К ДЕСЯТИЛЕНИЮ НЕСОСТОЯВШЕГОСЯ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ПРОЕКТА «СОЦИАЛЬНЫЙ ГЛОНАСС»

Л.П. АБРАМОВА, заместитель главного редактора журнала «Доступная Среда», международный эксперт СДС «Безбарьерность ИМГН»; С.С. СОХРАНСКИЙ, главный редактор журнала «Доступная Среда», главный региональный технический эксперт СДС «Безбарьерность ИМГН»

О НЕОБХОДИМОСТИ ЕДИНОГО СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНЫХ УРОВНЯХ. К ДЕСЯТИЛЕНИЮ НЕСОСТОЯВШЕГОСЯ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ПРОЕКТА «СОЦИАЛЬНЫЙ ГЛОНАСС»

Десять лет назад была сделана попытка разработки и реализации общероссийского государственного многофункционального комплексного проекта «Социальный ГЛОНАСС». В соответствии с проектом предполагалось создать общероссийскую социальную организационно-техническую базу и социальную телекоммуникационную инфраструктуру, используя возможности современных информационно-коммутационных технологий и отечественной системы спутниковой навигации ГЛОНАСС [1–7]. В силу различных объективных и субъективных причин этот проект как общегосударственный не состоялся.

Развитие индивидуальной спутниковой навигации на основе американской системы спутниковой навигации GPS и российской системы ГЛОНАСС осталось прерогативой исключительно самих инвалидов по зрению, то есть людей, для которых спутниковая навигация изменила обычные представления незрячего человека о возможностях освоения физического пространства и обеспечила эффективную возможность самостоятельного ориентирования в любом, даже незнакомом, месте.

Некоторые менее востребованные частные решения, разработанные в рамках этого проекта, не получившие развития без государственной поддержки, и сегодня не утратили своей актуальности и заслуживают внимания при создании региональных социальных специализированных информационно-технических структур, ориентированных на оказание комплексной поддержки и информационно-технического обслуживания инвалидов различных функциональных групп.

Проект «Социальный ГЛОНАСС» включал в себя ряд взаимосвязанных базовых системных решений. Эти взаимосвязи следует понимать и учитывать при построении региональных специализированных социальных информационных инфраструктур.

Начнем с базовых положений, касающихся собственно спутниковой навигации. Сегодня незрячие достаточно широко используют для целей навигации смартфоны с установленными специализированными для спутниковой навигации приложениями и программным обеспечением. Среди наиболее популярных навигационных продуктов, используемых обычными людьми, нет ни одного решения, которое могли бы применять незрячие пользователи, даже несмотря на то, что многие из современных навигаторов, так или иначе, озвучены или воспринимают голосовые команды.

В третьем номере журнала была опубликована статья наших отечественных основоположников и энтузиастов индивидуальной спутниковой навигации для незрячих Александра Пивня и Светланы Цветковой, посвященная проблемам интеграции средств спутниковой навигации в повседневную жизнь незрячих людей. В статье профессионально рассмотрены различные аспекты использования спутниковой навигации инвалидами по зрению и требования к элементам, обеспечивающим доступность навигационных устройств. В частности, ни один из обычных навигаторов не дает возможности незрячему пользователю определить, в каком направлении ему начинать движение. Для решения этой проблемы сегодня широко используется звуковой компас, реализованный в приложении OsmAnd Access, разработанном петербургским незрячим программистом Игорем Порецким.

Считаем важным отметить, что в первых числах декабря завершилось обсуждение первой редакции проекта национального стандарта ГОСТ Р «Технические и программные средства индивидуальной спутниковой навигации для инвалидов по зрению. Общие технические требования». Началась работа над его окончательной редакцией. Убеждены, что ввод в действие данного стандарта поможет ускорить разработку новых отечественных высокотехнологичных и столь долгожданных навигационных решений для людей с нарушением зрения.

