ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ И ТРУДОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИНВАЛИДОВ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОПРОВОЖДАЕМОГО ПРОЖИВАНИЯ.

УЧЕТ ТЕНДЕНЦИЙ ИЗМЕНЕНИЙ РЫНКА ТРУДА. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

И.Г. ДРОЗДЕНКО, директор ГАПОУ Ленинградской области «Мультицентр социальной и трудовой интеграции»

Все дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) когда-нибудь вырастают и становятся взрослыми со всеми правами и обязанностями граждан РФ, с учетом имеющихся у них ограничений по здоровью. Чтобы помочь им реализовать свое право на труд, самостоятельное проживание, семью и полноценное участие в жизни общества, должны быть созданы системные механизмы, обеспечивающие комплексное сопровождение таких людей, нуждающихся в значительной поддержке (из статьи И.Г. Дрозденко в первом номере журнала).

В статье, опубликованной в первом номере журнала, было рассмотрено, как Мультицентр социальной и трудовой интеграции Ленинградской области решает проблемы молодых инвалидов в части их профессионального образования и последующего трудоустройства. Настоящая статья посвящена рассмотрению вопросов обеспечения сопровождаемого проживания молодых инвалидов – наших выпускников Мультицентра, анализу взаимовлияния регионального рынка труда и учебного процесса в Мультицентре, а также необходимым мерам государственной поддержки.

Как отмечалось ранее, Мультицентр выстроил свою межведомственную модель комплексной профессиональной подготовки лиц с инвалидностью на основе взаимосвязанных и взаимодополняющих услуг:

  • услуги профессиональной диагностики по подбору профессии с учетом степени имеющихся у инвалида ограничений и условий труда по выбранной профессии;
  • услуги профессиональной подготовки (обучения) работников из числа инвалидов по заявке работодателей, обеспечивающих их последующее адресное трудоустройство;
  • услуги сопровождаемого трудоустройства, включающие системное взаимодействие специалистов Мультицентра с работодателями в период адаптации работника с инвалидностью на рабочем месте;
  • услуги юридического и социального сопровождения обучающихся инвалидов и выпускников Мультицентра в части взаимодействия с государственными службами;
  • услуги сопровождаемого проживания в части обеспечения возможности для молодых инвалидов получения опыта самостоятельной жизни, приобретения и развития навыков самообслуживания и деловой коммуникации.

Строго говоря, услуги сопровождаемого проживания не входят в полномочия нашего Мультицентра как образовательного учреждения, хотя очевидно, что конечной и основной целью профессионального образования является именно трудоустройство по полученной профессии. И самостоятельно данный вопрос не может быть решен выпускниками, имеющими нарушения интеллектуального и психического развития. Эта проблема, в первую очередь, затрагивает молодых инвалидов из психоневрологических интернатов (ПНИ), не имеющих социального опыта взаимодействия с госслужбами и работодателями. Создавая модель комплексной подготовки «работника под ключ», специалисты Мультицентра понимали, что система должна включать все звенья цепочки как трудоустройства, так и сопровождения на период адаптации (непосредственно на рабочем месте и в быту). Поэтому специалисты Мультицентра реализуют услуги внестационарного сопровождаемого проживания (для инвалидов, ранее проживавших в ПНИ). В качестве временного решения этой проблемы был разработан проект «Дорога к дому», который был представлен на конкурсный отбор негосударственных некоммерческих организаций, проводимый Комитетом по социальной защите населения Ленинградской области. Целью отбора было выявление региональных социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), реализующих программы в сфере социальной поддержки и защиты граждан, в том числе сопровождаемого проживания, альтернативного ПНИ. По результатам этого отбора в феврале 2018 года между благотворительным фондом «Место под солнцем» и Комитетом по соцзащите было подписано соглашение о взаимодействии.

В процессе реализации проекта была выявлена очевидная необходимость внесения изменений в ряд нормативно-правовых актов регионального уровня в соответствии с реальными потребностями времени. Так, например, Комитетом по соцзащите было разработано актуальное положение о выписке получателей стационарных услуг в ПНИ, которое предусматривает создание социальной комиссии для определения возможности самостоятельного проживания граждан с определенного момента. Отмечу, что сегодня мы явно ощущаем необходимость интенсификации и систематизации работы в этом направлении, так как нормативно-правовых актов регионального уровня явно недостаточно, чтобы перейти от работы энтузиастов к долговременной, планомерной и необратимой работе, охватывающей все аспекты социально-трудовой интеграции инвалидов.

