А.А. БИКБУЛАТОВА, кандидат технических наук, профессор, проректор по учебно-воспитательной работе Московского государственного университета пищевых производств
Доступность высшего образования для студентов с инвалидностью обеспечивается созданием сети ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных организаций высшего образования.
Основными задачами деятельности сети РУМЦ являются:
- повышение информированности лиц с инвалидностью о возможностях получения высшего образования;
- увеличение количества лиц с инвалидностью, поступивших в образовательные организации высшего образования;
- увеличение количества лиц с инвалидностью, успешно завершивших обучение по программам высшего образования;
- увеличение количества трудоустроенных выпускников с инвалидностью;
- формирование системы сопровождения деятельности образовательных организаций высшего образования по реализации и развитию инклюзивного образования.
В настоящее время на территории Российской Федерации осуществляет деятельность 21 РУМЦ, в том числе восемь отраслевых РУМЦ, подведомственных Минпросвещения, Минкультуры, Минспорта, Минтрансу, Минздраву, Минсельхозу России. В структуре каждого РУМЦ открыты центры коллективного пользования специальными техническими средствами, которые позволяют обеспечить обучение студентов в вузах на закрепленной территории, а также call-центр по вопросам инклюзивного обучения.
РУМЦ сформирована единая сеть из 495 вузов-партнеров (включая филиалы) по вопросам повышения доступности высшего образования для инвалидов; проведено более 5454 консультаций по вопросам организации обучения студентов с инвалидностью в вузах. РУМЦ высшего образования заключили более 2500 соглашений и дорожных карт развития инклюзивных проектов с различными заинтересованными участниками и организациями.
В рамках повышения информированности лиц с инвалидностью о возможности получения высшего образования и консультирования о выборе профессии с 2016 года работает портал информационной поддержки инклюзивного высшего образования (инклюзивноеобразование.рф). Портал адаптирован для использования лицами с инвалидностью и позволяет получать информацию о наличии условий для получения образования инвалидами различных нозологических групп в вузах. Предусмотрена возможность получения консультаций по вопросам выбора направления подготовки, поступления и организации образовательного процесса в вузе как в режиме онлайн, так и по телефонам «горячей линии». На портале размещены медиапаспорта востребованных профессий, истории успеха, учебно-методические материалы, адаптированные для студентов с инвалидностью, в том числе онлайн-курсы и адаптационные модули, направленные на получение дополнительных компетенций.
В 2016 году было создано три РУМЦ по следующим направлениям деятельности: профессиональная ориентация лиц с инвалидностью (Российский государственный социальный университет), организация обучения и сопровождения лиц с инвалидностью (Московский государственный психолого-педагогический университет), содействие трудоустройству выпускников вузов с инвалидностью (Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана).
Результаты деятельности РУМЦ стали основой для формирования комплексной модели организации обучения и сопровождения студентов с инвалидностью в образовательных организациях высшего образования. Структура модели состоит из трех компонентов: профориентации; обучения и сопровождения; содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения студентов с инвалидностью.
Компонент профориентации направлен на анализ рынка труда, образовательных потребностей абитуриентов, информирование и консультирование по выбору вуза и специальности абитуриентов с инвалидностью, разработку методики профконсультирования и профтестирования лиц с инвалидностью.
Содержание компонента обучения и сопровождения студентов с инвалидностью включает разработку адаптированных учебно-методических материалов, технологий социально-психологического сопровождения в учебном и внеучебном процессах, оборудование учебных аудиторий специализированными техническими средствами, подготовку преподавателей к работе со студентами-инвалидами.
Мониторинг трудоустройства выпускников с инвалидностью, организация практик с учетом возможности их дальнейшего трудоустройства, информирование о вакантных рабочих местах и подготовка студентов-инвалидов к собеседованию с работодателем являются составляющими компонента содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения выпускников с инвалидностью.
РУМЦ сформулированы требования к составу специальных условий при обучении студентов с инвалидностью и к оказанию образовательных услуг по получению образования лицами с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями зрения и иными ограничениями функций жизнедеятельности. Разработана методика создания специальных условий для обучения студентов с инвалидностью в вузе. Составлены методические рекомендации по организации сетевого взаимодействия вузов в рамках инклюзивного образования студентов с инвалидностью. С целью внедрения комплексной модели организации обучения и сопровождения студентов с инвалидностью в образовательных организациях высшего образования были разработаны модульные программы дополнительного профессионального образования. Содержание модульных программ структурировано в соответствии с компонентами комплексной модели и учитывает специфику работы со студентами с различными образовательными потребностями.