В этой связи отметим наличие существенной проблемы. Современные смартфоны, работающие под управлением операционных систем iOS и Android, сегодня решают множество ранее никак не решавшихся проблем, среди которых даже спутниковая навигация далеко не самая важная. Однако эти устройства до сих пор не включены в Федеральный базовый перечень технических средств реабилитации для инвалидов по зрению. Эта проблема – одна из тех, которые требуют первоочередного решения.

Завершая краткий обзор состояния и проблем индивидуальной спутниковой навигации, отметим, что точность определения местоположения с использованием систем спутниковой навигации в настоящее время составляет от трех до пяти метров. Теоретически достижимая точность определения местоположения до нескольких сантиметров требует дорогостоящих специальных решений и при ориентировании в условиях городской среды не требуется.

Далее остановимся на состоянии и перспективах внедрения оборудования системы радиоинформирования и звукового ориентирования «Говорящий город», являющейся, в определенном смысле, логическим дополнением и продолжением индивидуальной системы спутниковой навигации при ориентировании в городской среде. Эта система также была включена в проект СГ, она также не получила никакой государственной поддержки. Система была разработана и доведена до современного серийного производства и достаточно широкого внедрения при активной поддержке ВОС, при непосредственном участии инвалидов по зрению, за собственные средства петербургской Группой компаний «Спецтехноприбор» (руководитель ГК, главный конструктор системы – Леонид Аронов, генеральный директор ООО «Говорящий город» – Мария Ромашова).

Инфраструктурное оборудование системы (радиотрансиверы и звуковые излучатели) устанавливается на входах в значимые объекты городской социальной и транспортной инфраструктур, а также перед входами на объекты инженерной инфраструктуры, в том числе на входах в подземные и надземные пешеходные переходы, перед наземными переходами, оборудованными пешеходными светофорами, на входах в маршрутные транспортные средства. В качестве индивидуальных устройств инвалиды по зрению могут использовать или специализированные абонентские устройства с кнопочным управлением с простым и понятным функционалом, или смартфоны, работающие под управлением ОС iOS и Android, с установленным бесплатным программным приложением «Говорящий город». Материалы об этой системе были опубликованы в первом номере журнала.

Пользователь системы, имеющий абонентское устройство или смартфон с установленным специализированным программным приложением, попадая в зону действия радиотрансивера (в пределах 15 м от него), получает по радиоканалу информацию о названии объекта. Если этот объект является точкой назначения, незрячий пользователь посредством своего индивидуального устройства может вызвать срабатывание звукового излучателя, установленного над входной дверью.

Таким образом, если объект с установленным радиотрансивером является записанной точкой маршрута в системе индивидуальной спутниковой навигации, то, выйдя к нему с точностью до 5 м, незрячий гарантированно попадает в зону действия трансивера и может определить точное расположение входа на объект с помощью инициируемого звукового излучателя. При этом он имеет возможность получить всю необходимую информацию о самом объекте и об особенностях пути следования к нему. Естественно, что в каждом городе должен быть полный список всех точек размещения радиотрансиверов с указанием их координат.

Отметим также, что в опубликованном на сайте Минтранса России проекте порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи предусмотрено, что маршрутный общественный транспорт должен быть оборудован бортовым оборудованием системы.

Важнейшей частью проекта «Социальный ГЛОНАСС» являлось обеспечение системной разработки аппаратных и программных средств для незрячих и слабовидящих пользователей, учитывающей основные теденции развития международного рынка тифлотехнических средств. Сегодня эти задачи успешно решает созданная в 2006 году московская компания ООО «Элита Групп» (генеральный директор – Нусрет Адигезалов). Компания обеспечивает разработку, локализацию и распространение программных продуктов и тифлотехнических средств с реальным выходом на международный рынок. Во всех номерах журнала публиковались аналитические или рекламные материалы, подготовленные специалистами «Элита Групп», посвященные проблемам разработки и внедрения аппаратных и программных средств для незрячих и слабовидящих.

