ИНКЛЮЗИВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ДЕЛО НОВОЕ, ТВОРЧЕСКОЕ И НЕОБХОДИМОЕ

М.А. ФАХРЕТДИНОВА, научный руководитель ОГБПОУ «Ульяновский техникум отраслевых технологий и дизайна», доцент кафедры специального и профессионального образования, здорового и безопасного образа жизни ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», кандидат педагогических

Е.В. МАТВЕЕВА, заместитель директора по инновационному развитию и инклюзивному образованию ОГБПОУ «Ульяновский техникум отраслевых технологий и дизайна»

В настоящее время региональные системы среднего профессионального образования (СПО) характеризуются достаточно многоплановой и содержательной деятельностью по созданию условий для обучения и воспитания обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В инфраструктуре региональных систем среднего профессионального образования появились базовые профессиональные образовательные организации, основной целью деятельности которых является создание необходимых организационно-педагогических условий для обеспечения общедоступности СПО для инвалидов и лиц с ОВЗ, изучения, накопления и трансляции результативного опыта в профессиональное сообщество.

Анализ научно-педагогических источников показывает, что единой принятой дефиниции понятия «организационно-педагогические условия» не существует несмотря на то, что оно довольно часто используется в педагогической литературе.

Очевидно, что термин «организационно-педагогические условия» состоит из двух смысловых частей: «организационные условия» и «педагогические условия».

Под организационными условиями имеются в виду определенные структуры, координирующие взаимодействие субъектов образовательной деятельности, нормативно-методическое, материально-техническое обеспечение инклюзивного образования в профессиональной образовательной организации (ПОО). Педагогические условия, на наш взгляд, отражают совокупность потенциальных возможностей образовательной среды, целенаправленно конструируемые меры воздействия и взаимодействия субъектов образования: содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания, обеспечивающие развитие личностного аспекта субъектов образовательного процесса.

Применительно к теме нашей статьи мы тоже предлагаем это понятие условно разделить на две составляющие и рассмотреть их содержание подробно на примере функционирования Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ульяновский техникум отраслевых технологий и дизайна» в статусе базовой профессиональной образовательной организации (далее – техникум).

В своей деятельности по организации инклюзивного профессионального образования техникум руководствуется рядом нормативно-методических документов, таких как:

  • письмо Министерства образования и науки от 18 марта 2014 г. №06-281 «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса»;
  • «Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ СПО», утвержденные Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки РФ от 20 апреля 2015 г. №06-830;
  • федеральные государственные образовательные стандарты СПО по подготавливаемым профессиям и специальностям.

В локальные нормативные акты техникума также внесены дополнения, регламентирующие деятельность педагогического коллектива по организации обучения и воспитания лиц с инвалидностью и ОВЗ.

На сегодняшний день в техникуме создано структурное подразделение во главе с заместителем директора по инновационному развитию и инклюзивному образованию, которое планирует и обеспечивает деятельность педагогического коллектива по следующим приоритетным направлениям:

  1. Развитие сетевого взаимодействия, обеспечивающего поддержку, сопровождение инвалидов, лиц с ОВЗ при получении ими профессионального образования.
  2. Содействие развитию профессиональных компетенций педагогических работников ПОО региона, реализующих программы инклюзивного профессионального образования.
  3. Разработка и реализация инновационных проектов по профессиональному ориентированию школьников с инвалидностью и ОВЗ.
  4. Выявление, изучение и обобщение успешных практик социализации данной категории обучающихся в ПОО.
  5. Создание банка нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней.
  6. Обобщение и трансляция опыта развития конкурсного движения «Абилимпикс».

В штатное расписание техникума введены должности тьютора, социального педагога, педагога-психолога, которые осуществляют психолого-педагогическое сопровождение данной категории обучающихся и оказывают помощь педагогическим работникам. В техникуме ведется последовательная работа по созданию специальных условий для инвалидов и обучающихся с ОВЗ для получения качественного профессионального образования. Инфраструктура техникума в основном адаптирована в соответствии с образовательными потребностями нозологических групп обучающихся.

