СИСТЕМНЫЕ ОШИБКИ ПРИ РЕШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Д.П. ПЕТРАКОВ, главный эксперт СДС «Безбарьерность ИМГН», директор АНО «НЦ «АСИ», Санкт-Петербург
Д.Р. МАКЕЕВА, руководитель Федерального методического центра по инклюзивному образованию Института развития профессионального образования, Москва
С.П. ИВАНОВ, региональный технический эксперт СДС «Безбарьерность ИМГН», специалист по цифровой доступности АНО «НЦ «АСИ», Санкт-Петербург

Проводимая с 2021 года работа по оценке соответствия мероприятий по организации инклюзивного образования и созданию специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) позволила сформировать перечень системных ошибок, допущенных учреждениями, содержащих высокую вероятность наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

В соответствии с положениями Федерального закона от 04.05.2011 №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» под грубым нарушением лицензионных требований в сфере образования понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных соответствующими правилами, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 ФЗ-99, в которой определен исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований.

При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан. Анализ и систематизация выявленных ошибок позволяют сформировать перечень мер, направленных на минимизацию рисков, а возможность в рамках положений ст. 23 Федерального закона от 31.07.2020 №248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» и Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184 удостоверять соответствие сведений и реализованных мероприятий для целей формирования инклюзивной образовательной среды является дополнительной информацией для органов контроля (надзора) при планировании и проведении государственного контроля (надзора) в сфере образования и формировании единой правоприменительной практики с учетом риск-ориентированного подхода.

Эффективной мерой содействия учреждениям в подготовке и принятии управленческих решений при формировании планов и реализации мероприятий по формированию инклюзивной образовательной среды могут являться стандарты организаций, разработанные на основании рекомендаций Федерального методического центра по инклюзивному образованию (ФМЦИО) при непосредственном участии экспертов. Рекомендациями устанавливаются критерии оценки инклюзивности образовательной организации в сфере среднего профессионального образования, определяющие необходимые и достаточные условия, гарантирующие недопущение причинения вреда инвалидам и иным МГН, что впоследствии является отправной точкой для разработки стандарта организации, учитывающего конкретные мероприятия по формированию инклюзивной образовательной среды.

Особое место при анализе ошибок при решении отдельных задач формирования инклюзивной образовательной среды в системе профессионального образования (СПО) занимает наличие или отсутствие у учреждений доказательств добросовестности в соответствии со ст. 23 ФЗ-248. Проведенное в 2021 году самообследование условий доступности учреждениями СПО выявило следующие общие проблемы:

  • В ряде случаев используется оборудование, не предназначенное для целей формирования безбарьерной среды, что содержит в себе угрозу причинения вреда в будущем, а также признаки неэффективного или нецелевого расходования средств.
  • На объектах оценки не внедрены требования профессионального стандарта, устанавливающего требования к знаниям, умениям персонала, выполняющего трудовые функции ассистента (помощника), оказывающего учащимся необходимую техническую помощь.
  • Повсеместно на объектах отсутствует фотолюминесцентная система управления движением людей по эвакуационным путям для уменьшения времени эвакуации и информирования о структуре путей эвакуации, правилах поведения в условиях ограниченной видимости или полной темноты (аварийного отключения освещения), при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации, вызывающей необходимость безопасной эвакуации и спасения людей, в том числе лиц с инвалидностью.
  • В подавляющем большинстве учреждений мероприятия при формировании условий доступности, безопасности, комфортности и информативности для лиц с нарушением зрения (как планируемые, так и реализованные) содержат в себе грубые нарушения действующих требований.

Проведенное выборочное исследование (оценка соответствия) сведений, отраженных в представленных материалах, характеризующих условия доступности, безопасности, информативности и комфортности для инвалидов, требованиям, установленным нормативными, нормативно-техническими документами РФ, дает основание утверждать, что представленные сведения не обеспечивают меры предупреждения причинения вреда в будущем.