Следующая составная часть проекта СГ включала в себя системную разработку комплекса устройств контроля и мониторинга различных параметров, характеризующих состояние человека и окружающей его среды. Средства системы спутниковой навигации позволяют определить и отслеживать в случае необходимости местонахождение человека и маршрут его передвижения, а системы различных датчиков позволяют контролировать состояние как самого человека, так и окружающей его обстановки.

Сегодня разработаны и достаточно широко используются всевозможные датчики различного типа и применения. Выбрать из их многообразия конкретные датчики и объединить в простые и логичные контрольные типовые блоки, которые позволят дистанционно оценить общее психофизиологическое состояние человека или окружающей среды, – в настоящее время уже не столько научно-инженерная, сколько организационно-техническая задача.

Главным звеном проекта СГ должны были стать территориальные центры поддержки и обслуживания инвалидов. Именно они должны были обеспечивать прием, обработку, возможную коммутацию всей поступающей информации от технических средств, находящихся у инвалидов или в местах их нахождения, обеспечивать в случае необходимости прямое взаимодействие с инвалидами или их доверенными лицами по каналам телефонной или сотовой связи. Задачи, которые должны были решать такие центры, условно можно подразделить на эксплуатационно-технические, диспетчерские и социально-организационные. Эксплуатационно-технические задачи включают в себя:

  • мониторинг состояния каналов связи и передачи данных между инвалидом и обслуживающим его центром;
  • дистанционный мониторинг индивидуальных навигационных устройств и других технических средств, в том числе ТСР, находящихся в пользовании инвалида;
  • контроль состояния и обслуживание телекоммуникационного оборудования, установленного в центре. Диспетчерские задачи могут включать в себя в том числе:
  • анализ заявки, поступившей от инвалида, и передача ее соответствующему специалисту, выполняющему функции по обслуживанию инвалида;
  • контроль прохождения инвалидом маршрута и поддержание с ним в случае необходимости голосовой связи, оказание помощи в уточнении или определении маршрута;
  • контроль оперативной ситуационной обстановки на контролируемых территориях;
  • контроль места нахождения обслуживаемого инвалида по заявке или в случае необходимости;
  • организация вызова неотложной (экстренной) помощи при приеме от датчиков физиологического состояния сигналов, свидетельствующих об угрозе жизни инвалида, вызов (оповещение) зарегистрированных доверенных лиц;тий при получении сигнала о необходимости экстренной помощи, инициированного самим инвалидом (тревожная кнопка);
  • вызов специалистов аварийных служб, МЧС при приеме сигналов о превышении критических значений уровней контролируемых параметров в помещении, в котором находится инвалид.

Социально-организационные задачи могут включать в себя, в том числе, оказание организационной, информационной и методической помощи инвалиду в решении вопросов, связанных с жизнеобеспечением, получением социальных, информационных и иных услуг, оказываемых государством. Необходимо отметить, что такие центры должны:

  • оказывать услуги инвалидам 24 часа в сутки во все дни недели;
  • обеспечивать гарантированный прием сигналов экстренного вызова или сигналов о необходимости экстренной помощи;
  • обеспечивать предоставление инвалидам запрашиваемой информации в минимальное время, с учетом их состояния и текущего состояния окружающей их среды;
  • обеспечить защиту персональных данных инвалидов;
  • обеспечивать взаимодействие со службами оказания помощи в чрезвычайных ситуациях (неотложная медицинская помощь, милиция, службы МЧС) по согласованныи и отработанным алгоритмам;
  • обеспечивать взаимодействие с привлеченными дежурными службами для оказания ситуационной помощи инвалиду, оказавшемуся в сложной ситуации;
  • иметь хорошо обученный и подготовленный персонал.