Интерактивный стол для рисования песком
Интерактивный стол для рисования песком

Первый этаж здания техникума полностью оборудован для инвалидов всех категорий как безбарьерная территория. Приобретенное специальное оборудование для организации образовательной деятельности отвечает требованиям учебного, реабилитационного, информационного, воспитательного сопровождения, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей инвалидов и лиц с ОВЗ: специальные технические средства коллективного и индивидуального пользования, такие как комната психологической разгрузки (мобильная сенсорная комната), интерактивный стол для рисования песком, информационные терминалы, контрольно-диагностические материалы для психолого-педагогического обследования обучающихся, мобильный комплект аудиовизуальных и тактильных средств обучения для проведения коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ, спортивное оборудование для занятий по адаптивной физической культуре для реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью.

Для обучающихся с проблемами слуха созданы рабочие места с портативной индукционной петлей, системой звукового поля для аудитории, имеются аппараты для индивидуальной работы. Для обучающихся с проблемами зрения приобретены и используются в практике педагогической деятельности многофункциональный портативный увеличитель текста, программа экранного увеличения высокого разрешения с функцией визуального выделения информации и чтением содержимого экрана, комплект информационных устройств со шрифтом Брайля и т. п. Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата используются специально оборудованные места, столы с электроприводом и др.

К организационным условиям мы также относим работу по развитию профессиональных компетенций педагогов в сфере инклюзивного профессионального образования. Вопросы инклюзивного образования, изучение возрастных и индивидуальных особенностей, особенностей психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ включены во все обучающие семинары, курсы повышения квалификации, организованные федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»» и Областным государственным автономным учреждением «Институт развития образования» (г. Ульяновск) для педагогических работников СПО.

В техникуме успешно практикуются различные формы «горизонтального обучения»: проводятся мастер-классы, презентации, трансляции инновационного опыта, индивидуальных педагогических достижений и т. д. Также здесь ведется большая работа по созданию педагогических условий, апробации современных, интересных, активных форм, методов работы с подростковой молодежью, обучающимися с ОВЗ и инвалидностью.

Альфия Ахтямовна Мифтахова
Альфия Ахтямовна Мифтахова

К сожалению, формат одной статьи не позволяет нам представить весь многогранный опыт работы преподавателей и мастеров производственного обучения техникума с данной категорией обучающихся. Вместе с тем, технологии, формы и методы работы отдельных педагогов хотелось бы осветить. Так, например, вызывает большой интерес опыт работы Альфии Ахтямовны Мифтаховой, преподавателя правовых дисциплин и дисциплины «Основы предпринимательской деятельности и финансовой грамотности». Она является руководителем проектов бизнес-ориентирующего воспитания, в рамках которых функционируют несколько объединений обучающихся: бизнес-клуб «Успех», «Волонтеры финансовой грамотности», «Школа финансовой грамотности», в чью работу вовлечены также обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью.

Реализация данных проектов направлена на решение таких важных для каждого подростка задач, как:

  • формирование у обучающихся Альфия Ахтямовна Мифтахова представления о принципах эффективного управления личными финансами, способах управления рисками в системе страхования;
  • формирование умений вести учет расходов и доходов домохозяйства, осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование;
  • развитие способности разбираться в особенностях финансовых продуктов и услуг на основе анализа актуальной информации о ситуации на финансовых рынках.

Успешной практикой следует назвать участие обучающихся в онлайн-уроках по финансовой грамотности от Банка России, во всероссийских научно-практических конференциях по финансовому просвещению, организованных Ассоциацией развития финансовой грамотности, профориентационных турах «Я делаю бизнес» на предприятия малого и среднего бизнеса, организованных Корпорацией развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области совместно с региональным отделением «Опора России», в деловых встречах, мастер-классах с предпринимателями города.

Обучающиеся в рамках реализации проектов бизнес-ориентирующего воспитания формируют также свой опыт участия в проектных командах, стартапах, что, безусловно, влияет на развитие их предпринимательских компетенций. Показательным примером такого стартапа является публичная защита Дарьей Мироновой социального проекта по созданию зоны коворкинга для ребят перед экспертами педагогического сообщества в сентябре 2021 года на областном слете «Строим будущее своими руками».

Одним из последних достижений следует назвать участие члена бизнес-клуба «Успех» обучающейся Марии Ивановой в областной олимпиаде по финансовой грамотности и занятое призовое место на Всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности, проходившей в марте 2022 года. Замечательным результатом деятельности руководителя и участников данного направления является то, что несколько обучающихся в свободное от учебы время занимаются бизнесом и имеют статус самозанятых, работая в сфере бьюти-индустрии.

