СТАЖИРОВКА – СТАРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

И.В. КУЗНЕЦОВА, начальник отдела занятости граждан с особыми потребностями Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга

Ежегодно в Санкт-Петербурге из учреждений профессионального образования различного уровня выпускается более 500 человек, имеющих инвалидность, и более 200 человек с инвалидностью завершают курсы профессиональной подготовки. Эта категория граждан испытывает наибольшие трудности при трудоустройстве на открытом рынке труда. Выпускник с инвалидностью не готов сразу приступить к работе по различным причинам: отсутствие практических навыков, завышенная или заниженная самооценка, отсутствие понимания специфики производственного процесса и прочее. С другой стороны, существуют опасения работодателей при трудоустройстве инвалидов: боязнь возникновения нештатных ситуаций, отсутствие понимания, как выстраивать коммуникации, как определить посильную работу. На решение этих задач направлен пилотный проект «Стажировка для граждан, испытывающих трудности в поиске работы».

С 2015 года в Санкт-Петербурге апробировано новое направление «Стажировка для граждан, испытывающих трудности в поиске работы». Граждане, относящиеся к категории инвалидов, направляются на стажировку в приоритетном порядке. Участниками стажировки могут быть граждане, прошедшие профессиональное обучение или получившие дополнительное профессиональное образование по направлению Службы занятости и не имеющие опыта работы по полученной профессии (специальности).

В 2016 году порядок организации стажировок был расширен категорией выпускников домов-интернатов системы социального обеспечения, получивших жилые помещения специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга. Как правило, это молодые люди с инвалидностью старше 30 лет, не имеющие профессионального образования и опыта работы.

Стажировки организуются как временное трудоустройство заявителей в период их вхождения в полученную профессию (специальность) непосредственно на рабочем месте под руководством опытного наставника с целью закрепления на практике теоретических знаний, полученных в образовательном учреждении, и формирования умений и навыков выполнения профессиональных обязанностей. Целями стажировки также являются содействие трудоустройству граждан и содействие работодателям в подборе работников на рабочие места в соответствии с имеющейся потребностью, а также повышение уровня закрепляемости инвалидов на рабочем месте.

Финансирование мероприятий осуществляется на средства бюджета Санкт-Петербурга и предусматривает компенсацию расходов работодателям на заработную плату стажера (в размере минимальной заработной платы, установленной в регионе на текущий год), а также доплату наставнику (в размере ½ минимального размера заработной платы, установленной в Санкт-Петербурге на текущий год, за каждого стажера), увеличенные на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и компенсацию за неиспользованный отпуск. Так, в 2020 году расходы на одного стажера составляют 116 340 рублей (за трехмесячный период стажировки). В своем подчинении наставник может иметь до пяти стажеров. Средний период прохождения стажировки – три месяца. За пять лет реализации пилотного проекта «Стажировка для граждан, испытывающих трудности в поиске работы» 100 % участников проекта – люди с инвалидностью. Более 60% участников стажировки – это инвалиды 1-й и 2-й групп.

ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТАЖИРОВКИ

Предварительный (подготовительный) этап

  • Подбор работодателей, определение направлений деятельности, где могут быть задействованы выпускники с инвалидностью
  • Работа с учреждениями профессионального образования. Экскурсии для студентов (учащихся) выпускных курсов на производство
  • Производственная практика
  • Присутствие работодателей на экзаменах, конкурсах профессионального мастерства: «Абилимпикс», «Путь к карьере» и др.
  • Отбор потенциальных стажеров. Содействие в подготовке документов на временное трудоустройство
  • Подготовка трудового коллектива к работе со стажерами. Назначение наставника. Составление программ стажировок

Стажировка

  • Проведение конкурсных процедур и заключение договоров с работодателями на организацию стажировок
  • Оценка уровня подготовленности стажера. Формирование «мягких» навыков и позитивного отношения к работе. Практическое знакомство стажера с обязанностями и требованиями со стороны организации. Включение в стабильную работу

Завершение стажировки

  • Трудоустройство на постоянное место работы. Трудоустройство по программе «Социальная занятость инвалидов трудоспособного возраста». Продолжение профессионального образования
  • Использование работодателем дополнительных мер поддержки: — субсидии на создание (модернизацию) рабочих мест для инвалидов, на обеспечение доступа к рабочим местам; — заключение соглашения по новому формату законодательства о квотировании; — социальная реклама и др.
  • Информационно-методическое сопровождение. Мониторинг закрепляемости на рабочем месте