Как и на какой основе сегодня возможно создание таких центров поддержки и обслуживания инвалидов – это самый главный и самый трудный вопрос, не нашедший до сих пор своего политического и организационного решения. Очевидно, что оптимальным вариантом как для каждого инвалида в отдельности, так и для государства в целом является создание в регионах на первом этапе единых региональных социальных информационно-технических центров комплексной поддержки инвалидов. Такие центры, наряду с указанными выше задачами, выполняли бы функции ресурсных центров по комплексной реабилитации и центров проката, обслуживания и ремонта технических средств реабилитации и иных индивидуальных технических средств, помогающих инвалидам в обеспечении безбарьерной среды их жизнедеятельности.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Л.П. Абрамова, Е.Л. Баки-Бородов, В.А. Бовкун, Е.Ю. Гаврилов, И.В. Никушкин, С.С. Сохранский. «Повышение качества жизни инвалидов по зрению. Актуальные задачи и перспективы их решения на основе применения новейших информационных и навигационных технологий». Международный гуманитарный общественный фонд «Знание», Москва, 2010.

2. Ю.М. Урличич. «Состояние и развитие системы ГЛОНАСС. Проект «Социальный ГЛОНАСС». Тезисы научно-практической конференции (общественных слушаний). Общественная палата РФ, Москва, 2010.

3. Л.П. Абрамова, Е.Л. Баки-Бородов, Е.Ю. Гаврилов, В.В. Рудь, С.С. Сохранский. «Проблемы разработки индивидуальных технических средств с использованием систем навигации для инвалидов по зрению. Возможности и особенности их применения для комплексного решения вопросов медико-социальной реабилитации». Тезисы научно-практической конференции (общественных слушаний). Общественная палата РФ, Москва, 2010.

4. И.В. Никушкин, В.Ю. Чистяков, В.Н. Климов, В.В. Рудь, Е.Ю. Гаврилов. «Создание системы персонализированной навигационно-информационной поддержки инвалидов на основе технологии ГЛОНАСС.Тезисы научно-практической конференции (Общественных слушаний). Общественная палата РФ, Москва, 2010.

5. А.В. Линде, С.С. Сохранский, Б.Ю. Шур. «Особенности построения социальной сетевой структуры и территориальных центров поддержки инвалидов». Журнал «Информатизация и связь» (ISSN 2078-8320) №1, 2011, стр. 52.

6. И.В. Никушкин, В.Н. Климов. «Проект «Социальный ГЛОНАСС». Тезисы V Международного форума по спутниковой навигации. Москва, 2011.

7. Л.П. Абрамова, Л.Л. Аронов, С.С. Сохранский. «Система «Говорящий город» как составная часть общероссийского проекта «Социальный ГЛОНАСС». Проблемы и пути решения обеспечения безопасности и доступности транспортной среды для инвалидов по зрению». Сборник трудов «Современный транспорт: инфраструктура, инновации, интеллектуальные системы». Международная академия транспорта, СПБ, 2012.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ЖУРНАЛА В 2020 ГОДУ ПО ВОПРОСАМ, ЗАТРОНУТЫМ В СТАТЬЕ

Л.Л. Аронов, М.В. Ромашова. «Система радиоинформирования и звукового ориентирования «Говорящий город» как составная часть проекта «Умный город» (№1, стр. 64–70).

А.В. Пивень. «Когда, наконец, заговорит «Говорящий город» (№1, стр. 71–73).

И.А. Овсянников. «Говорящий город» в моей жизни» (№1, стр. 74–75).

А.В. Пивень, С.В. Цветкова. «Интеграция средств спутниковой навигации в повседневную жизнь незрячих людей» (№3, стр. 42–47).

Н.З. Адигезалов. «Технические средства реабалитации незрячих и слабовидящих» (№1, стр. 124–127).

Н.З. Адигезалов. «Состояние и перспективы развития рынка электронных видеоувеличителей для слабовидящих» (№2, стр. 118–125).

Рекламные материалы ООО «Элита Групп» Elbraille-W14J G2 – портативный компьютер с вводом/выводом шрифтом Брайля и синтезатором речи (№1, стр. 63).

ElPicsPrint – программа для печати тактильной графики (№2, стр. 41). Canute 360 – многострочный дисплей Брайля (№3, стр. 131).

ElVirtualWalking – географическая информационная система для незрячих и слабовидящих пользователей (№4, стр. 65).