ОТЧЕТ О КРУГЛОМ СТОЛЕ «АКТУАЛИЗАЦИЯ ПАСПОРТОВ ДОСТУПНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ»

Материал предоставлен Отделом цифровой доступности департамента по развитию цифровых проектов АНО «НЦ «АСИ»

АНО «Национальный центр содействия эколого-социальному и инновационному развитию территорий» провел 6 февраля 2024 года круглый стол с участием специалистов профессиональных образовательных организаций (ПОО) и соответствующих ресурсно-методических центров (РУМЦ) «Актуализация паспортов доступности ПОО для инвалидов». Была детально рассмотрена форма паспорта доступности для инвалидов объектов и предоставляемых в них услуг в сфере профессионального образования. Круглый стол был проведен в формате видеоконференцсвязи.

В качестве модераторов и основных спикеров на круглом столе выступили директор АНО «НЦ «АСИ», эксперт независимой антикоррупционной экспертизы Минюста РФ Дмитрий Петраков и старший прокурор организационно-методического отдела Прокуратуры Санкт-Петербурга Екатерина Носенок.

Актуальность проведения круглого стола обусловлена необходимостью выполнения требований Приказа Минобрнауки России «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» от 9 ноября 2015 года №1309 и устранению выявленных основных ошибок при паспортизации.

В рамках круглого стола были рассмотрены следующие основные вопросы:

  • условия предупреждения причинения вреда жизни, здоровью, особые требования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проблемы и способы решения;
  • особенности применения документов национальной системы стандартизации;
  • основные аспекты прокурорского надзора и системные ошибки, учитываемые при проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
  • пример паспорта доступности.

В ходе КС были рассмотрены и прокомментированы основные положения о паспорте доступности для инвалидов в ПОО, которые конспективно могут быть представлены следующим образом.

Значение паспорта доступности

Паспорт доступности для инвалидов в ПОО является не просто формальным документом, подлежащим актуализации в соответствии с нормативно-правовыми актами (НПА). Его роль заключается в активном обеспечении полноценной доступности учебного заведения для всех учащихся, включая инвалидов и учащихся с ОВЗ.

Содержание паспорта доступности

Паспорт доступности описывает текущее состояние доступности образовательной организации для инвалидов и учащихся с ОВЗ. Он включает в себя анализ архитектурных, технических, информационных и коммуникационных барьеров, мешающих полноценному обучению и участию в жизни учащихся с инвалидностью и посетителей.

Дорожная карта доступности

Дорожная карта доступности является частью этого паспорта и определяет конкретные шаги и мероприятия для устранения выявленных барьеров. Она должна быть живым планом, регулярно пересматриваемым и обновляемым с учетом изменений в законодательстве, технологиях и потребностях учащихся.

Реализация плана мероприятий

Реализация плана мероприятий, предусмотренного в дорожной карте доступности, должна быть активной и систематической. Это включает выполнение конкретных шагов, постоянное отслеживание прогресса, оценку эффективности предпринятых мер и корректировку плана в соответствии с результатами.

Паспорт как инструмент управления доступностью

Паспорт доступности для инвалидов в образовательных организациях должен рассматриваться как инструмент, обеспечивающий активное управление доступностью и инклюзивностью образования. Это подразумевает его постоянное обновление, адаптацию и систематическое выполнение мероприятий, предусмотренных в дорожной карте доступности.

Были также детально рассмотрены рекомендуемые первоочередные меры по повышению доступности для инвалидов образовательных организаций и обеспечению равных возможностей для учащихся, к которым отнесены подготовка локальных нормативных актов, обучение персонала, адаптация сайта, сотрудничество и поиск ресурсов, которые конспективно могут быть представлены следующим образом.

Подготовка локальных нормативных актов

Разработка внутреннего положения, стандарта или руководства по доступности – документов организации для установления четких правил и стандартов внутри учебного заведения.

Разработка процедур оценки соответствия и улучшения доступности инфраструктуры, включающих регулярные инспекции и сертификационный аудит существующих объектов, а также планирование и внедрение улучшений для соответствия стандартам доступности.

Обоснование сертификационного аудита.

Обучение персонала

Подготовка и проведение обучающих программ для персонала по темам доступности, включая осознание и описание потребностей учащихся с ОВЗ.

Использование положений профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2017 №351н.

Проведение независимой оценки квалификации сотрудников согласно профессиональному стандарту «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья», что позволяет избежать рисков причинения вреда здоровью и жизни инвалидов. Обучение персонала включает в себя такие аспекты, как использование адаптивных технологий, адаптация учебных материалов и обеспечение доступности учебной среды.

Проведение независимой оценки квалификации специалистов учебного заведения.

Адаптация сайта

Обеспечение доступности веб-сайта для всех пользователей, включая инвалидов и учащихся с ОВЗ путем реализации соответствующих технических решений.

Факторы, на которые следует обратить внимание при адаптации сайта, включают в себя использование семантического HTML, поддержку средств чтения с экрана, регулярную проверку соответствия стандартам доступности веб-контента (ГОСТ Р 52872-2019) и другие аспекты, определенные в рекомендациях по доступности веб-содержания.

Сотрудничество и поиск ресурсов

Сотрудничество с коллегами из других образовательных организаций, что позволяет обмениваться опытом и лучшими практиками в области доступности.

Поиск грантов или использование альтернативных финансовых ресурсов, что помогает обеспечить финансирование и реализацию проектов по повышению доступности.

Представитель Прокуратуры Санкт-Петербурга Екатерина Носенок в своем выступлении проанализировала основные правовые положения, которыми руководствуются сотрудники органов прокуратуры при проведении проверок ПОО, в частности в ситуации, когда в ПОО отсутствуют обучающиеся лица с ОВЗ.

