СТРАТЕГИЯ ПОСТРОЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И КАРЬЕРНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Н.В. ЛЕВАДНАЯ, кандидат технических наук, доцент, руководитель образовательных программ Фонда «Сфера будущего» А.Е. ШАЛЯКИНА, президент Фонда «Сфера будущего»

В нашем динамичном мире вопрос адаптации своих умений и знаний к требованиям внешней среды актуален для каждого человека, но особое значение он имеет для детей и молодых людей, получающих среднее общее и специальное образование, а также студентов высших учебных заведений.

Модернизация образования в направлении повышения доступности, в том числе виртуальной, и качества для всех категорий граждан – одна из приоритетных целей социальной политики России.

Особое внимание сегодня следует уделять обучающимся с особыми возможностями здоровья (далее – ОВЗ), требующим создания для них специальных условий для получения образования в силу наличия инвалидности или недостатков в физическом и психологическом развитии. Важной задачей в области реализации права на образование обучающихся с ОВЗ является построение индивидуальной образовательной и карьерной траектории, конкретизирующей специальные условия для получения образования детьми с учетом уровня их развития в интеллектуальном, физическом, нравственном отношении и других особенностей личности. В условиях активного развития цифровых технологий также стоит уделять внимание при решении таких задач эффективному использованию коммуникаций и способам получения образования с применением современных информационных технологий.

Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала через обучение. При определении индивидуальной образовательной траектории учебные заведения вынуждены действовать в рамках учебной программы и имеющихся дисциплин. Однако при работе с обучающимися с ОВЗ необходимо учитывать не только особенности учебы, способы работы с учебным материалом, особенности усвоения учебного материала и виды обучения, но также уметь оценивать возможности, способности, перспективы, интересы, усилия, которые обучающийся может приложить для получения необходимых знаний. Поэтому образовательная траектория должна начинаться с детства и распространяться на продолжительный период вплоть до момента, когда человек прекращает обучаться. Карьерная траектория (карьерный план) – стратегия поведения на рынке труда или планирование профессиональных и карьерных достижений. С психологической точки зрения, карьерный план – это стремление предвидеть все перспективные возможности развития карьеры и воспользоваться ими. Получение профессионального образования крайне важно, но оно теряет всякий смысл, если не сопровождается последующим гарантированным трудоустройством. Образовательные учреждения и их выпускники оказались вовлеченными в конкурентную борьбу друг с другом на рынке труда. Поэтому для каждого учреждения большое значение приобретает работа по повышению конкурентоспособности своих выпускников, и в особенности инвалидов и других лиц с ОВЗ. Законодательство Российской Федерации предусматривает равные права инвалидов и других лиц с ОВЗ не только на образование, но и на труд. Так, в соответствии со ст. 65 ТК РФ работник при приеме на работу не обязан предъявлять документы, подтверждающие или опровергающие факт установления инвалидности. Трудоустройство инвалидов – чрезвычайно важная и актуальная задача общества, требующая постоянного внимания, изыскания новых средств, технологий и использования имеющихся резервов для повышения эффективности этой работы. Решение проблемы трудоустройства инвалидов – выпускников учреждений среднего профессионального и высшего образования ставится в ряд основных ориентиров, определяющих эффективность деятельности таких учреждений. Рост численности лиц с ограниченной трудоспособностью вызывает, в свою очередь, необходимость увеличения их занятости. Для того чтобы решить существующие проблемы, связанные с трудоустройством инвалидов, необходимо исследовать состояние и возможности решения данных проблем. Для того чтобы граждане данной категории стали активными работниками, необходима поддержка со стороны государства. Регулирование занятости и трудоустройство данной группы лиц становятся составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение качества и уровня жизни населения страны в целом. Очень важно совместить образовательную и карьерную траектории. По информации Федеральной службы государственной статистики, по данным выборочного обследования рабочей силы в 2018 году, уровень безработицы среди выпускников образовательных организаций за последние три года вырос в среднем в 2,5 раза (табл. 1).

Таблица 1. Уровень безработицы выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования в 2015–2017 годах

Уровень образования 

Выпускники 2015 г., %  Выпускники 2016 г., %  Выпускники 2017 г., % 

высшее образование

3,9

7,0

11,6

среднее профессиональное образование: по программе подготовки специалистов среднего звена 

6,4

10,8

16,1

среднее профессиональное образование: по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих)  8,4 12,8

17,5

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в январе 2017 года провел инициативный всероссийский опрос по перспективам трудоустройства выпускников. Почти половина респондентов (47%) считает, что ситуация с трудоустройством выпускников по полученной специальности ухудшается (рис.1).

