ОБЩЕСТВО, БИЗНЕС И ПРИРОДНЫЕ РЕШЕНИЯ

Гаранюшкин М.Н., начальник отдела экспертизы Социально ориентированной организации Союз защиты экологических прав населения Московской области (СЗЭПН МО), г. Москва

Попов А.А., кандидат технических наук. Академик Российской академии естественных наук. Председатель правления Социально ориентированной организации Союз защиты экологических прав населения Московской области (СЗЭПН МО), г. Москва

Цели устойчивого развития (ЦУР) были разработаны и утверждены в 2015 году Генеральной ассамблеей ООН в качестве «плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех». Эффективность выполнения ЦУР напрямую зависит от заинтересованности общества в решении экологических проблем и от его вовлеченности в процесс устойчивого использования и управления природными и антропогенными экосистемами. Таким образом, в настоящее время существует острая необходимость в реализации природных решений. В резолюции по природным решениям 5-й сессии Ассамблеи ООН (2022 г.) дано такое определение: Природные решения (nature-based solutions) – действия по защите, сохранению, восстановлению, устойчивому использованию и управлению природными и антропогенными измененными наземными, пресноводными, прибрежными и морскими экосистемами, которые эффективно и адаптивно решают социальные, экономические и экологические вызовы, одновременно обеспечивая благосостояние людей, экосистемные услуги, устойчивость и выгоды для биоразнообразия.

Человечество, включая группы, подлежащие социальной защиты, неразрывно связано с природой и полностью зависит от нее в вопросах выживания, благополучия и экономического процветания. Деградация природы ведет к сокращению количества и качества благ, которые человек получает от природы благодаря ее экосистемным услугам и которые необходимы для обеспечения экономической стабильности и устойчивости во всем мире.

Природные решения могут повысить адаптивность социально-экономических систем к экологическим бедствиям, повышая их устойчивость. Снижение уязвимости к природным катаклизмам становится все более актуальным, поскольку население, особенно социально незащищенные его слои, сильно зависит от природных ресурсов для обеспечения продовольствием и получения дохода. Актуальность природных решений также высока для территорий с низкой плотностью населения (10 и менее человек на 1 квадратный километр), т.е. подавляющей части территории России.

Каждый человек может внести свой вклад в решение проблемы изменения климата и охраны окружающей среды. Например, можно перерабатывать (сортировать) отходы, ходить пешком или ездить на велосипеде, высаживать деревья, экономить воду и электроэнергию, и это лишь малая часть из того, что может быть сделано. На первый взгляд, речь идет о маленьких шагах, но они действительно важны, особенно в том случае, если это делается во всем сообществе. В тоже время материальная компенсация таких действий минимальна, в основном она связана с внесением меньшей платы за потребление воды и энергоресурсов.

Основой социального альтруизма является вовлечение местных сообществ в управление природными ресурсами для повышения их социальной сплоченности и устойчивого управления экосистемами. Подобными направлениями могут стать:

  • восстановление и защита прибрежных экосистем для защиты побережий и прибрежных зон;
  • восстановление и защита лесов и болот для улучшения водной безопасности, снижения рисков наводнений, эрозии почв и оползней;
  • дружественное природе сельское хозяйство для увеличения устойчивости продукции к вредителям, заболеваниям и экстремальным температурам.

Для перехода от декларирования альтруизма общества к природным решениям, в современном мире, он должен быть интегрирован с мотивационными элементами материальными и не материальными. Первые предполагают частичную занятость местных жителей в природных решениях, а вторая получение общественных благ, от повышения качества окружающей среды до финансирования собственниками природных решений, просветительных и благотворительных мероприятий местных органов муниципальной власти.

Интерес бизнеса к природным решениям определён следующими основными аспектами:

  • возможность компенсации выбросов парниковых газов в условиях ужесточения климатического регулирования;
  • оценка рисков и возможностей, связанных с воздействием экосистемных услуг на бизнес;
  • возможность получения дополнительных средств в рамках схем ответственного финансирования для реализации стратегий устойчивого развития.

Природные климатические решения применяются в стратегиях по декарбонизации и защите охраны окружающей среды. Использование углеродных кредитов/офсетов с учетом природных решений возможно компаниями в рамках обязательных и добровольных углеродных рынков, которые принято называть «невещественными».

На нерегулируемых добровольных рынках чаще всего в регионах или секторах экономики используются углеродные кредиты под добровольное сокращение выбросов. Используются сокращения — ограничение и торговля (cap-and-trade) — тип углеродного компенсатора (offset), обмениваемого на добровольном, внебиржевом рынке на получение углеродных кредитов, где доля добровольного финансирования составляет часть рыночной стоимости углеродных компенсаций, или на «предварительное соответствие». Их используют компании и частные лица, когда принимают на себя ответственность за компенсацию собственных выбросов. Их мотивацией является этическое мышление, корпоративная социальная ответственность и даже конкурентные преимущества: связи с общественностью, имидж.

Эта форма снижения выбросов парниковых газов сосуществуют с регулируемым углеродным рынком (РУР). Последний функционирует в рамках теории неоклассической экономики рыночных подходов: право собственности на ресурсы, возможность продажи и покупки дефицитных ресурсов, потребности, поведение людей, спрос и предложение функций дефицитных экосистем и пр. Практика функционирования регулируемых углеродных рынков подтвердила жизнеспособность этого экономического инструмента в разрешении климатической проблемы и повысила достоверность их инвестиционной составляющей.

Значение РУР резко возрастает с внедрением пограничного контроля углеродного механизма, в первую очередь ЕС. Европейские эксперты рассматривают потенциальные возможности внедрения минимальной цены в рамках СТВ ЕС. По их мнению, минимальная цена на аукционе могла бы не только способствовать дополнительному сокращению выбросов, повысит эффективность дополнительных мер, обеспечит поступление доходов для дальнейших действий в защиту климата и поможет регулировать избыточное предоставление разрешений в результате внешних потрясений.

Стоимость углеродных единиц в мире существенно отличается, при этом на добровольных рынках она существенно меньше, чем на регулируемых.  Так в России добровольные углеродные единицы, выпущенные по лесоклиматическим проектам, продают по цене 5-10$ за тонну, а американская НКО Arbor Day Foundation, посадившая свыше 500 миллионов деревьев, выпускает углеродные единицы и реализует проекты из США, Никарагуа и Перу по стоимости 40$ за тонну. Это наиболее успешная цена продажи, которая формируется благодаря участию в проектах местных общин. Важно понимать, что эти проекты имеют широкую поддержку и за свою направленность на социальную защиту. Для сравнения, швейцарская компания Climeworks адсорбирует углекислый газ и совместно с исландской компанией Carbfix закачивает его под землю, где CO2 вступает в реакцию с базальтовой породой, образуя минералы. Затраты на одну тонну углекислого газа составляют 1200 долларов США. И это самые дорогостоящие углеродные единицы в мире.

Бизнес может вносить вклад в охрану окружающей среды, внедряя стратегии, направленные на устойчивое использование природных ресурсов и минимизацию негативного воздействия на экосистемы. Компании могут внедрять вторичную переработку отходов, снижать свои затраты на водоснабжение и водоотведение повышать свою энергоэффективность, уменьшая негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, обществу и бизнесу следует искать компромиссные пути реализации своего альтруизма в отношении природных решений, используя компоненты финансовой мотивации.