Социокультурные услуги для инвалтдов

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОСТУПНОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ ДЛЯ РАЗНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

И.Е. РОСТОМАШВИЛИкандидат психологических наук, доцент

И.А. МИХАЛЕНКОВАкандидат психологических наук, доцент;

факультет дополнительного образования ЧОУ ВО «Институт специальной педагогики и психологии»

В рамках реализации действующей государственной федеральной программы «Доступная среда», пролонгированной до 2025 года, по-прежнему актуальна и востребована как определенной группой населения, так и обществом в целом необходимость создания условий доступности социокультурных услуг для разных категорий лиц с инвалидностью.

При определении условий доступности социокультурных услуг для рассматриваемой категории пользователей ключевую позицию занимает современное трансформирующееся общество с его катаклизмами и социальными стереотипами, во власти которых, к сожалению, оно и на сегодняшний день находится. Такое общество делегирует своим согражданам как культурные, так и социальные ценности, непосредственно влияющие на комфортность и безопасность пребывания лиц с разными категориями инвалидности в выстраиваемом безбарьерном пространстве. В последнее время формируется новое понимание мира как сообщества, включающего различные микросоциумы, от равноправного взаимодействия которых зависит возможность выстраивания диалога между ними. Центральным понятием нового подхода к общественному устройству становится социальная интеграция, цель которой – создание «общества для всех», где каждый индивидуум, со своими правами и обязанностями, независимо от наличия или отсутствия ограниченных возможностей здоровья, играет активную роль.

Под социокультурными услугами в настоящее время понимается удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей человека, что способствует его социализации, эмоционально-культурному развитию, в том числе и социокультурной реабилитации человека с инвалидностью. Социокультурные услуги порождаются общественными и индивидуальными потребностями, которые связаны с коллективной природой человека, его взаимодействием с другими людьми, культурными запросами всего общества.

Производителями такого рода услуг в сфере культуры выступают учреждения культуры: музеи, галереи, выставочные пространства, театры, кино, видеопрокат, библиотеки, парки, заповедники и др., туристические операторы и туристические агентства, создающие социокультурную среду, вовлекающую во взаимодействие как потребителей данных услуг, так и их создателей.

Говоря о социально-культурной среде, нельзя ограничивать ее сферой науки, культуры и образования, оставляя вне поля зрения такие социально значимые вопросы, как, например, права и свободы человека, в том числе и человека с инвалидностью, цивилизованные формы контактов между людьми независимо от наличия или отсутствия у них ограниченных возможностей здоровья, свободное и широкое распространение информации для всех категорий населения.

Оценивая доступность социокультурных услуг для различных членов общества, необходимо рассматривать две стороны этого процесса: предоставление этих услуг населению, его организацию, содержание, формы, и получение данных услуг «потребителями», которое будет различным в зависимости от уровня интеллектуального развития человека, его подготовленности, мотивации и т. п.

Как правило, в любом учреждении культуры, будь то музей, галерея, театр и др., социокультурные услуги предоставляются специалистами – профессионалами, владеющими содержанием материала, формой его подачи, способами донесения до различных категорий населения (детей, подростков, взрослых людей).

Трудности предоставления социокультурных услуг выявляются в том случае, когда возникает необходимость создания условий их доступности для разных категорий лиц с инвалидностью. И здесь мы сталкиваемся с двусторонней проблемой: каким образом должно быть организовано предоставление данных услуг и насколько они оказываются доступными и подходят для той или иной категории пользователей с инвалидностью.

Анализируя состояние имеющихся практик создания условий доступности социокультурных услуг учреждениями культуры и туристическими агентствами для разных категорий лиц с инвалидностью, можно выделить два ключевых аспекта, влияющих на комфортность пребывания данной категории посетителей в организуемой социокультурной среде и качество этих услуг. Это доступ людей с нарушением зрения, с нарушением слуха и с нарушением опорно-двигательного аппарата к информационным источникам (витринам, экспозициям, театральным постановкам, описаниям туристических маршрутов, художественным, документальным и др. фильмам и т. п.) и этика взаимодействия персонала с данной категорией посетителей.

При доступе к информационному пространству при исключении или недостаточности либо визуального, либо слухового канала восприятия информации нарушаются привычные технологии подачи материала лицам с нарушением зрения или с нарушением слуха. Безусловно, сотрудник учреждения культуры или туристического агентства, организующий ознакомление с определенной информацией лиц с инвалидностью, должен внести те или иные изменения в условия предоставления социокультурных услуг, а также в содержание и технологию подачи материала для обеспечения доступности тех или иных объектов культуры.

Понимание производителями социокультурных услуг возможностей восприятия информации лицами с нарушением опорно-двигательного аппарата позволяет регулировать объем и продолжительность подачи материала, чтобы не допускать физического утомления при нахождении в одной и той же статичной позе. Следует учитывать двигательные возможности этих людей при организации восприятия материала, особенно если этот человек на коляске, в частности размещать информацию в доступном для него пространстве.