По итогам оценки проведенного мониторинга были рекомендованы следующие мероприятия для устранения выявленных нарушений:

  • проведение ФМЦИО вебинара с представителями профессиональных образовательных организаций (ПОО) и органов исполнительной власти (ОИВ) по разбору выявленных несоответствий и рекомендациями по их устранению;
  • организация повышения квалификации сотрудников базовых ПОО и ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) по программе «Современные подходы к организации и внедрению инклюзивной среды в образовательных организациях»;
  • подготовка инспекторов в области предупреждения причинения вреда в учреждениях и их постоянное сопровождение;
  • организация подписки на журнал «Доступная Среда»;
  • проведение внешнего аудита и сертификации плана корректирующих действий.

По объективным причинам из всех мероприятий были в том или ином объеме реализованы:

  • проведение ФМЦИО вебинара с представителями ПОО и ОИВ по разбору выявленных несоответствий и рекомендациями по их устранению;
  • организация повышения квалификации сотрудников базовых ПОО и РУМЦ по программе «Современные подходы к организации и внедрению инклюзивной среды в образовательных организациях».

Предварительный анализ первоочередных мероприятий, планируемых к реализации учреждениями СПО на период 2022 года, позволил сделать вывод, что реализация плана первоочередных мероприятий по повышению показателей доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ объектов и услуг, предоставляемых ПОО, с учетом мер предупреждения причинения вреда при формировании безбарьерной среды остается на том же уровне, что и ранее. Отчет о реализации плана первоочередных мероприятий был предоставлен 2168 из 2903 ПОО, заполнивших план первоочередных мероприятий в 85 субъектах Российской Федерации.

В качестве достаточно типичного примера ниже приведены результаты обработки предоставленных ПОО одного из регионов сведений в части повышения показателей доступности объектов и услуг для инвалидов и лиц с ОВЗ, которые были рекомендованы ПОО к первоочередной реализации.

Таблица 1. Адаптация официального сайта образовательной организации в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52872-2019

Выпол-

нено

в %

Выпол-нено

(кол-во)

Не

выпол-

нено

в %

Не

выпол-

нено

(кол-во)

В плане

реали-

зации

в %

В плане

реали-

зации

(кол-во)

Отсутствует

финан-

сирование

в %

Отсутствует

финан-

сирование

(кол-во)

Не

плани-

руется

в %

Не

плани-

руется

(кол-во)

49.63%

1076

50.37%

1092

31.04%

673

7.43%

161

11.90%

258

Красочная значок диаграмма, плоский формат

Следует отметить, что даже если ПОО заявляет о реализации какого-либо мероприятия, далеко не всегда это соответствует действительности. Так, например, предварительный анализ реализации плана первоочередных мероприятий показывает, что адаптацию официального сайта образовательной организации в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52872-2019 выполнили 49% ПОО и еще 31% имеют в плане реализации. Однако при проведении проверки установлено, что данное мероприятие в отдельных регионах реализовано не более чем у 9% ПОО.

Из положительных аспектов следует отметить наличие фактов документального подтверждения соответствия мероприятий ПОО. Например, документальное удостоверение соответствия было предоставлено Краевым государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Автомобильно-технический колледж» г. Уссурийск, а именно сертификат соответствия №568/08.22-СУММГН, выданный органом по сертификации – Федеральным бюджетным учреждением «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Санкт-Петербург и Ленинградской области».

Предварительный анализ отчетных данных о реализации плана первоочередных мероприятий в некоторых регионах показал следующее:

— в отчете о реализации плана первоочередных мероприятий заявлено, что проведение аудита официального сайта образовательной организации выполнили 12% ПОО, однако при проведении проверки установлено, что данное мероприятие не реализовано и не планируется ни у одного ПОО.

Также по результатам выборочной проверки обустройство входов оборудованием системы радиоинформирования и звукового ориентирования для инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения с целью обеспечения возможности самостоятельного или с помощью персонала передвижения по объекту в целях доступа к месту предоставления услуги не соответствует требованиям ГОСТ Р 59431-2021.

