МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ КОНГРЕСС «ДВАДЦАТИПЯТИЛЕТНИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Материал предоставлен пресс-центром НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Международный научный конгресс «Двадцатипятилетний путь развития адаптивной физической культуры», посвященный 25-летию кафедры теории и методики адаптивной физической культуры, прошел 29–31 октября в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта.

Впервые мероприятие подобного уровня проводилось дистанционно в онлайн-режиме. На сайте конгресса зарегистрировались 982 участника из 63 регионов России, а также Белоруссии, Молдовы, Казахстана, Узбекистана, Донецкой народной республики. С докладами на двух пленарных и трех секционных заседаниях в системах Zoom, Webinar и в Актовом зале НГУ выступили 72 человека. Были заслушаны доклады и обсуждены вопросы по 18 научным направлениям:

  • Подготовка кадров по адаптивной физической культуре (АФК) в системе высшего и среднего профессионального образования.
  • Адаптивный спорт как важнейший компонент адаптивной физической культуры.
  • Система подготовки спортивного резерва в адаптивном спорте.
  • Работа комплексных научных групп в адаптивном спорте.
  • Подготовка инвалидов и лиц с ОВЗ к выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов и лиц с ОВЗ.
  • Профилактика асоциальных проявлений среди молодежи.
  • Разработки и технологии физкультурно-спортивной деятельности в АФК. Средства и методы адаптивной двигательной рекреации и адаптивного спорта.
  • АФК студентов и школьников с нарушениями в состоянии здоровья.
  • Нормативно-правовое обеспечение деятельности в АФК.
  • Перспективные направления повышения квалификации специалистов.
  • Психолого-педагогические аспекты АФК. • Физическая реабилитация в АФК.
  • Физическая реабилитация, как важнейший компонент в системе медицинской реабилитации.
  • Методы физической реабилитации в программах восстановления работоспособности спортсменов.
  • Гидрореабилитация в работе с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья.
  • АФК лиц с комплексными нарушениями развития, включая слепоглухих людей. • Мультидисциплинарный подход в работе с инвалидами и лицами с ОВЗ.
  • Роль волонтерского движения в процессе подготовки кадров по АФК.

ИЗ РЕЗОЛЮЦИИ, ПРИНЯТОЙ КОНГРЕССОМ

  1. Признать двадцатипятилетнюю работу кафедры теории и методики адаптивной физической культуры НГУ им. П.Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург) успешной и имеющей большое значение для развития АФК в Российской Федерации.
  2. Рекомендовать организациям высшего образования, реализующим направления подготовки кадров 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (бакалавриат) и 49.04.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (магистратура), использовать в качестве образца структуру Института адаптивной физической культуры НГУ им. П.Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург).
  3. Одобрить профессиональные стандарты «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту» и «Специалист по физической реабилитации и абилитации».
  4. Продолжать развитие АФК в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
  5. Продолжить осуществлять поиск новых и более эффективных путей интеграции АФК в области образования, социальной защиты населения и здравоохранения.
  6. Совершенствовать существующие технологии физкультурно-спортивной деятельности с целью повышения эффективности работы с лицами с отклонениями в состоянии здоровья, раскрытия их возможностей приспособления к условиям внешней среды.
  7. Осуществлять поиск и осваивать новые направления работы с различными возрастными группами населения, включая лиц пожилого возраста, с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и психическими. Находить пути их интеграции в социум путем формирования мотивации к систематическим занятиям АФК и адаптивным спортом и вовлечения их в физкультурно-спортивную деятельность.
  8. Совершенствовать Единую всероссийскую спортивную классификацию на основании результатов научных исследований.
  9. Продолжить реализацию ВФСК ГТО для инвалидов в практику работы с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
  10. Проводить работу по популяризации перспективного направления спорта высших достижений – спорта лиц с интеллектуальными нарушениями – как фактора социализации и приобщения к общественно значимой деятельности лиц данной категории.
  11. Проводить работу по совершенствованию системы повышения квалификации физкультурных кадров в области АФК на основе данных научных исследований.
  12. Развивать системы среднего, высшего и дополнительного (повышения квалификации и переподготовки кадров) профессионального образования как основные взаимодополняющие друг друга элементы, направленные на реализацию компетентностного подхода.
  13. Развивать систему взаимодействия сфер образования, социальной защиты населения и здравоохранения с целью накопления и передачи научно-практического опыта работы с лицами с отклонениями в состоянии здоровья (инвалидами).
  14. Тиражировать в средствах массовой информации лучший опыт взаимодействия НГУ им. П.Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург) с научно-исследовательскими лабораториями, реабилитационными центрами, коррекционными школами и другими учреждениями по направлению «Адаптивная физическая культура».
  15. Тиражировать опыт лучших практик по АФК в журналах, рекомендованных ВАК, и других источниках информации.
  16. Обратиться в Минспорта России с просьбой инициировать включение в программу Всемирных зимних игр Специальной олимпиады в Казани 2022 года демонстрационного вида спорта – ездовой спорт (индивидуальные дисциплины).