Очевидно, что, помимо гуманистической составляющей, существует экономическая целесообразность вывода из ПНИ потенциального кадрового ресурса. Помимо оптимизации бюджетных средств, выделяемых на содержание в ПНИ, общество получает новых налогоплательщиков, конкурентно способных работников, производящих качественные товары и услуги.

В кратком изложении алгоритм включения в проект выглядит следующим образом. За две недели до окончания обучения специалистами Мультицентра проводится итоговый психолого-педагогический консилиум, который оценивает степень готовности выпускников к самостоятельной трудовой деятельности и проживанию. Определяется группа «потенциальных участников» проекта, имеющих достаточный потенциал к самостоятельной трудовой деятельности и самостоятельному проживанию. Затем следует трудоустройство и переход в «стажеры» с проживанием на базе ведомственного общежития (другого образовательного учреждения) на срок до трех месяцев. Этот период очень важен для объективной оценки возможностей выпускника и его мотивации.

Помогая «стажеру» в его первых самостоятельных шагах по жизни, служба психолого-педагогического сопровождения Мультицентра анализирует эффективность мер поддержки и динамику развития социальных навыков. Иногда очевидно бесперспективным для всех сторон становится желание подопечного жить по индивидуальной форме проживания как в силу его нарушений, так и в силу сформированной за многие годы привычки проживания в коллективной форме.

В это время специалисты благотворительного фонда подбирают жилье, соответствующее требованиям Комитета по соцзащите (однокомнатные благоустроенные квартиры недалеко от места работы). В случае успешного прохождения стажировки «выписник» из ПНИ заселяется в арендованную квартиру, принимая на себя все права и обязанности самостоятельного проживания. Он оплачивает коммунальные платежи, развивает навыки ведения домашнего хозяйства, личного бюджета, планирования свободного времени.

После этого проект переходит в стабильную стадию реализации. Фонд компенсирует понесенные расходы, а его специалисты продолжают системную работу по сопровождению. Социальные наставники от фонда посещают ребят на дому, контролируют социально-бытовые условия, своевременно реагируют на возникающие проблемы. Эта работа не ограничивается рамками квартиры, а распространяется на изучение маршрутов передвижения, отработку необходимых моделей поведения в общественных местах.

Важной составляющей социализации является организация досуга. Все мы знаем, что, получив заряд положительных эмоций, мы скорее готовы к новым трудовым подвигам. Наши ребята с огромным интересом и желанием узнают все новое, ранее недоступное, восполняя дефициты общения и впечатлений.

География проекта пока охватывает девять районов области, это обусловлено адресным трудоустройством на конкретные предприятия.

В 2019 году фонд получил президентский грант на реализацию социального проекта «Три шага на пути к самостоятельной жизни», который предполагает подготовку «трудовых тьюторов» для сопровождаемого трудоустройства, так как последнее требует зачастую больше различных мероприятий поддержки, чем социально-бытовая адаптация. Разумеется, в рамках реализуемого пилотного проекта невозможно обеспечить ребят жильем на всю оставшуюся жизнь, скорее, это переходная модель, а вот гарантии дает государственная политика в отношении обеспечения сирот собственным жильем: сиротам квартиры предоставляются из регионального жилфонда без очереди.

Почти 90% участников нашего проекта имеют статус «сирота» или «лицо, оставшееся без попечения родителей». Работая в тандеме с адвокатами, специалисты фонда добиваются признания их «нуждающимися в государственном обеспечении жильем». Эти, пока еще частные, небольшие, «победы» дают надежду, что жизнь на съемной квартире не перерастет для наших выпускников в норму.

Необходимо добиться того, чтобы услуга по подбору и найму жилья на региональном уровне была введена в перечень государственных услуг и предоставлялась инвалидам, способным реализовать свой потенциал в новых условиях жизни, вне стен ПНИ.

Сегодня проблемы обеспечения сопровождаемого проживания инвалидов, находившихся до этого на содержании в ПНИ, в различных регионах решаются по-разному. Наш опыт реализации проекта «Дорога к дому» в Ленинградской области свидетельствует о том, что оптимальным является решение этой задачи в рамках единого комплекса обеспечения социально-трудовой интеграции молодых инвалидов – «выписников» из ПНИ, в котором услуги сопровождаемого проживания являются завершающим этапом их социальной, трудовой и организационной подготовки к жизни в обществе.

Важнейшим аспектом деятельности Мультицентра является постоянный анализ и учет тенденций изменений рынка труда в Ленинградской области. Мы обязаны учитывать такие выявившиеся тенденции, как:

  • устойчивое снижение численности трудоспособного населения Ленинградской области;
  • замещение регионального кадрового дефицита работников привлеченными иностранными кадрами;
  • непопулярность у современной молодежи ряда профессий «ручного труда».

