ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ВОПРОСОВ ДОСТУПНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ОХТИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Г.Н. КРАСНОВСКАЯ, директор СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж»,
В.Ю. КУКЛИНА, заведующая структурным подразделением «Базовый центр, обеспечивающий поддержку функционирования системы инклюзивного среднего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в Санкт-Петербурге»

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», федеральные проекты «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс), «Цифровая образовательная среда», проекты платформы «Россия – страна возможностей», реализуемые в области образования, ежегодное проведение чемпионатов по профессиональному мастерству среди инвалидов в рамках движения «Абилимпикс» значительно подняли уровень среднего профессионального образования, сделали его востребованным и более доступным для учащихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Агрегаторами процесса развития инклюзивного среднего профессионального образования в регионах являются базовые профессиональные организации, к числу которых относится Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Охтинский колледж».

Решение вопросов доступности в Охтинском колледже строится на основе проектного подхода, воплощенного в программе и проектах развития колледжа. Проекты направлены на развитие материальной базы учреждения по стандартам Ворлдскиллс, Абилимпикс, ориентированы на принципы универсального дизайна и ставят своей целью решение основной цели программы развития – создание условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в доступном качественном образовании по основным программам среднего профессионального образования (СПО), программам профессионального обучения, в интересах социально-экономического развития Санкт-Петербурга.

К основным результатам реализации проектного подхода в СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж» можно отнести следующее:

1. Сформирован имидж учебного учреждения, целенаправленно занимающегося инклюзивным профессиональным образованием. Созданы структурные подразделения «Базовый центр, обеспечивающий поддержку функционирования системы инклюзивного среднего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ) и инвалидов в Санкт-Петербурге», Ресурсный учебно-методический центр СПО «Лабораторный химический анализ» (РУМЦ СПО), «Центр профориентации, профессионального сопровождения и консультирования инвалидов (детей-инвалидов)», Региональный центр развития движения «Абилимпикс» (РЦРД).

Таблица 1 Нозологии, по которым обучаются студенты в колледже (Численность студентов по программам СПО)

Нозологии В 2018 году ЛОВЗ В 2018 из ЛОВЗ инвалиды В 2019 году ЛОВЗ В 2019 году из ЛОВЗ инвалиды В 2020 году ЛОВЗ В 2020 из ЛОВЗ инвалиды В 2021 году ЛОВЗ В 2021 из ЛОВЗ инвалиды
Нарушения слуха 1 0 7 6 13 12 9 9
Нарушения зрения 3 1 4 1 3 2 2 2
Нарушения ОДА 3 3 1 1 2 2 3 3
Общие заболевания 5 5 7 7 10 10 19 19
ЗПР 4 0 4 0 1 0 0 0
Нарушения речи 0 0 0 0 1 0 1 0
Итого: 16 9 23 15 30 26 34 33
Таблица 2 Нозологии, по которым обучаются студенты в колледже (Численность студентов по программам профессионального обучения)

Нозологии В 2018 году ЛОВЗ В 2018 из ЛОВЗ инвалиды В 2019 году ЛОВЗ В 2019 году из ЛОВЗ инвалиды В 2020 году ЛОВЗ В 2020 из ЛОВЗ инвалиды В 2021 году ЛОВЗ В 2021 из ЛОВЗ инвалиды
Нарушения слуха 0 0 0 0 0 0 2* 2*
Нарушения зрения 1 0 0 1 0 0 0 0
Нарушения ОДА 0 0 1 1 0 0 0 0
Общие заболевания 1 1 1 10 0 0 0 0
Интеллектуальные нарушения 25 14 20 0 35 20 39 25
Итого: 27 15 22 12 35 26 39 33

* Два студента из коррекционных групп кроме интеллектуальных нарушений имеют нарушение слуха, один из них глухой (обучение сопровождает сурдопереводчик).

** Один студент кроме интеллектуальных нарушений имеет нарушение речи.

2. Обеспечено оснащение учебных аудиторий и мастерских современным высокотехнологичным оборудованием (по всем направлениям подготовки кадров), мультимедийной техникой с возможностью применения системы электронного обучения и интернет-технологий;

3. 100% педагогических кадров повысили квалификацию по направлениям инклюзивного образования, Ворлдскиллс и Абилимпикс.

С 2018 года СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж» является базовой профессиональной образовательной организацией, обеспечивающей поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов. За этот период колледж дважды в 2018-м и 2021 году), пройдя конкурсный отбор Министерства просвещения Российской Федерации, получил субсидию в рамках программы «Доступная среда» из федерального бюджета и региональное софинансирование на создание и развитие базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов.

С 2021 года, пройдя аналогичный конкурсный отбор, колледж является также ресурсным учебно-методическим центром по направлению «Лабораторный химический анализ» (РУМЦ СПО).