Екатерина Носенок:

«С 01.01.2016 вступил в силу приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 №1309, утвердивший Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи. Порядок распространяется на административные здания, строения, сооружения и помещения Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, подведомственных органам организаций, независимо от их организационно-правовых форм. Кроме того, приказом Минобрнауки России от 02.12.2015 №1399 утвержден План мероприятий (дорожная карта) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования.

В Письме Минобрнауки России от 12.02.2016 №ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» даны подробные разъяснения по вопросам исполнения вышеназванных приказов. При этом стоит отметить, что, если услуги предоставляются в арендованных объектах, которые невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, принимаются меры по заключению дополнительных соглашений с арендодателями либо по включению в проекты договоров аренды условий о выполнении собственником объекта требований по обеспечению условий доступности для инвалидов.

Из письма следует, что, если по какой-то причине невозможно полностью обеспечить доступность здания, надлежит организовать предоставление необходимых услуг инвалидам в дистанционном режиме, а когда это невозможно – по месту жительства инвалида. Изложенное свидетельствует о том, что вышеуказанные нормы распространяются на образовательные учреждения независимо от организационно-правовых форм (частная или государственная школа, например). Отдельных положений относительно применения названных нормативов при наличии или отсутствии обучающихся с ОВЗ законодательство не содержит.

Указанные нормы свидетельствуют о том, что любое профессиональное образовательное учреждение должно быть готово принимать учащихся с той или иной группой инвалидности, ориентироваться на доступность их перемещений по зданию и к нему. Кроме того, необходимо учитывать возможность и такой ситуации, при которой инвалидом, передвигающимся на кресле-коляске, является, например, мать одного из учеников. Она должна иметь возможность посещать школу, общаться с педагогами, участвовать в родительских собраниях, родительских комитетах, выездных и других мероприятиях, связанных с образовательным процессом и жизнью школы. Кроме того, она, как и другие люди, имеющие инвалидность, должна иметь доступ к веб-сайтам, которые соответствуют стандартам доступности веб-контента, чтобы получать информацию и взаимодействовать с образовательными ресурсами онлайн без препятствий.

В последнее время в средствах массовой информации достаточно часто сообщается о фактах несоблюдения требований физической и информационной доступности в профессиональных учебных заведениях. Каждый такой случай попадает на контроль к Генеральному прокурору Российской Федерации, в связи с чем по результатам проверочных мероприятий принимается весь комплекс мер прокурорского реагирования, направленный на реальное устранение допущенных нарушений. Таким образом, обеспечение условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования – это обязанность любого учебного заведения, при несоблюдении которой наступает предусмотренная законом ответственность».

В рамках КС были рассмотрены основные документы по стандартизации, которые необходимо учитывать при формировании доступности и безопасности для инвалидов и других маломобильных групп населения. Они направлены на создание инфраструктуры, зданий, технических средств и услуг, которые обеспечивают равные возможности для всех членов общества. Выполнение требований документов стандартизации обеспечивает решение задач, указанных ниже.

Улучшение доступности и комфорта. Соблюдение стандартов по доступности, безопасности, информативности и комфортности позволяет создавать более комфортные и удобные условия для проживания, работы и передвижения для инвалидов и маломобильных групп населения. Это включает в себя обеспечение доступа к зданиям, общественному транспорту, информационным ресурсам и другим элементам инфраструктуры.

Обеспечение безопасности и защиты. Стандарты также охватывают аспекты безопасности, такие как предотвращение несчастных случаев, эвакуацию в чрезвычайных ситуациях, обеспечение устойчивости и надежности технических средств и сооружений, что обеспечивает защиту жизни и здоровья людей с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ.

Инклюзивность и равные возможности. Применение указанных стандартов способствует созданию инклюзивной среды, где каждый человек может чувствовать себя полноправным членом общества. Это способствует уменьшению социальной изоляции и повышению самостоятельности и уверенности в себе у лиц с инвалидностью и учащихся с ОВЗ.

Соответствие законодательству и нормам. Применение данных стандартов не только соответствует моральным и этическим принципам уважения к правам человека, но и является обязательным согласно законодательству. Включение их в техническое задание при проектировании или реконструкции объектов образования обеспечивает соответствие таких объектов требованиям законодательства и нормативным актам в области доступности.

Экономическая эффективность. Хотя выполнение требований может потребовать дополнительных затрат в начальный момент проектирования или реконструкции, в долгосрочной перспективе это может привести к экономии ресурсов, поскольку обеспечение доступности снижает риск несчастных случаев и повреждений, а также способствует повышению уровня удовлетворенности пользователей объектов.

Таким образом, включение этих документов в техническое задание при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов образования является необходимым шагом для обеспечения создания доступной среды и удовлетворения потребностей всех граждан, включая инвалидов и маломобильные группы населения.

На сайте АНО «НЦ «АСИ» в материалах этого круглого стола представлены:

  • форма паспорта доступности (по письму Минобрнауки);
  • пример паспорта доступности;
  • пример дорожной карты;
  • письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 №ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования»;
  • письмо-обоснование о необходимости адаптации сайта;
  • перечень документов по стандартизации, которые необходимо учитывать при формировании доступной среды;
  • пример технического задания на сертификационный аудит в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды и сертификации в соответствии с правилами РОСС RU.И1871.04ИДН1 для инвалидов и маломобильных групп населения.

С указанными выше материалами круглого стола, размещенными на сайте АНО «НЦ «АСИ», читатели журнала могут ознакомиться, отсканировав приведенный QR-код или перейдя по ссылке https://nc-asi.ru/index.php?option=com_rsform&view=rsform&formId=24.

QR-код