опрос по перспективам трудо- устройства выпускников

В это же время, если для большинства молодых специалистов есть выбор и возможности переквалифицироваться, то для инвалидов такая альтернатива, как правило, отсутствует. Поэтому необходимо уделять особое внимание планированию образовательной и карьерной траекторий такой категории лиц как можно раньше, начиная с начальной школы. Выбор и реализация эффективной экономической стратегии как на федеральном, так и на региональном уровнях невозможны без создания действенного механизма формирования, движения и использования потенциала в постоянно меняющейся ситуации.

Реализуя свою миссию, Фонд содействия развитию профессионального, интеллектуального и творческого потенциала граждан и их социализации «Сфера будущего» определил Стратегию построения и реализации индивидуальной образовательной и карьерной траектории людей с нарушениями в физическом и психологическом развитии. В дорожной карте фонда на 2020–2025 годы предусмотрены следующие мероприятия (табл. 2):

Таблица 2. (Образовательная траектория) Дорожная карта построения и реализации индивидуальной образовательной и карьерной траектории людей с нарушениями в физическом и психологическом развитии, 2020–2025 годы.

п.п. 

Направление 

Сроки реализации 

Целевая аудитория 

Мероприятия 

1.

Поддержка и развитие конкурсов для обучающихся с ОВЗ начальной школы с целью выявления способностей и определения профессиональной образовательной траектории 

Сентябрь 2020 

Обучающиеся с ОВЗ начального общего обра- зования (1–4-е классы) 

Предметные конкурсы с использованием образовательных технологий дистанционного обучения 

2.

Поддержка и распространение практик создания образовательной и социальной инклюзии 

Май 2020 

Обучающиеся с ОВЗ начального общего обра- зования (1–4-е классы) 

Проект «Хотим быть вместе» 

3.

Разработка дорожной карты по развитию творческого и интеллектуального потенциала обучающихся с ОВЗ посредством участия в мероприятиях в сфере культуры, театрального и изобразительного искусства 

Сентябрь 2020 

Обучающиеся с ОВЗ всех уровней школьного образования 

Совместные проекты с Фондом Ростоцких «А зори здесь тихие» 

Таблица 2. (Карьерная траектория) Дорожная карта построения и реализации индивидуальной образовательной и карьерной траектории людей с нарушениями в физическом и психологическом развитии, 2020–2025 годы.

п.п. 

Направление 

Сроки реализации 

Целевая аудитория 

Мероприятия 

1.

Профориентационная работа с обучающимися с ОВЗ

Сентябрь 2020 

Обучающиеся
с ОВЗ среднего общего образования

Проведение экскурсий на предприятиях, школа тьюторства во взаимодействии с вузами

2.

Оказание содействия в подборе мест практики студентов и трудоустройстве выпускников-инвалидов, организация рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.11.1995 No181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Июнь 2020 

Обучающиеся высшего и среднего профессионального образования

Проект RuStuDay – День Российского Студента – инновационная образовательная HR-площадка для интеграции образования, науки и производства; проведение виртуальных ярмарок вакансий

Направления стратегии были определены совместно с партнерами фонда «Сфера будущего», реализующими проекты в сфере образования лиц с ОВЗ, поддержки, адаптации и развития потенциала инвалидов и других обучающихся с ОВЗ. Сегодня фонд обеспечивает поддержку единственному официальному городскому предметному конкурсу в России для детей с различными нарушениями развития «Умники и умницы». Конкурс в течение 12 лет проводит в Санкт-Петербурге ГБОУ школа-интернат No8 Пушкинского района совместно с Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования под руководством Комитета по образованию Санкт-Петербурга.

Проект направлен на активизацию познавательного интереса и проверку знаний в определенной предметной области обучающихся с ОВЗ, а также на создание оптимальных условий для выявления способных обучающихся и определения ими своей профессиональной направленности. В соответствие с Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 29.08.2019 No2511-Р конкурс включен в перечень региональных олимпиад на 2019/20 учебный год и рекомендован руководителям общеобразовательных учреждений.

Главное в инклюзивном образовании детей с ОВЗ – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Участие в конкурсе принимают дети с совершенно разными проблемами, но всех их объединяет одно: они хотят быть успешными. Поэтому, наряду с развитием у детей интереса к изучаемым предметам и общим развитием личности, на первый план выходит задача показать родителям учащихся перспективы индивидуального развития ребенка.