Средства полученной субсидии были направлены на развитие доступности оказываемых образовательных услуг, создание специальных условий для обучения студентов с различными нарушениями функций организма. Ежегодно около 10% контингента обучающихся колледжа составляют студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды.

Вход в колледж доступен для обучающихся различных нозологических групп. Он оборудован тактильной мнемосхемой и информационной визуально-тактильной табличкой с названием организации. Для обучающихся с нарушенными функциями и поражением опорно-двигательного аппарата имеются стационарный вертикальный подъемник (платформа), пандус, мобильный лестничный электрический подъемник гусеничного типа, два специализированных санузла.

На прилегающей территории, входной группе, на первом этаже учебного корпуса по адресу Санкт-Петербург, пр. Большевиков, 38, к. 1 установлено оборудование радиоинформирования и звукового ориентирования «Говорящий город», предназначенное для обеспечения доступности, безопасности, комфортности и информативности учебного корпуса для инвалидов по зрению. Имеется экспертное заключение Системы добровольной сертификации «Безбарьерность ИМГН», подтверждающее, что оборудование сертифицировано, установлено и работает в соответствии с действующими нормативными требованиями.

Динамика численности студентов колледжа с инвалидностью по программам СПО
Динамика численности студентов колледжа с инвалидностью по программам СПО

Входная группа и первый этаж здания имеют информационный терминал ISTOK с сенсорным экраном, со встроенной индукционной системой (для передачи звука на слуховые аппараты), со специальным ПО для инвалидов INVA TOUCH с сенсорным управлением для незрячих людей, с автоматическим озвучиванием текста голосом. Аудитории, актовый зал и конференц-зал оборудованы акустической системой, обеспечивающей мягкое усиление звука, его равномерное распространение по помещению, а также передачу голоса говорящего непосредственно на слуховой аппарат или наушники FM-передатчика.

Дополнительно для обеспечения взаимодействия сотрудника со слабослышащим обучающимся или посетителем учебные аудитории и кабинеты специалистов имеют переносную индукционную панель, имеющую радиус действия до двух метров, со встроенным микрофоном и аккумулятором. Для организации общения группы глухих обучающихся с преподавателем имеются мобильный радиокласс, текстофоны. Входная группа и все четыре этажа здания оборудованы электронным табло для отображения текстовой и цифровой информации бегущей строкой. Весь перечень оборудования учебного места студента по профессии лаборант эколог представлен на сайте структурного подразделения колледжа «Ресурсный учебно-методический центр «Лабораторный химический анализ» 

Динамика численности обучающихся в колледже с ОВЗ и инвалидностью по программам ПО
Динамика численности обучающихся в колледже с ОВЗ и инвалидностью по программам ПО

В 2021 году в колледже оборудован коворкинг для людей с нарушением зрения, где имеются четыре рабочих компьютерных места с программным обеспечением для незрячих, современная увеличительная и печатающая техника для обеспечения учебных потребностей незрячих людей, а также пространство для общения и чайно-кофейная зона.

С целью развития инклюзивного подхода в образовании коворкинг используется не только незрячими людьми, но активно работает как стажировочная площадка в дополнительном профессиональном образовании педагогов в рамках проекта «Эффективные кадры региональной системы инклюзивного профессионального образования». Тренинги для преподавателей и мастеров производственного обучения с нормальным зрением в условиях полной темноты помогают эффективней понять учебные потребности незрячего и выстроить педагогу образовательный процесс и его сопровождение.

Охтинский колледж является основной площадкой повышения квалификации педагогов в направлении инклюзивного профессионального образования. За период с 2018 года в колледже по 15 дополнительным профессиональным программам прошли повышение квалификации более 1500 слушателей.

Динамика численности обучающихся в колледже инвалидов по слуху
Динамика численности обучающихся в колледже инвалидов по слуху

В рамках инклюзивного образовательного пространства в учебном и воспитательном процессе активно применяются материалы мультимедийного издания Национальной мультимедийной библиотеки. Методические материалы мультимедийной библиотеки подготовлены ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» и приобретены в рамках субсидии на развитие в колледже доступной среды. Мультимедийные издания позволяют в занимательной и доступной для людей с различными особенностями восприятия учебного материала (аудио- и видеоканалы восприятия) изучать символику нашего государства в ретроспективе, проводить классные часы, занятия по обществознанию, истории и иностранным языкам.

В комплекте с материалами мультимедийной библиотеки имеется Mедиагид– устройство для оптической идентификации и воспроизведения аудиоконтента в количестве 20 штук. Устройства хранятся в алюминиевом кейсе, обеспечивающем зарядку, синхронизацию и дезинфекцию. К медиагиду можно подключить наушники, что позволяет одновременно работать с контентом всей группе студентов в удобном темпе и последовательности. В комплект мультимедийных изданий входят атласы с текстовой информацией и аудиоконтентом на русском, английском, французском языках, выставочные стенды, мультимедийные карты.