Юлия Евгеньевна Брюханова
Юлия Евгеньевна Брюханова

Значительный интерес для профессионального сообщества представляет опыт работы Юлии Евгеньевны Брюхановой, преподавателя естествознания, по теме «Особенности преподавания естествознания для обучающихся непрофильных направлений подготовки». Актуальность этой темы для ПОО обусловлена внедрением новой методики преподавания общеобразовательных дисциплин, необходимостью обеспечения их профессиональной направленности. Эта сложная задача решается преподавателем на основе реализации принципа единства общеобразовательного и профессионального циклов обучения через организацию активных форм работы на учебных занятиях, проектных групп, поиск тем, разработку заданий, презентацию проектов, направленных на решение задач будущей профессиональной деятельности.

Преподаватели техникума уделяют большое внимание вопросам воспитания и социализации данной категории обучающихся.

Гульгуна Ахметовна Халиуллова
Гульгуна Ахметовна Халиуллова

В методике работы преподавателя иностранного языка Гульгуни Ахметовны Халиулловой одно из ведущих мест занимает направление по формированию личностно-ценностного отношения к родному краю, языковой культуре, традициям народов Симбирско-Ульяновского Средневолжья. Преподаватель находится в постоянном поиске результативных подходов к овладению обучающимися иностранным языком в период получения профессии, специальности, по созданию условий для формирования личностно-ценностных смыслов у обучающихся посредством изучения культурных языковых традиций народов Ульяновской области, сохранения ценностей языковой культуры своего народа.

Результаты работы очевидны, об этом свидетельствуют дипломы и сертификаты обучающихся, подтверждающие их активную включенность в исследовательскую, проектную деятельность. Бесспорно, что краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту обучающихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в условиях бытия в родной для них культуре.

Дарья Юрьевна Сорокина
Дарья Юрьевна Сорокина

Красной нитью в работе всех педагогических работников техникума проходит работа по развитию коммуникативной компетентности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, так как это является необходимым условием их успешной социализации. В этом направлении содержательный опыт работы представлен Дарьей Юрьевной Сорокиной, преподавателем техникума. Работа по развитию коммуникативной компетентности обучающихся организуется на диагностической основе. Преподавателем в качестве механизмов определения уровня коммуникативной компетентности обучающихся выбраны такие методы, как педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, индивидуальные беседы, направленные на выявление уровней коммуникативных умений, общительности, самоконтроля в общении. После обобщения и интерпретации результатов диагностики проектируется целенаправленная работа с обучающимися.

Процессуальный, технологический компонент этого направления деятельности представлен проектной деятельностью, тренингами и упражнениями, в организации которых принимают активное участие партнеры из числа работодателей автономных некоммерческих организаций «Социальное благополучие», «Родные люди», «Исток». Конечно же, включение обучающихся в такие активные формы работы позволяет добиваться положительных изменений в уровнях их коммуникативной компетентности, общительности и самоконтроля в общении.

Гордость нашего техникума – Алина Александровна Иванова, преподаватель дисциплин в области декоративно-прикладного искусства. На своих занятиях она учит ребят с ОВЗ плетению кружев, вышивке, лоскутному шитью, аппликации, флористике и декору. С десяти лет, после автомобильной аварии, она передвигается на кресле-коляске, но это не мешает ей жить полной жизнью.

Она занимается парабадминтоном, трижды занимала первые места в областных соревнованиях. Часто выезжает на турниры за пределы области, и коляска для поездок – не помеха. Она участница уникального театра моды «Властелины колёс», участницы которого (девушки-колясочницы) выступают с показами модных коллекций одежды, адаптированной для инвалидов. Девиз Анны Александровны – «Жизнь-движение».

Завершая обзор отдельных направлений деятельности педагогического коллектива техникума, считаем необходимым подчеркнуть, что инклюзивное профессиональное образование – дело новое, творческое и крайне необходимое. Его системная организация, с одной стороны, является показателем зрелости и ответственности тех, кто работает в этой системе, с другой – предопределяет серьезные преобразования в образовательной деятельности субъектов образовательных отношений ПОО.

Конечно же, любое начинание сопряжено с целым рядом трудностей, но именно они определяют основные векторы развития и поиска ресурсов для решения задач. Представленные в этой статье отдельные аспекты деятельности педагогического коллектива техникума по созданию организационно-педагогических условий для образовательной деятельности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, на наш взгляд, могут быть некими ориентирами для других ПОО, которые в настоящее время всё больше и больше вовлекаются в сферу инклюзивного профессионального образования.