Для получения возможности участия в данном конкурсе детей Северо-Западного региона и дальнейшего распространения практики на другие субъекты РФ Фонд «Сфера будущего» на своей образовательной платформе разрабатывает инструменты для проведения мероприятия в дистанционном формате. В сложившихся условиях пандемии коронавируса COVID-19 дистанционный формат становится единственным способом проведения конкурса и сохранения много- летнего опыта реализации проекта.

Дальнейшая поддержка предметного конкурса обеспечена профориентационной работой во взаимодействии с вузами, а также консультационным сопровождением в семейном центре «Адаин Ло», осуществляющем реализацию проекта в рамках президентского гранта по распространению практик образовательной и социальной инклюзии.

Особое внимание следует уделять выбору обучающимся с ОВЗ специальности (рода деятельности) по окончании средней школы. Развитие цифровых технологий на сегодняшний день значительно расширяет их возможности в этом плане, но все же представления выпускников о той или иной профессии зачастую остаются весьма приблизительными (кстати, это можно отнести абсолютно ко всем выпускникам средних школ). Поэтому крайне важно для выпускника к моменту выбора учебного заведения высшего или среднего профессионального образования иметь представление не только о спросе на рынке труда на представителей той или иной профессии, но и о самой профессии.

Поэтому фонд предлагает систему профориентационных экскурсий «от обратного». Давно известна и применяется практика проведения высшими и средними профессиональными учебными заведениями дней открытых дверей, на которых будущих абитуриентов знакомят с особенностями обучения в том или ином вузе или колледже и, крайне отдаленно, с будущей работой. Наша стратегия предусматривает сначала обзор (в том числе виртуальный) профессий по тем или иным специальностям на предприятии, а затем знакомство с учебными заведениями, в которых можно эти профессии (специальности) получить. Такой подход поможет обеспечить более осознанный выбор специальности выпускником учебного заведения.

Для предоставления информации о спросе и предложении на рынке труда Доступная Среда No3 сентябрь 2020 для обучающихся, в том числе с ОВЗ, Фонд «Сфера будущего» предлагает использовать разработанные цифровые инструменты на кадровой платформе, позволяющие обеспечить ежедневное оперативное взаимодействие между образованием и производством. Сегодня, когда смартфон для молодежи является основным инструментом для коммуникации, образовательные организации, как правило, не имеют и не находят способы, позволяющие оперативно информировать молодежь о возможностях трудоустройства и получать обратную связь. Особенно актуальными такие инструменты стали бы для инвалидов.

Поэтому приоритетным проектом фонда стала разработка платформы RuStuDay – День Российского Студента. Это инновационная образовательная HR-площадка для интеграции образования, науки и производства. Разработанные IT-инструменты предназначены для решения вопросов производственной практики студентов, трудоустройства выпускников вузов, получения необходимой информации о мероприятиях в вузах и в организациях:

  • портал RuStuDay – День Российского Студента, на котором работодатели размещают предложения для мест производственной практики студентов и трудоустройства выпускников, в т. ч. вакансии по заявкам в соответствии с квотированием рабочих мест для инвалидов. Также создана возможность проведения виртуальных ярмарок вакансий в дистанционном формате;
  • мобильное приложение RuStuDay, которое студент может скачать на смартфон и использовать для поиска вакансий и участия в мероприятиях.

Для вузов, волонтерских центров, некоммерческих и общественных организаций, транслирующих передовой опыт работы с молодежью, в том числе с инвалидами, предлагается конструирование административных панелей, что позволит собирать информацию и анализировать статистику в соответствии с поставленными задачами организации. Сегодня проект RuStuDay входит в топ-50 Фестиваля перспективных проектов по итогам 2018 года, финалист Всероссийского конкурса «Приоритеты роста-2019».

Проекты Фонда «Сфера будущего», способствующие адаптации и социализации молодых людей, поддержаны Комитетом по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга.

Реализация Стратегии построения и реализации индивидуальной образовательной и карьерной траектории людей с недостатками в физическом и психологическом развитии, реализуемая фондом, предусматривает эффективное использование современной цифровой среды. Это позволит с уверенностью смотреть в будущее и в дальнейшем соответствовать всем образовательным и технологическим трендам, следовать тенденциям цифровой революции, затрагивающей рынок труда, а значит и формирование новых компетенций, что, в свою очередь, влечет за собой перестройку всей системы образования.