Динамика численности обучающихся в колледже инвалидов по зрению
Динамика численности обучающихся в колледже инвалидов по зрению

С 2022 года для обеспечения передвижения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в образовательную организацию, к местам проведения мероприятий для инвалидов, в том числе конкурсов профессионального мастерства, профориентационных мероприятий, а также оказания необходимой им психолого-педагогической помощи на дому используется специально оборудованное автотранспортное средство.

Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями в колледже ведется профессиональная подготовка по профессиям изготовитель изделий из лозы, столяр, портной. В учебных кабинетах и мастерских для этой категории обучающихся созданы все условия доступности.

Обучающиеся и выпускники этой нозологической группы имеют высокие достижения в конкурсах профессионального мастерства «Абилимпикс» как на региональном, так и национальном уровне. С 2017 года они ежегодно становятся победителями и призерами Национального чемпионата «Абилимпикс» в категории «Лозоплетение».

Система сопровождения инклюзивного профессионального образования включает в себя работу психологов, социальных педагогов, тьюторов, сурдопедагогов, сурдопереводчиков, ассистентов и волонтеров.

Динамика численности обучающихся в колледже инвалидов ПОДА
Динамика численности обучающихся в колледже инвалидов ПОДА

Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой один из важнейших компонентов профессиональной деятельности, комплексного взаимодействия специалистов профессиональной образовательной организации, занятых в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (педагог, педагог-психолог, сурдопедагог, тифлопедагог и др.), и заключается в создании оптимальных социально-психологических условий для успешного обучения, социализации и развития обучающихся в образовательном процессе. Психолого-педагогическое сопровождение ориентировано на полноценное и эффективное получение профессионального образования всеми обучающимися образовательного учреждения, реализующими инклюзивную практику. В рамках образовательного процесса создается атмосфера эмоционального комфорта, формируются взаимоотношения в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формируется позитивная, социально направленная учебная мотивация.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью включает:

  • коррекционно-диагностическое направление (диагностика личности обучающихся, разработка и проведение индивидуальных/ групповых коррекционных занятий);
  • профилактическое направление (изучение личных дел обучающихся, психолого-педагогические консилиумы, организация и проведение психопрофилактических мероприятий);
  • консультативное направление;
  • научно-методическое направление (организация и проведение конкурсов профессионального мастерства для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью совместно с ресурсным центром колледжа, разработка рабочих программ учебных дисциплин адаптационного цикла, публикация статей и научно-методических материалов, выступления на конференциях разного уровня, профориентационная работа).
Динамика численности обучающихся в колледже инвалидов по общему заболеванию
Динамика численности обучающихся в колледже инвалидов по общему заболеванию

Кроме традиционных методик в процессе сопровождения обучающихся с инвалидностью и педагогов используются аппаратные психофизиологические методы: 1) устройство психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 «Психофизиолог», 2) массажное кресло Sensa Swede EC-325A Beige. Цели применения данных средств:

  • дают возможность психологической разгрузки;
  • предоставляют новый сенсорный опыт;
  • побуждают к развитию самонаблюдения;
  • вырабатывают навыки психологической саморегуляции.

Аппаратные психофизиологические методы применяются в профилактическом и коррекционном направлении работы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса СПО; направлены на развитие адаптивных возможностей всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, их родителей и педагогов. Они обеспечивают решение задач, направленных на регуляцию уровня психоэмоционального напряжения субъектов образовательного процесса (обучающихся, их родителей и педагогов). Эти методы являются вспомогательным инструментом комплексной работы, направленной на сбережение и укрепление психологического благополучия обучающихся и педагогов, лежащего в основе профессионального здоровья и обеспечивающего работоспособность и профессиональное долголетие в трудовой деятельности.

Введение в 2021 году в учебный процесс трех новых отремонтированных учебных мастерских и лабораторий, открытие подготовки по пяти новым профессиям, коворкинга для незрячих, оснащение системой «Говорящий город» учебного корпуса на учебной площадке пр. Большевиков, 38 к. 1, доступных для обучающихся с различными нозологиями, делает СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж» лидером системы инклюзивного среднего профессионального образования в Санкт-Петербурге.

К началу нового учебного года мы должны решить задачу обеспечения соответствия сайта колледжа требованиям действующего национального стандарта ГОСТ Р 52872 «Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности». Кроме того, нам предстоит закупить индивидуальные эвакуационные кресла, отремонтировать тактильные наземные предупреждающие указатели и обновить контрастные полосы на краевых ступенях лестничных маршей.