардов рублей. Отметим, что демонтаж неправильно обустроенных тактильных указателей потребует в свою очередь несколько миллиардов рублей.
  • практически все знаковые средства отображения информации для инвалидов, являющиеся обязательными для использования информационными средствами, установлены случайно, бессистемно и практически не могут использоваться инвалидами. Причина этого в том, что требования к знаковым средствам для инвалидов и местам их установки в СП 59.13330.2020 и действующем национальном стандарте существенно различаются. В сложившейся ситуации возможность пользоваться тактильно-контрастными знаковыми средствами для инвалидов по зрению, предусмотренными национальным стандартом, исключена.
  • исключение из СП 59.13330.2020 положений об установке в зданиях с открытым доступом населения инфраструктурного оборудования системы радио-информирования и звукового ориентирования существенно затормозило внедрение этого оборудования в масштабах страны. Необходимо подчеркнуть, что это универсальное оборудование, реально обеспечивающее возможность самостоятельного передвижения инвалидов по зрению в городских условиях, крайне востребовано. По существу, оно обеспечивает возможность осуществления для инвалидов по зрению конституционного права свободного передвижения по территории Российской Федерации (в соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации). Несмотря на наличие национального стандарта ГОСТ Р 59431-2021 «Система радиоинформирования и звукового ориентирования для инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения. Технические требования. Методы испытаний» в ряде регионов страны указанное оборудование не устанавливалось из-за отсутствия его в СП 59 Отметим, что многими инвалидами по зрению отказ от установки указанного оборудования и его отсутствие в СП 59 воспринимаются как факты их дискриминации.
  • фактическое исключение из СП 59.13330.2020 положений, определяющих место и роль «разумного приспособления» и особенности его применения, привело к многочисленным фактам попыток оправдать откровенные ошибки и отклонения от установленных норм при приспособлении и адаптации действующих объектов для МГН спецификой и особенностями «разумного приспособления». В новой редакции СП остался один пункт (8.1.2), посвященный этому вопросу, следующего содержания:
  • При реконструкции и приспособлении существующих зданий и сооружений при выполнении проектных решений в рамках «разумного приспособления» с учетом 4.8 при невозможности обеспечить доступность всего здания в уровне входа должны быть выделены специальные помещения, зоны или блоки для обслуживания инвалидов основными услугами, оказываемыми в здании (сооружении).

Проблема заключается в том, что пункт 4.8 в СП 59.13330.2020 вообще отсутствует. Соответственно пункт 8.1.2 приобрел неопределенный, неконкретный характер и, как следствие, не может применяться в практической работе.

Авторы статьи отдают себе отчет, что ситуация, сложившаяся в связи с отказом от обязательного характера требований СП 59 при решении вопросов, связанных с формированием доступной среды, требует серьезного осмысления и пересмотра некоторых подходов, реализуемых на общероссийском уровне.

Во-первых, фактически поставлена под сомнение правомочность действующей системы паспортизации объектов на соответствие их требованиям доступности, т. к. в соответствии с действующим в настоящее время Методическим пособием Минтруда России от 18.09.2012 «Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность» единственным документом, в соответствии с требованиями которого проводится паспортизация, является СП 59.

В новых условиях для оценки доступности объекта и оказываемых на нем услуг необходимо учитывать также выполнение требований более десяти различных национальных стандартов. Возможно, это обстоятельство приведет к необходимости более широкого использования сертификации объектов и соответственно к повышению роли систем добровольной сертификации в области доступной среды. В любом случае, роль, значение и порядок проведения паспортизации объектов и услуг должны быть пересмотрены и уточнены.

Перечень основных публикаций журнала «Доступная Среда», посвященных различным аспектам паспортизации и сертификации, приведен в приложении к статье.

Во-вторых, поставлена под сомнение квалификация специалистов и социальных работников, проходивших обучение и подготовку в рамках обучающих семинаров по доступной среде, организованных Минтруда России, т. к. в основу обучения был заложен принцип обязательного исполнения требований СП 59 и необязательного характера всех без исключения национальных стандартов;

В-третьих, поставлена под сомнение квалификация экспертов, подготовленных в рамках Системы добровольной сертификации ВОИ «Мир, доступный для всех», т. к. в программу их обучения входил только СП 59.

Авторы вынуждены констатировать, что в настоящее время в стране крайне недостаточно специалистов в области доступной (безбарьерной) среды, обладающих знаниями действующих национальных стандартов в этой области. Авторам известно только о Системе добровольной сертификации в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения (СДС «Безбарьерность ИМГН»), в программу обучения специалистов которой входят все действующие национальные стандарты в области доступной среды. Отметим, что сертифицированными экспертами именно этой системы добровольной сертификации уже более десяти лет являются авторы этой статьи. О деятельности этой системы сертификации рассказывалось на страницах первого номера журнала «Доступная Среда».

Сегодня для авторов статьи, пятнадцать лет работающих в области формирования безбарьерной среды жизнедеятельности, как и для многих других специалистов-практиков, очевидно, что дальнейшие попытки упрощать реальную картину формирования безбарьерной среды и выстраивать на основе этого упрощенного подхода государственную политику в этой сфере дальше невозможно. Моральные, репутационные и финансовые издержки растут с каждым днем.

МНЕНИЕ АВТОРОВ: ЧТО ДЕЛАТЬ И С ЧЕГО НАЧИНАТЬ

Мы предлагаем начать с того, чтобы на общегосударственном уровне однозначно определить (уточнить), какие именно задачи мы должны решить в части формирования доступной среды на новом этапе. Со своей стороны, мы предлагаем для обсуждения следующую формулировку:

  • необходимо решить задачу формирования и поддержания единой общероссийской безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов на основе реализации общих принципов универсального дизайна и частных принципов разумного приспособления (там, где это необходимо, возможно и обоснованно) при выполнении требования недопущения причинения вреда всем гражданам (недопустимости создания для них каких-либо новых барьеров), на основе безусловного выполнения требований документов по стандартизации.

