ДОМ, ГДЕ ПРОБУЖДАЕТСЯ ДУША. К ВОПРОСУ ОБ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В.А. КУПРИЯНОВ, директор ОГКОУ «Школа-интернат №91», г. Ульяновск

«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Луций Анней Сенека

В последние годы внимание к качеству образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) со стороны общественности и органов власти не только возросло, но и расширилось через предоставление им возможности участвовать в региональных, национальных и международных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, чемпионатах «Абилимпикс», главной целью которых является содействие во всестороннем развитии и профессиональной инклюзии обучающихся, выпускников и молодых специалистов с инвалидностью.

История обучения слепых и слабовидящих детей в Ульяновской области ведет отсчет с 1906 года и насчитывает более 110 лет. Образовательные учреждения функционировали в разных населенных пунктах региона, а 1 сентября 1998 года школа-интернат открыла свои двери в областном центре.

В настоящее время в учреждении обучаются 182 человека, имеющих статус ребенка с ОВЗ, в том числе 50 слепых; из них 11 детей дошкольного возраста, 132 слабовидящих (девять из них – дошкольники), 113 детей имеют статус ребенок-инвалид. Молодые воспитанники данной категории испытывают значительные трудности в определении своего места в мире профессий, так как имеют низкий уровень представлений об особенностях и возможностях здоровья.

Педагогический коллектив подчеркивает особую важность профориентации обучающихся с нарушениями зрения для их социально-психологической адаптации и интеграции в общество, готовности к моменту окончания школы сделать осознанный и рациональный выбор профессионального будущего. Необходимо помочь воспитанникам выбрать доступную, интересную и нужную профессию, овладеть ею и занять свое место в трудовом коллективе.

Профориентация, трудовое воспитание и обучение в школе-интернате осуществляются поэтапно.

  • Подготовительный этап – дошкольное и начальное общее образование – предполагает воспитание любви к труду и уважения к людям труда, а также знакомство с профессиями в рамках внеурочной деятельности в игровой форме. Обучающиеся имеют возможность примерить на себя ту или иную профессию, «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Луций Анней Сенека оценить свои возможности, предпочтения, сделать свой выбор и увидеть себя со стороны.
  • Основной этап – получение общего образования – строится на базе профориентационной диагностики, консультирования и социально-просветительской работы.
  • Заключительный этап – среднее общее образование – позволяет выпускнику осуществить осознанный выбор профессии с учетом своих психофизических особенностей и жизненных планов. С этой целью проводится диагностика выпускников в соответствии с классификацией типов профессий «Предпочтительные виды профессиональной деятельности», по результатам которой обучающиеся осознают собственную предрасположенность к определенной профессии. Это помогает нашим выпускникам выбирать такие профессии, как учитель, массажист, юрист, повар, педагог дополнительного образования, программист, ветеринар, товаровед, социальный работник, ландшафтный дизайнер (озеленитель), швея.

В результате проводимой профориентационной работы каждый выпускник школы-интерната имеет полный набор информации о профессиях и образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования. С обучающимися проводятся деловые игры, клубные часы, игровые программы, презентации проектов, заседания дискуссионного клуба, осуществляется взаимодействие с центром профессионального образования инвалидов Владимирского государственного педагогического университета имени Столетовых, с Молодежным центром города Ульяновска, специалисты которого организуют тренинги, мастер-классы, коммунарские сборы, консультации. Обобщая работу школы по данному направлению, мы считаем наиболее продуктивными следующие формы работы:

  • взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами, образовательными организациями среднего и высшего профессионального образования (Ульяновский техникум питания и торговли, фармколледж, музыкальное училище, торгово-экономический колледж, колледж государственной и муниципальной службы, автомеханический техникум, техникум отраслевых технологий и дизайна, кадровый центр Ульяновской области);
  • расширение знаний в рамках учебных предметов «Русский язык и литература», «Технология», «Биология». С этой целью в учебный план введены курсы внеурочной деятельности «Основы предпринимательской деятельности» (5–6-е, 11–12-е классы), «Журналистика» (7-е, 10–12-е классы), «Азбука здоровья» (1–4-е классы), «Здоровое поколение» (5–12-е классы), «Основы народной культуры» (8–9-е классы), «Основы семейной этики» (8–9-е классы) и др.;
  • развитие творческого потенциала обучающихся на занятиях отделения дополнительного образования (вокал, музыкальный инструмент, изобразительная деятельность, бисероплетение, хореография, дзюдо, плавание, легкая атлетика);
  • организация и проведение экскурсий, встреч с представителями предприятий, а также посещение обучающимися дней открытых дверей учебных заведений среднего и высшего профессионального образования.

Без участия семьи не представляется возможным решить вопрос самоопределения выпускников. Школа организует совместное участие родителей и педагогов в общегородском родительском собрании по профориентации, взаимодействию с общественными организациями родителей детей-инвалидов (например, Всероссийская организация родителей детей-инвалидов), сотрудничество с Ульяновской областной специальной библиотекой для слепых и областным правлением общества слепых. Кроме того, ежегодно, начиная с 2017 года, наши ученики принимают участие в региональных чемпионатах профессионального мастерства среди инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», где постоянно занимают призовые места. В 2017 году в компетенции «Бисероплетение» 1-е место заняла Оксана Кочик (фото 1), 2-е место – Дарья Стаканова, 3-е место – Диана Половникова. В 2018 году победителями стали в компетенции «Ландшафтный дизайн» Олег Гурский (фото 2) и в компетенции «Бисероплетение» Вера Синицына (фото 3). В 2019 году в компетенции «Бисероплетение» победила Каринэ Мелоян (фото 4). Победители региональных конкурсов приняли участие в национальных чемпионатах «Абилимпикс».

участники региональных чемпионатов

В ноябре 2019 года делегация Ульяновской области приняла участие в финале V Национального чемпионата по профессиональному мастерству «Абилимпикс», организованного в рамках государственной программы «Доступная среда».

Ульяновская область была представлена командой из 15 победителей регионального этапа, которые выступили в 11 компетенциях (слесарное дело, обработка текста, портной, массажист, медицинский и лабораторный анализ, адаптивная физическая культура, бисероплетение, художественное вышивание, ландшафтный дизайн и вязание спицами). Школуинтернат представляла на чемпионате победитель регионального конкурса в компетенции «Бисероплетение» Каринэ Мелоян. Техника и методика подготовки слепых детей в данной компетенции Оксана Кочик Олег Гурский Вера Синицына Каринэ Мелоян получила положительную оценку на федеральном уровне.

Наш опыт профориентационной работы был представлен на заседании круглого стола по подведению итогов и обмену опытом руководителей образовательных организаций Российской Федерации. Доклад был посвящен организации профессионально-ориентированного образования детей с нарушениями зрения как условия их успешного самоопределения.

Опыт участия школы в конкурсах профессионального мастерства детей-инвалидов позволяет успешно решать задачи повышения качества подготовки будущих специалистов, создавать благоприятную среду для развития интеллекта, совершенствования профессиональных умений и навыков, развития профессионального и креативного мышления обучающихся, способствовать формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере.

Поскольку социализация и адаптация обучающихся с ОВЗ протекает медленнее и сложнее, участие детей-инвалидов в конкурсах «Абилимпикс» помогает им выстраивать реальные и адекватные планы жизнеустройства. Движение «Абилимпикс» эффективно меняет отношение общества к трудоустройству людей с инвалидностью, мотивирует регион и государство создавать необходимые условия для получения доступного образования любого уровня, а также мотивирует самих инвалидов к получению специальности и хорошей работы.

В 2019 году наша школа-интернат стала участником реализации мероприятия, направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, – федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», в рамках которого запланировано обновление материально-технической базы по направлениям предметных областей «Химия», «Биология», «Физика», что способствует поступлению обучающихся с нарушениями зрения в средние и высшие профессиональные образовательные организации по востребованной профессии массажист, а направление предметной области «Технология» предполагает развитие предпринимательства среди людей с инвалидностью в форме самозанятости.