Перспективы развития проекта «Стажировка для граждан, испытывающих трудности в поиске работы»

  • Анализ потребности в организации стажировок. Корректировка порядка организации стажировок. Перевод пилотного проекта «Стажировка для граждан, испытывающих трудности в поиске работы» в статус государственной услуги
  • Передача полномочий по организации стажировок сторонним организациям

Работодатели – юридические лица различных организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, создавшие (выделившие) рабочие места по профессиям (специальностям), необходимым для трудоустройства выпускников с инвалидностью.

Наставник – работник из числа руководителей подразделений или специалистов работодателя, назначенный наставником в соответствии с приказом работодателя, в обязанности которого входят регулярные консультации стажера непосредственно на его рабочем месте и контроль за результатами практической деятельности, осуществляемые в соответствии с программой стажировки. Именно наставник знакомит стажера с производственными процессами организации, режимом работы, техникой безопасности, корпоративной культурой и помогает в формировании требуемого уровня производительности и качества труда – облегчает процесс вхождения новых сотрудников в организацию.

Стимулирование наставниками трудового процесса позволяет уменьшить стартовые издержки мероприятий стажировки, так как пока новый сотрудник – стажер – плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует повышенного внимания и дополнительных затрат на сопровождение на рабочем месте.

Учитывая уровень профессиональной подготовки и склонности стажеров, программы стажировок могут быть откорректированы с учетом трудового потенциала каждого стажера. Таким образом, стажер может «оттачивать» свои навыки на выполнении одной или нескольких операций, а не всего производственного процесса.

После завершения стажировки работодатель принимает решение, кого из стажеров он планирует (не планирует) трудоустроить на постоянной основе. По отзывам ряда работодателей именно организация стажировки позволила им преодолеть страх первого шага на пути трудоустройства людей с инвалидностью.

Если в первый год после прохождения стажировки на постоянное место работы трудоустроились 23% стажеров, то по итогам 2019 года – 63%.

В ряде случаев для эффективной адаптации выпускника с инвалидностью на рабочем месте трех месяцев для прохождения стажировки недостаточно. Опыт работы показывает, что более оптимальный период продолжительности стажировок – 6 месяцев.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТАЖИРОВОК И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

1. Некоторые из выпускников с инвалидностью не могут объяснить или продемонстрировать работодателям, какими компетенциями они владеют. Хочется рассчитывать на более активное участие специалистов учреждений среднего профессионального образования и высшего образования в информировании работодателей о профессиональном потенциале выпускников с инвалидностью и в составлении программ стажировок.

2. Требует детальной проработки возможность организации стажировок в дистанционном формате. Для решения данного вопроса необходимо сформировать перечень профессий (специальностей), по которым возможна организация стажировки в дистанционном формате, а также подготовить нормативно-правовую базу и отработать алгоритм удаленного взаимодействия всех участников стажировки.

3. Повышение уровня мотивации выпускников образовательных учреждений с инвалидностью к трудовой деятельности. Данную работу необходимо осуществлять еще в период обучения подростков в образовательных учреждениях (школах) путем проведения профессиональных проб, тренингов, экскурсий на производство, а также участия в мероприятиях временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и др.

С 2021 года Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга планирует перевести пилотный проект «Стажировка для граждан, испытывающих трудности в поиске работы» в статус государственной услуги. Данная мера позволит гарантировать финансирование новой государственной услуги за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Параллельно комитет прорабатывает вопрос о передаче полномочий по реализации новой государственной услуги сторонним организациям, имеющим опыт в данном направлении работы. Предполагаем, что система выдачи сертификатов на получение данной государственной услуги позволит гражданам самостоятельно выбирать наиболее эффективную организацию, а среди организаций, предоставляющих данную государственную услугу, создать здоровую конкуренцию.

Отработка данной модели предоставления государственной услуги будет являться примером государственно-частного партнерства в вопросах содействия занятости социально уязвимых категорий граждан, а также позволит оптимизировать расходы регионального бюджета.