О РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ ПОДГОТОВКИ СОБАК-ПРОВОДНИКОВ, ЕЕ ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ

А.А. АСТАНИН, генеральный директор Российской школы подготовки собак-проводников
Всероссийского общества слепых

Логотип школа, на которой изображена собака-проводник

Российская школа подготовки собак-проводников Всероссийского общества слепых – это единственное в России образовательное учреждение, осуществляющее социальную реабилитацию инвалидов по зрению, подготовку собак-проводников и обучение инвалидов по зрению их использованию в процессе пространственной ориентации и самостоятельного передвижения.

Школа была основана в 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР. У истоков ее создания стояли офицеры запаса и отставные военные, специалисты по дрессировке Н.Е. Орехов, Н.А. Латушкин, А.Л. Куприянов, успешно передавшие свой опыт молодому поколению дрессировщиков. Первым директором школы был назначен Николай Егорович Орехов. В годы Великой Отечественной войны Николай Егорович был командиром отдельного отряда собак-истребителей танков, затем командиром отдельного отряда санитарно-нартовых упряжек собак.

После войны Н.Е. Орехов остался в армии и проходил службу на различных должностях в Центральной школе военного собаководства, которая дислоцировалась в Москве. В 1960 году, уже будучи подполковником запаса, был назначен директором Центральной республиканской школы по подготовке собак-проводников ВОС, которая по инициативе Всероссийского общества слепых была организована на базе одного из подразделений Центральной школы военного собаководства. За 18 лет, в течение которых Николай Егорович руководил школой, была создана уникальная методическая база подготовки собак-проводников, которая сегодня лежит в основе научно-методической работы школы.

За более чем шестидесятилетнюю историю в школе было подготовлено около 4600 собак-проводников. Сегодня школа – это реабилитационно-образовательное учреждение Всероссийского общества слепых, коллектив специалистов которого осуществляет социально-бытовую и социально-средовую реабилитацию инвалидов по зрению 1-й группы, подготовку собак-проводников и обучение незрячих их использованию. С 2006 года школа является поставщиком Фонда социального страхования Российской Федерации и ведет работу по обеспечению инвалидов таким техническим средством реабилитации, как собака-проводник.

Мы готовим собак следующих пород: лабрадор ретривер, золотистый ретривер, немецкая овчарка и восточноевропейская овчарка. В школе имеются собственное племенное поголовье и питомник, что обеспечивает более двух третей потребности учреждения в щенках. При этом хотелось бы отметить, что в племенное поголовье попадают собаки, прошедшие полный курс подготовки и продемонстрировавшие исключительные качества собаки-проводника. Такая уникальная методика отбора собак в племенное поголовье и позволяет закрепить лучшие качества у собак рабочего поголовья.

Процесс вязки и вынашивания щенков у наших племенных собак проходит под пристальным вниманием ветеринарных врачей и работников питомника. После родов щенки около месяца остаются с мамой. Начиная с 45-дневного возраста и до передачи в рабочее поголовье щенки проходят испытания по ряду тестов, специально разработанных и направленных на определение их пригодности и наличие у них необходимых качеств собаки-проводника. Как в настоящем детском саду, социализацией щенков в нашей школе занимаются воспитатели. В возрасте от 8 до 10 месяцев мы переводим щенков в учебную часть. Из питомника они переходят в индивидуальные вольеры, каждый из которых напоминает двухкомнатную квартиру с отапливаемым помещением, соединенным переходом с уличной выгульной площадкой.

Отбор и подготовку собак в нашей школе осуществляют опытные инструкторы-методисты. Собака, которая отбирается на роль проводника, должна иметь целый ряд качеств, необходимых для ответственной работы по сопровождению незрячего человека: обладать покладистым, терпеливым нравом, умением сдерживать свои эмоции, не пугаться резких звуков, быть доброжелательной к людям и животным. В своей работе инструкторы-методисты используют как собственные уникальные методики подготовки собак-проводников и традиции российской школы дрессуры, так и рекомендации Международной федерации школ собак-поводырей для слепых. Сотрудники школы – это не только специалисты, обладающие большим опытом работы с собаками, но и люди с добрым сердцем и стойким, выносливым характером, которые работают в любую погоду, выходят на маршруты и в жару, и в холод, и в дождь. Многие из них работают в учреждении много лет и передают свои знания, умения и навыки ученикам.