Решение этой задачи потребует как на федеральном, так и региональных уровнях (уровнях субъектов РФ) максимальной концентрации и объединения сил специалистов различных министерств и ведомств, а также сертифицированных экспертов, в т.ч. из числа людей с инвалидностью, представляющих интересы различных общественных объединений инвалидов.

Мы считаем, что с учетом разнообразия, сложности, многофункциональности задач, требующих решения на новом этапе в процессе формирования и поддержания общероссийской безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов, нецелесообразно возлагать ответственность за их комплексное решение на какое-либо конкретное министерство или ведомство. Накопившиеся нерешенные вопросы сегодня эффективно и оперативно могут быть решены только на общегосударственном уровне.

Мы предлагаем в качестве первоочередной меры создание при Комиссии по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации Временной рабочей экспертной группы по вопросам формирования безбарьерной среды с включением в нее компетентных специалистов –представителей различных ведомств, действующих систем добровольной сертификации в этой области, общероссийских объединений инвалидов, а также высокоавторитетных специалистов в этой области (на индивидуальной основе). Такая рабочая группа могла бы достаточно оперативно подготовить для дальнейшего обсуждения в рамках Комиссии по делам инвалидов проект Плана первоочередных мероприятий по реформированию сложившейся системы формирования и поддержания безбарьерной среды, в том числе в части управления, координации, государственного и общественного контроля. В рамках указанного плана также могут быть подготовлены предложения по внесению необходимых изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также в ряд нормативно-правовых и нормативно-технических документов федерального уровня, включая действующие национальные стандарты и своды правил.

Мы предлагаем также уже на первом этапе выделить приоритетную общегосударственную задачу, решение которой необходимо для обеспечения объективного оперативного информирования инвалидов различных групп функционирования о фактической доступности социально значимых объектов и услуг. Речь идет о введении и соблюдении определенных единых правил и требований к сайтам организаций, предоставляющих информацию или услуги населению.

Во-первых, необходимо определить, на сайты каких организаций эти требования должны распространяться. По нашему мнению, они должны распространяться на сайты:

  • всех органов государственной власти и местного самоуправления;
  • всех государственных и муниципальных учреждений, работающих с населением;
  • всех организаций, независимо от форм собственности, с участием государства, предоставляющих какие-либо услуги населению;
  • коммерческих организаций, оказывающих многофункциональные услуги населению, позиционирующих себя как объекты открытого доступа населения, доступные для инвалидов.

Во-вторых, необходимо обеспечить соответствие указанных выше сайтов требованиям национального стандарта ГОСТ Р 52872-2019 «Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы».

В-третьих, все указанные выше сайты должны предоставлять исчерпывающую объективную информацию о состоянии доступности объектов и особенностях предоставления услуг инвалидам различных групп функционирования.

В-четвертых, все указанные выше сайты должны обеспечивать возможность свободного размещения на них отзывов (замечаний, предложений) посетителей (потребителей услуг). При этом владелец сайта должен в срок не более месяца разместить на сайте информацию о принятых мерах или решениях, по существу, полученных замечаний или предложений.

Считаем необходимым отметить, что обеспечение соответствия сайтов указанным выше требованиям фактически снимает актуальность и целесообразность запросов и предложений по организации и ведению специализированных сайтов федерального и регионального уровней с оценкой уровня доступности объектов и услуг каких-либо групп объектов.

Авторы убеждены, что на вопросы и предложения, содержащиеся в статье, необходимо как можно быстрее найти ответы и принять соответствующие решения на государственном уровне. Слов на тему о важности создания доступной среды сказано много. Сегодня сложились все необходимые объективные условия, чтобы от слов и разнонаправленных действий можно было перейти к могут быть подготовлены предложения по внесению необходимых изменений в планомерной системной конструктивной работе. Эта работа должна учитывать реальные интересы инвалидов всех основных групп функционирования.

ПРИЛОЖЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ЖУРНАЛА «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» ПО ПРОБЛЕМАМ ПАСПОРТИЗАЦИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

Д.П. ПЕТРАКОВ, Л.П. АБРАМОВА, Н.В. КРЕЛЬ, С.С. СОХРАНСКИЙ. «Система добровольной сертификации в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения. Выводы, рекомендации и выявленные системные несоответствия по итогам работы» Выпуск №1 (февраль 2020 года).

Д.П. ПЕТРАКОВ. «Системные ошибки при паспортизации объектов и услуг» Выпуск №5 (март 2021 года).

С.В. ЧИСТЫЙ. «Паспортизация и сертификация. Сравнительный анализ законодательного и нормативного обеспечения», Выпуск №12 (декабрь 2022 года). 

А.В. ДОСТУПЕНКО. «Паспортизация и сертификация. Для чего они существуют» Выпуск №13 (март 2023 года). 

А.М. ГАРНЕЦ. «Паспортизация и сертификация. Не надо их противопоставлять друг другу» Выпуск №13 (март 2023 года).

С.В. ЛАРИН. «Потенциал паспортизации еще не исчерпан!» Выпуск №14 (июнь 2023 года).

А.М. ГАРНЕЦ «Для чего и для кого нужны паспортизация и сертификация» Выпуск №14 (июнь 2023 года).

Отчет о круглом столе «Актуализация паспортов доступности профессиональных образовательных организаций для инвалидов» Выпуск №17 (март 2024 года).