Таблица 2. Наличие на входе на территорию учреждения системы радиоинформирования и звукового ориентирования в соответствии с ГОСТ Р 59431-2021

Выпол-

нено

в %

Выпол-нено

(кол-во)

Не

выпол-

нено

в %

Не

выпол-

нено

(кол-во)

В плане

реали-

зации

в %

В плане

реали-

зации

(кол-во)

Отсутствует

финан-

сирование

в %

Отсутствует

финан-

сирование

(кол-во)

Не

плани-

руется

в %

Не

плани-

руется

(кол-во)

11,85%

257

88,15%

1911

38,88%

843

15,91%

345

33,35%

723

К сожалению, в большинстве случаев по всем проводимым мероприятиям в плане реализации подобные ошибки остаются на системном уровне. Существенное количество ПОО, которые в рамках самообследования указали на отсутствие доступности, не планируют в 2022 году реализовывать первоочередные мероприятия, выполнение которых позволило бы ПОО скорректировать ошибки, выявленные по итогам самообследования и мониторинга доступности 2021 года.

Проведенный анализ представленных материалов по итогам реализации ПОО планов первоочередных мероприятий, а также поступивших обращений представителей ПОО позволяет сделать следующие выводы:

  1. При подготовке технических заданий и требований к результатам работ/услуг учреждениями СПО не учитываются требования документов национальной системы стандартизации, что является обязательным требованием, определенным п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ФЗ-44), а именно:
    При составлении описания объекта закупки должны учитываться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми ском регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
  2. При установлении требований к результатам работ (услуг) заказчики (учреждения СПО) не используют право, установленное п. 3 ч. 1 ст. 33 ФЗ-44, а именно: учреждение имеет право установить требование к качеству поставляемой продукции, выполненных работ (оказанных услуг) следующего содержания:
  • В целях подтверждения соответствия выполненных по контракту работ и/или оказанных услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, подрядчику по итогам выполнения работ (оказания услуг) предоставить документ (сертификат соответствия), удостоверяющий соответствие выполненных работ (оказанных услуг) мерам предупреждения причинения вреда охраняемым законом ценностям при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения, полученный в порядке, установленном соответствующими системами сертификации.

При подготовке технических заданий и требований к работам/услугам, связанным с подготовкой проектных и иных материалов, заказчику рекомендуется отражать в качестве обязательных приведенные ниже нормативные документы, требования которых направлены на предупреждение причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Документы, входящие в следующие перечни:

  • Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 г. №2438-р.
  • Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
  • Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
  • Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. №23-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Базовые национальные стандарты:

  •  ГОСТ Р 52875-2018 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования.
  • ГОСТ Р 51261-2017 Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования документов по стандартизации.
  • ГОСТ Р 59431-2021 Система радиоинформирования и звукового ориентирования для инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения. Технические требования. Методы испытаний.
  • ГОСТ Р 52872-2019 Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

Иные нормативные и нормативно-технические документы, действие которых направлено на предупреждение причинения вреда в будущем, в том числе в части защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

При подготовке заданий на проектирование или технических заданий и требований к работам/услугам, предъявляемых к подрядчику, рекомендуется использовать право, установленное ч. 3 ст. 33 ФЗ-44, а именно «установить требование к подрядчику в целях подтверждения соответствия выполненных по контракту работ и/или оказанных услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также требованиям сводов правил и документов национальной системы стандартизации подрядчику предоставить документ (сертификат соответствия), удостоверяющий качество выполненных работ (оказанных услуг), мерам предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения, полученный в порядке установленном соответствующей системой сертификации».

Авторы считают, что одними из эффективных мер по повышению показателей доступности объектов СПО являются меры, запланированные по итогу мониторинга 2021 года, а именно:

  • подготовка инспекторов в области предупреждения причинения вреда в учреждениях и их постоянное сопровождение.
  • организация подписки на журнал «Доступная Среда».
  • проведение внешнего аудита и сертификации плана корректирующих действий.