Антон Богатов

Гордостью коллектива педагогов является поступление в 2017 году незрячего выпускника Антона Богатова в Ульяновский государственный технический университет на факультет информационных систем и технологий. Антон стал участником круглого стола, проводимого Ресурсным учебно-методическим центром Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина совместно с Ульяновским государственным педагогическим университетом им. И.Н. Ульянова в рамках взаимодействия с образовательными организациями высшего образования «Профориентация лиц с ОВЗ и инвалидностью в системе довузовской подготовки», на котором он поделился секретами своего успеха выбора жизненного пути и адаптации в условиях вуза.

Наши ученики имеют также высокие спортивные достижения, которые влияют не только на развитие физической формы, но и представляют перспективу для успешного поступления в средние и высшие профессиональные образовательные организации, такие как Ульяновский государственный университет по специальности «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» (три человека: 2016-й, 2017-й, 2018-й годы), а также Ульяновский физкультурно-спортивный техникум олимпийского резерва по специальности «Физическая культура» (пять человек: 2014-й, 2015-й, 2017-й годы.).

Виктория Макарова

Благодаря совместным усилиям педагогов дополнительного образования воспитанникам открывается возможность в профессиональном самоопределении художественноэстетической направленности. В 2018 году наши ученики приняли участие в международном конкурсе «Белая трость» в г. Пермь, по итогам которого Виктория Макарова посетила инклюзивную смену в детском лагере «Орленок» (г. Туапсе) и приняла участие в гала-концерте фестиваля «Белая трость», организованного благотворительным фондом «По зову сердца» Дианы Гурцкой.

Ансамбль "Душа""Ансамбль гитарной песни «Душа» по итогам международного фестиваля-конкурса авторской песни «Журавлиная Родина» получил специальный приз «Сохранение традиций авторской песни», а в марте 2020 года стал победителем1-го этапа регионального конкурса социально ориентированных некоммерческих организаций в реализации проекта «Хорошие песни – людям!».

Следует добавить, что ежегодно выпускники нашей школы поступают в музыкальные учебные организации среднего и высшего профессионального образования:

в Музыкальное училище им. Г.И. Шадриной (г. Ульяновск) поступили пять человек (два – инструментальное исполнительство, 2014-й, 2016-й годы; один – хоровое дирижирование, 2014 год; два – вокальное искусство, 2010 год); • в Чувашский государственный институт культуры и искусств (г. Чебоксары) поступил один человек (вокальное искусство, 2014 год), Виктория Макарова Ансамбль гитарной песни «Душа»

в Казанский государственный институт культуры поступил один человек (музыкальное искусство эстрады, 2016 год); • в Ярославское музыкальное училище (колледж) им. Л.В. Собинова поступили два человека (вокальное искусство, 2010-й и 2014-й годы);

в Курский музыкальный колледж-интернат слепых поступили три человека (два – вокальное искусство, 2010 год и один – инструментальное исполнительство, 2018 год);

в Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского поступил один человек (композиция, 2016 год)

в Российскую академию музыки им. Гнесиных поступили два человека (один – вокальное искусство, 2018 год и один – композиция, 2019 год).

В целях популяризации компетенций спортивного и творческого направлений организаторам регионального конкурса «Абилимпикс» с нашей стороны было предложено включить в программу следующие номинации: адаптивная физическая культура, вокал, инструментальное исполнительство.

Таким образом, организация профессионально-ориентированного образования детей с нарушениями зрения в школе-интернате является разноуровневой и основывается на обширной сети внешних связей как на региональном, так и на федеральном уровне, что обеспечивает ее эффективность.

Великим ученым ребенок с ОВЗ может и не быть, а вот научить его быть самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться профессионально, нам необходимо.

От редакции журнала

Редакция журнала подравляет выпускницу школы-интерната № 91 2020 года Веру Синицыну, победителя регионального чемпионата «Абилимпикс» в 2018 году, активного участника творческих конкурсов и фестивалей, с вручением ей 10 августа золотой медали «За особые успехи в учении».