В школе созданы все условия для подготовки собак-проводников: на территории оборудована специальная площадка «Городок» для дрессировки собак, в парке школы расположены полноразмерные имитационные модели железнодорожной станции и вагона электрички, железнодорожного перехода и автобусной остановки и другие архитектурные элементы, имитирующие условия городской среды, а также одно из востребованных средств передвижения как в городах, так и в сельской местности – автобус. При этом большая часть работы по подготовке собак-проводников проходит на учебных маршрутах в условиях городской среды. Важным этапом подготовки является обучение собак-проводников работе в условиях городского общественного транспорта. С 2014 года совместно с ГУП «Московский метрополитен» реализуется проект по специальному обучению собак-проводников для сопровождения инвалидов по зрению в столичном метро.

Мы готовим наших собак от полугода и более. Завершающим этапом подготовки собаки-проводника становится экзамен, который сдает не только собака, но и подготовивший ее инструктор-методист. При этом, отвечая за результат своей работы, последний и один из самых сложных этапов экзамена – маршрут – инструктор-методист проходит в светонепроницаемых очках в сопровождении подготовленной им собаки. Мы должны быть полностью уверены в том, что собака-проводник, подготовленная в нашей школе, обеспечит незрячему человеку абсолютную безопасность. Именно поэтому мы регулярно проводим проверки и тестирование собак, которые могут быть не допущены до работы собакой-проводником на любом этапе подготовки.

На территории школы расположена ветеринарная клиника, специалисты которой следят за состоянием здоровья всех животных учреждения, а это не только собаки и щенки, племенное поголовье, но и штатные кошки, которые по мере их кошачьих сил и способностей также включены в процесс подготовки собак — проводников.

Ветеринарными врачами школы ведется работа по регулярной обработке, лечению и стерилизации собак. Наши собаки регулярно проходят диспансеризацию. Значительное внимание руководством и специалистами школы уделяется улучшению условий содержания и кормления щенков и собак, модернизации технологий ухода, а также недопущению и предупреждению возникновения инфекционных заболеваний. Во всех боксах для содержания собак установлены системы приточно-вытяжной вентиляции с рекуперацией воздуха, системы очистки воды с применением технологии обратного осмоса, вольеры оснащены инфракрасными, бактерицидными и ультрафиолетовыми лампами. Реализация комплекса мероприятий по улучшению условий содержания собак-проводников, разработка сбалансированных рационов питания для животных разных возрастных групп, использование современных вакцин и препаратов позволяют нам выращивать здоровых и работоспособных собак.

Получить собаку-проводника могут инвалиды по зрению 1-й группы, в индивидуальной программе реабилитации и абилитации которых рекомендована собака-проводник в качестве технического средства реабилитации. Для ее получения инвалиду по зрению необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган Фонда социального страхования РФ по месту жительства и заполнить разработанную специалистами школы анкету. В ней необходимо указать социальный статус, кратко описать условия проживания, уровень социальной активности, а также предпочтения относительно породы, пола, масти и характера собаки-проводника. Подбор пары человека и собаки-проводника – очень индивидуализированный процесс. Специалисты школы отрабатывают все заявления на получение собаки-проводника, поступающие к нам из ФСС РФ, так, чтобы подобрать собаку, полностью соответствующую запросам незрячего человека.

После того, как собака прошла полный курс подготовки и вместе со своим инструктором сдала экзамен, наступает очень важный этап – передача незрячему человеку собаки-проводника и обучение ее использованию. Это обучение продолжается две недели. Учащиеся посещают групповые занятия и лекции, работают со своими собаками под чутким руководством инструкторов-методистов. В школе созданы оптимальные бытовые условия для проживания обучающихся: трехэтажная гостиница на тридцать мест, столовая, учебные кабинеты.

Чтобы человек быстрее смог наладить контакт со своим будущим питомцем, собака с первых дней обучения передается незрячему. Они живут в одной комнате, ходят в столовую и на прогулки, посещают занятия и просто играют. Гостиничные номера оборудованы таким образом, чтобы облегчить привыкание собаки к условиям городской квартиры. В номерах предусмотрены все условия, имитирующие проживание в квартире с оборудованной и оснащенной кухней, ванной и туалетной комнатами, в жилых комнатах установлены телевизоры и кондиционеры.