Только в том случае, когда производители социокультурных услуг овладеют способами эффективного взаимодействия с разными категориями лиц с инвалидностью, они способны вовлечь данную категорию посетителей в культурное пространство и в полной мере удовлетворить их духовные потребности. Наиболее сложным в этом отношении является построение взаимодействия с лицами, имеющими сенсорные нарушения (нарушение слуха или нарушение зрения), в связи с тем, что нарушены (отсутствуют) основные каналы восприятия информации – слух или зрение. Необходимо учитывать, что люди с нарушением слуха в значительной степени адаптируются к своему дефекту. Они живут в мире слышащих, пользуются различными социальными услугами, адекватно решают возникающие бытовые проблемы. Они в большей степени готовы к общению с окружающими слышащими людьми, чем те с ними. При построении взаимодействия с не слышащими (глухими) или слабослышащими людьми окружающие нормально слышащие люди, как правило, не знают, как общаться с такими людьми, могут испытывать определенную неловкость, а также часто находятся во власти бытующих стереотипов, воспринимая не слышащего человека как глухонемого. Здесь решение проблемы лежит практически в формировании правильного понимания особенностей не слышащего человека, его возможностей восприятия любой информации, выбора адекватных невербальных или вербальных средств общения.

В учреждениях культуры сотрудники часто идут по пути предоставления социокультурных услуг через сурдопереводчика, снимая с себя таким образом ответственность за их «доступность». Однако сурдопереводчик, не владеющий предоставляемым материалом в той степени, как специалист по культуре, не может в полной мере донести всю полноту информации.

Безусловно, при предоставлении социокультурных услуг лицам с нарушением слуха представителю определенного учреждения культуры необходимо, прежде всего, понимать, что все лица с нарушением слуха владеют словесной речью и могут воспринимать материал во многом непосредственно, как в устной, так и в письменной форме. Для них является важным включаться в живой диалог непосредственно с производителем услуг. При этом необходимо ориентироваться на индивидуальный уровень развития речи конкретного человека, адаптировать предлагаемый материал [Специальная психология: учебник для академического бакалавриата / под ред. Л. М. Шипицыной. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 287 с.].

В ситуации нарушения или отсутствия зрительного восприятия (незрячие, слабовидящие) проблема доступности культурных услуг решается на основе использования слухового и осязательного восприятия, а также остаточного зрительного при его наличии. В этом плане огромное значение имеет современная информационная технология – тифлокомментирование. В настоящее время она активно внедряется во все сферы жизнедеятельности инвалидов по зрению.

Под тифлокомментированием понимается специализированное речевое описание визуальных элементов объектов или событий, предоставляемое лицам с нарушением зрения с целью адаптации визуальной информации и создания для них доступной безбарьерной среды. При этом излагаются основные, самые важные аспекты информации, на которых базируется материал, озвучиваются основные положения демонстрируемой информации с целью ее донесения до людей с нарушением зрения. Чем лаконичнее и в то же время содержательнее будет выстроено тифлокомментирование, тем легче у лиц с нарушением зрения возникнет образ объекта (экспозиции, экспоната, картины, витрины, памятника, архитектурного здания и т. п.) или представление о событии (кинофильм, спектакль, футбольный матч, концерт и т. п.), который ему описывают, и понимание того, что ему описывают. Использование осязательного восприятия позволяет человеку с нарушением зрения в наиболее полном объеме получить информацию об представленных музейных экспозициях (например, макет здания, образец мозаики, барельеф, скульптура). Предоставление такой возможности для лиц с нарушением зрения выступает приоритетным условием наличия доступности социокультурной среды в том или ином учреждении культуры или в рамках туристического маршрута. Для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата определение доступности социальных культурных услуг связано, прежде всего, с возможностью перемещения этих людей в пространстве того или иного учреждения, особенно при наличии коляски, и выстраиванием взаимодействия с ними. Коляска должна восприниматься как часть тела человека с нарушением опорно-двигательного аппарата, на нее нельзя облокачиваться, трогать без разрешения хозяина. Взаимодействуя с данной категорией посетителей, вполне уместно использовать как вербальные, так и невербальные средства общения.

Значительные перспективы создания полноценной доступности социокультурных услуг различным категориям лиц с инвалидностью связаны, на наш взгляд, с повышением профессиональной компетентности сотрудников учреждений культуры и туристических агентств, что позволит данной категории посетителей на более качественном уровне прикоснуться к различным ценностям культуры и значительно повысить уровень своего культурного развития.

Профессиональную компетентность можно повысить в рамках проекта «Доступная социокультурная среда для разных категорий лиц с инвалидностью в учреждениях культуры и сфере туризма», реализуемого с 2015 года факультетом дополнительного профессионального образования Института специальной педагогики и психологии.

Определяя перспективы развития доступности социокультурных услуг для разных категорий лиц с инвалидностью, следует обратиться к итогам VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума (ноябрь 2019 года), в рамках которого прошло заседание рабочей группы по вопросам создания условий для участия инвалидов в культурной жизни общества Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов.

Одним из решений рабочей группы является формирование сети инклюзивных творческих лабораторий (центров) на базе ведущих организаций культуры – Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Российской государственной библиотеки для молодежи, Российского института театрального искусства (ГИТИС).

Доступность социокультурнных услуг, адресованных разным категориям лиц с инвалидностью, связана с компетентностью производителей данных услуг и их готовностью создавать адекватную, безбарьерную социокультурную среду.

Перейти к содержанию