Численность трудоспособного населения области с 2015-го по 2018 год снизилась на 18 тыс. человек. Прогнозы государственной статистики для Ленинградской области на период до 2024 года неутешительны, так как предполагают последующее снижение численности трудоспособного населения. На наш взгляд, профессиональная подготовка работников из числа инвалидов позволит в значительной степени компенсировать эту тенденцию.

Как отмечалось выше, потребность России в рабочих руках в значительной мере обеспечивают прибывающие самостоятельно или по приглашению работодателя граждане соседних стран. Мы видим текущее состояние регионального рынка труда по вакансиям, занимаемым привлеченными кадрами. Средняя потребность региона в безвизовых иностранных работниках, не имеющих высокой профессиональной квалификации, составляет 60 тыс. человек в год. По большинству перечисленных профессий ведется профессиональная подготовка рабочих кадров в нашем Мультицентре.

В связи с цифровой и технической революциями у определенной части общества существенно изменилось отношение к трудовой деятельности. Для большинства молодых людей ручной труд утратил свою привлекательность как средство самореализации и самоутверждения.

Активная часть молодежи выбирает профессии, предполагающие получение высшего образования, пренебрегая такими профессиями, как уборщик помещений, дворник, оператор стиральных машин, гладильщик, кухонный рабочий и т. д. Для молодых людей, обучающихся в нашем Мультицентре, данные профессии зачастую единственно приемлемы, так как уровня их образования, их потенциальных возможностей достаточно для освоения адаптированных общеобразовательных программ профессионального обучения, но недостаточно для освоения программ среднего профессионального образования.

Сегодняшняя статистика трудоустройства граждан с инвалидностью в стране определяется заявительным характером услуги. Она учитывает процент трудоустроенных инвалидов из числа вставших на учет в центрах занятости населения. По данной методике в Ленинградской области трудоустраивается от 40 до 44% граждан с инвалидностью. Если же оценивать процент трудоустройства граждан с инвалидностью от общего числа трудоспособных инвалидов, то статистика претерпит существенные изменения в сторону объективности и составит на текущий период всего 3%. Очевидно, что количество нуждающихся в обучении и последующем трудоустройстве молодых инвалидов – наших земляков обеспечит контингент обучающихся Мультицентра на многие годы вперед.

Некоторые выводы и предложения

Бюджетное финансирование на создание рабочего места для работника из числа инвалидов предполагает компенсацию ранее понесенных работодателем затрат, которые воспринимаются им как личный риск для его бюджета, без понимания эффективности работника и четких параметров ответственности. Наш Мультицентр предлагает «портфель с рекомендациями» к трудоустройству каждого выпускника, включая требования к условиям труда, необходимому оборудованию рабочего места, с оценкой «индивидуальных рисков» на каждого трудоустраиваемого.

Сегодняшние образовательные программы по ряду профессий лишают возможности обучения многих инвалидов в связи с большим объемом исполняемого трудового функционала и высокими нагрузками. Мультицентр предлагает модульное обучение по «части профессии» с завершенным циклом в соответствии с существующими требованиями ЕКТС, потенциальными физическими и интеллектуальными возможностями инвалида.

Сегодня законодательно преференциями в конкурсных закупках обладают только предприятия Всероссийского общества слепых и Всероссийского общества инвалидов. Учитывая, что в нашем регионе количество таких предприятий близко к нулю, необходима альтернатива для предприятий, целевым образом обучающих и создающих рабочие места для инвалидов. Мы предлагаем распространить на такие предприятия льготные условия участия в конкурентных закупках (в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 29 ФЗ-44), если работники из числа инвалидов оформлены в штат предприятия и их численность составляет не менее 50% от общего числа работающих.

Затрачивая бюджетные средства на всех этапах подготовки работников с инвалидностью, мы должны отдавать себе отчет, что многие из них не смогут выжить в режиме жесткой конкуренции открытого рынка труда без создания для них защищенных рабочих мест. Мы должны вернуть стране специализированные предприятия, а для этого мы должны признать, что частичная поддержка госзаказом работодателя, организующего такие места, – обязательное условие его финансовой стабильности и долгосрочности трудоустройства инвалида.

Текущая ситуация не оставила нам времени на раздумья и социальные эксперименты, и от того, насколько убедительными будут результаты подобных проектов, насколько они будут важны для всех сторон, зависит наше общее будущее.