По окончании обучения каждый обучающийся со своей собакой сдает экзамен. После успешной сдачи экзамена в торжественной обстановке выпускникам школы – инвалидам по зрению и их собакам — проводникам вручается пакет документов, главным из которых является паспорт собаки-проводника. Этот документ, форма и порядок выдачи которого определены приказом Минтруда России от 22 июня 2015 г. №386н, дает право беспрепятственного доступа инвалиду по зрению в сопровождении собаки-проводника на все без исключения объекты с открытым доступом населения.

Собаки-проводники передаются инвалидам по зрению в безвозмездное пользование, о чем между получателем собаки-проводника и школой заключается договор. Школа остается собственником передаваемых собак. Для этого школа постоянно сотрудничает с региональными организациями ВОС, специалисты которых в случае поступления сигналов о недобросовестном отношении к собаке-проводнику со стороны ее владельца принимают участие в оценке социально-бытовых условий, в которых она содержится, либо сами сигнализируют нам о нарушениях.

В период обучения в школе проводится большая работа не только по социально-средовой и социально-бытовой реабилитации инвалидов по зрению и подготовке собак-проводников, но и работа по социокультурной реабилитации незрячих. В рамках обучения организуются выездные мероприятия для обучающихся, их сопровождающих и сотрудников школы на территории Москвы и Московской области, направленные на социальную интеграцию и адаптацию незрячих, освоение ими современных технических средств обеспечения доступности городской среды для людей с инвалидностью, знакомство в доступной форме с сокровищами мировой художественной культуры и историческим наследием нашей страны.

Особое место в нашей работе занимает проведение Всероссийского конкурса ВОС с участием инвалидов по зрению и собак-проводников «Мы с хозяином вдвоем». Как показывает опыт проведения данного мероприятия с 2005 года, этот уникальный по своему назначению конкурс способствует не только социальной реабилитации, адаптации и интеграции в сообщество инвалидов по зрению, имеющих собак-проводников, но также решает задачу по активизации общения и раскрытию индивидуальных способностей хозяев и их собак-проводников, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков животными. Проведение этого конкурса позволяет получить ценную обратную связь от владельцев собак-проводников, что в свою очередь помогает школе вести непрерывную работу по повышению качества оказываемых услуг.

Важным направлением деятельности школы в целях привлечения внимания широкой общественности к проблемам инвалидов по зрению являются реализация социально значимых мероприятий, организация и проведение выставок, презентаций образовательной программы школы, показательных выступлений инструкторов с собаками-проводниками и др. Школой ведется работа с региональными сообществами владельцев собак-проводников, руководители и специалисты которых оказывают помощь и поддержку инвалидам по зрению – владельцам собак-проводников в решении тех проблем, с которыми они сталкиваются. К числу наиболее острых можно отнести недостаточный для обеспечения нормальных условий содержания собаки-проводника размер ежегодной компенсационной выплаты на ее содержание и ветеринарное обслуживание. Размер денежной компенсации в 2022 году составил 28 748,61 рублей, тогда как, по подсчетам региональных сообществ владельцев собак-проводников, затраты на содержание собаки-проводника для ее владельца составляют более 80 тыс. рублей в год.

Возможным решением этой проблемы могло бы стать определение региональной выплаты на содержание собак-проводников, как это уже реализовано в Амурской области и на Камчатке. В дополнение к этой мере каждому региону следует предусмотреть возможность проведения бесплатной диспансеризации и лечения собак-проводников в государственных ветеринарных клиниках, как это реализовано в Москве. С огромными проблемами владельцы собак-проводников сталкиваются в те трагические моменты, когда их питомец уходит из жизни. В это тяжелое для них время инвалиды по зрению порой сталкиваются с равнодушием и отсутствием элементарной организации в процессе транспортировки трупа животного, освидетельствования и последующей утилизации. Считаем нашей задачей совместно с региональными сообществами владельцев собак-проводников выявлять такие проблемы и при помощи аппарата управления ВОС находить их решение.

Мы не стоим на месте, в наших планах на ближайшие годы увеличение количества выданных инвалидам собак-проводников до ста в год, разработка стандартов их подготовки, требований к их содержанию и многое другое.