По итогам конкурсного отбора в 2017 году создано 13 РУМЦ на базе следующих образовательных организаций высшего образования: Новосибирского государственного технического университета, Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, Вятского государственного университета, Челябинского государственного университета, Череповецкого государственного университета, Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Тихоокеанского государственного университета, Государственного университета управления, Южного федерального университета, Тюменского государственного университета, Северо-Кавказского федерального университета.
За каждым РУМЦ закреплена «территория ответственности» (от двух до девяти субъектов Российской Федерации в зависимости от количества вузов и обучающихся в них студентов с инвалидностью). Каждым РУМЦ осуществлен мониторинг состояния инклюзивного высшего образования на «закрепленной территории». По результатам мониторинга проведены совещания с вузами о повышении доступности высшего образования для студентов с инвалидностью.
Для организации консультативной помощи по обучению и социально-психологическому сопровождению обучающихся с инвалидностью организована работа call-центров, созданных на базе каждого РУМЦ.
Для обеспечения методического сопровождения реализации инклюзивного образования сетью РУМЦ разработано 21 учебное пособие, 54 адаптированных учебно-методических комплекса с применением современных технологий, описана практика реализации 32 педагогических технологий работы со студентами в инклюзивных группах. Все разработанные материалы размещены на портале информационной и методической поддержки высшего инклюзивного образования (инклюзивноеобразование.рф). Сетью РУМЦ разработаны дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации) для сотрудников вузов «закрепленной территории». По данным программам повышение квалификации прошли 4348 сотрудников 182 вузов из 72 регионов (74% – профессорско-преподавательский состав, 10% – учебно-вспомогательный персонал, 16% – сотрудники администрации вузов). Осуществлен мониторинг образовательных потребностей школьников с инвалидностью. Данные мониторинга стали основой для выбора форм организации профориентационных мероприятий для школьников и их родителей в 56 регионах.
Работа со школьниками с инвалидностью выявила их основные образовательные потребности: 42% от числа опрошенных основной образовательной потребностью определяют социально-психологическое сопровождение, 27% – помощь ассистента-помощника, в специальном оборудовании нуждаются 26% респондентов, в разработке индивидуальной образовательной программы обучения – 18%, в специальном маршрутно-ориентированном обеспечении доступной среды – 12% потенциальных абитуриентов с инвалидностью.
Для выпускников вузов с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями зрения и иными ограничениями функций жизнедеятельности разработан «Атлас профессий» с описанием более 100 востребованных специальностей. На портале инклюзивноеобразование.рф представлен онлайн-сервис для профессионального тестирования абитуриентов с инвалидностью.
Результатом работы сети РУМЦ в 2017 году стала апробация модели региональной системы многоуровневого сетевого взаимодействия в сфере инклюзивного образования (РУМЦ, вузы, общеобразовательные организации, общественные организации инвалидов, работодатели, службы занятости и др.), сформированные региональные платформы профессионально-общественной коммуникации в сфере инклюзивного образования с привлечением представителей региональных министерств образования, труда и социальной защиты, центров занятости населения, общественных организаций инвалидов, работодателей, СМИ.
Таким образом, создание сети РУМЦ – ключевое мероприятие по повышению доступности высшего образования для лиц с инвалидностью. Оно обеспечивает сопровождение деятельности вузов на всей территории Российской Федерации по вопросам содержания и организации взаимодействия со студентами с инвалидностью, формирование установок на успешную профессиональную деятельность.
С 2017 года сетью РУМЦ Минобрнауки России проводится мониторинг образовательных потребностей школьников с ОВЗ и инвалидностью. С учетом данных мониторинга РУМЦ проводят мероприятия по профессиональному консультированию. Всего за период деятельности РУМЦ было проведено более 200 мероприятий с участием более 10000 абитуриентов. В результате наблюдается рост числа лиц с инвалидностью, поступающих в вузы Российской Федерации. Расширяется также и линейка образовательных программ, доступных для лиц с инвалидностью.
В рамках сопровождения студентов с инвалидностью в процессе получения высшего образования осуществляется подготовка сотрудников вузов к работе со студентами с инвалидностью и оказанию им необходимой помощи (обучено более 15000 человек), а также подготовка волонтеров по формированию навыков сопровождения лиц с инвалидностью (обучено более 4500 студентов). Развивается библиотека адаптированных учебно-методических материалов, онлайн-курсов, размещенная на портале инклюзивноеобразование.рф. Деятельность РУМЦ широко освещается в средствах массовой информации.
Оценка результатов работы по данному направлению осуществляется посредством мониторинга социально-психологического благополучия студентов, обучающихся в инклюзивных группах. В мониторинге приняли участие более 4200 студентов. По данным опроса лишь 4% студентов с инвалидностью и 5% студентов, не имеющих инвалидность, отмечают, что сталкиваются с проблемами в обучении; полностью удовлетворены наличием специальных технических средств в вузе 45% студентов с инвалидностью; скорее удовлетворены, чем нет – 35%; условиями для самостоятельной работы и творчества в вузе полностью удовлетворены 54% и 41%; скорее удовлетворены, чем нет – 31% и 36%.
64% студентов с инвалидностью и 49% студентов, не имеющих инвалидность, считают, что преподаватели и сотрудники вуза полностью готовы к работе со студентами с инвалидностью; 26% и 33% считают, что скорее готовы, чем нет. Таким образом, результаты мониторинга показывают, что уровень социально-психологического благополучия и удовлетворенность условиями обучения студентов, обучающихся в инклюзивных группах, достаточно высоки.
Сетью РУМЦ проведен мониторинг потребностей в трудоустройстве выпускников с инвалидностью. Результаты мониторинга показали, что 42% студентов с инвалидностью не нуждаются в помощи при трудоустройстве; 36% нуждаются в помощи при подборе вакансии, 20% испытывают потребность в получении информации о вакансиях для инвалидов и 18% заинтересованы в подготовке к собеседованию.
Для студентов и выпускников с инвалидностью регулярно проводятся мероприятия по содействию трудоустройству. Работа по данному направлению основана на данных опроса выпускников с инвалидностью о востребованных формах оказания содействия в трудоустройстве. Так, по результатам опроса 11% опрошенных считают необходимым предоставление информации об алгоритмах самостоятельного трудоустройства; 19% сформировали запрос на получении информации о региональном рынке труда; 30% нуждаются в помощи в подборе вакансии; 18% – в составлении резюме; 16% – в подготовке к собеседованию; 12% хотят получать информацию о государственных услугах, предоставляемых службой занятости; 16% – информацию о мероприятиях по трудоустройству; 36% считают, что помощь от вуза не требуется.
В целях удовлетворения запроса выпускников с инвалидностью сеть РУМЦ реализует 16 онлайн-курсов по вопросам самопрезентации, самостоятельного трудоустройства, построения карьеры и т. д., проводится мониторинг регионального рынка труда и квотированных рабочих мест. Проводятся встречи с представителями работодателей, мастер-классы, тренинги, ярмарки вакансий и т. д., информация о мероприятиях размещается на портале инклюзивноеобразование.рф.
Также сетью РУМЦ Минобрнауки России реализовано более 200 мероприятий с участием представителей вузов, школ, колледжей, региональных министерств, общественных организаций инвалидов, работодателей, зарубежных партнеров, что позволило возобновить международное партнерство по развитию высшего инклюзивного образования.
В своей деятельности сеть РУМЦ Минобрнауки России реализует комплексный подход к организации обучения и сопровождения студентов с инвалидностью в вузах «закрепленной территории». Тиражирование лучших практик и технологий обучения в инклюзивных группах обеспечивает развитие межведомственного и межсекторного взаимодействия по решению вопросов обучения, сопровождения и трудоустройства студентов с инвалидностью.
Таким образом, деятельность сети РУМЦ обеспечивает поддержку образовательных организаций высшего образования по вопросам обучения лиц с инвалидностью, расположенных во всех субъектах Российской Федерации, в том числе имеющих различную ведомственную принадлежность.