Н.А. ГРОСС, кандидат педагогических наук, доцент, директор АНО «Детский научно-практический Центр физической реабилитации и спорта «Гросско», Москва
Известно, что в большинстве случаев причиной двигательных нарушений у детей является детский церебральный паралич (ДЦП), последствия которого влекут за собой изменения костно-мышечной системы, статики и динамики, что приводит к отставанию в развитии двигательных навыков. Физические недостатки являются труднопреодолимыми препятствиями на пути развития и социальной адаптации личности детей-инвалидов. Ребенку с ограниченными двигательными возможностями надо научиться жить самостоятельно, контактируя с окружающими его людьми, т. к. способов полного излечения пока не существует, и только регулярные занятия физической культурой помогут ему адаптироваться к жизни и обеспечить полноценную социализацию в обществе. Наличие больших резервных возможностей, заложенных в человеке, позволяет проводить реабилитационные мероприятий с самого раннего периода проявления отклонений.
Идея улучшения способов реабилитации средствами физической культуры возникла у сотрудников Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры (ВНИИФК), занимавшихся подготовкой спортсменов высокой квалификации, после того как они вплотную соприкоснулись с проблемами детской инвалидности. Вначале она реализовалась в создании в 1995 году Региональной общественной организации инвалидов и родителей детей-инвалидов (РООИ «Гросско»), а затем и в АНО «Детский научно-практический Центр физической реабилитации и спорта «Гросско».
Основной целью центра является формирование системы непрерывной физической реабилитации детей-инвалидов с раннего возраста средствами физической культуры, коррекция и компенсация их двигательных возможностей. Направление нашего центра – активная двигательная реабилитация с применением «тренажера Гросса» для детей с двигательными нарушениями, независимо от степени тяжести заболевания.
«Тренажер Гросса» разработан одним из создателей центра Юханом Артуровичем Гроссом. Этот спортивный тренажер был предназначен для отработки элементов вращения тела в прыжках у фигуристов в 1972 году. Впоследствии он был адаптирован к занятиям людей с ограниченными двигательными возможностями и запатентован как «Многофункциональный комплекс «Тренажер Гросса» и как «Способ восстановления двигательных навыков человека при нарушении его опорно-двигательной системы». «Тренажер Гросса» позволяет снимать нагрузку с опорно-двигательного аппарата (от 10 до 90% массы тела), обеспечивает страховку от падений при разнообразных движениях и поворотах туловища, что позволяет правильно сформировать двигательные навыки в трехмерном пространстве. С его помощью можно перемещаться в пространстве, самостоятельно совершенствовать технику движения при сохранении вертикального положения тела, создавая тем самым благоприятные условия для постепенной реабилитации функций опорно-двигательного аппарата, что особенно важно при деформированных суставах и отсутствии навыков самостоятельной ходьбы.
За тридцать лет работы центра накоплен большой опыт по реабилитации детей с ДЦП и другими нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, который свидетельствует о том, что для получения оптимальных результатов следует максимально разнообразить двигательную активность больных детей.
Известно, что традиционные подходы в реабилитации тяжелых детей включают в себя проведение групповых занятий, выполняемых, как правило, в положении лежа, с низкой физической нагрузкой, отсутствием возможности выполнять движения в вертикальном положении, и другие малоэффективные методы.

В нашем центре специалисты-реабилитологи не ограничиваются каким-либо одним методом, они стремятся приблизить больных детей к двигательной активности здоровых, стимулируя их возможности к выполнению любого движения самостоятельно, дать почувствовать им радость движения, тем самым, мотивируя их самих к самореализации. На основе «Тренажера Гросса» была разработана методика активной двигательной реабилитации для детей с двигательными нарушениями с различной степенью тяжести, которая внедрена в более чем трехстах реабилитационных центрах России и ближнего зарубежья.
В отличие от стандартных методов физической реабилитации, применяемых в реабилитационных центрах, преимущество разработанной, научно обоснованной и апробированной многолетним опытом работы методики физической реабилитации нашего центра заключается в приоритетном использовании физической культуры как формы двигательной деятельности, которая позволяет наилучшим образом сформировать жизненно важные двигательные умения и навыки, обеспечить нормальное функционирование систем организма и, что не менее важно, активизировать умственные способности ребенка. Научно обоснованная методика физической реабилитации включает в себя:
- подбор различных форм и комплексов физических упражнений, представляющих собой единый процесс развития двигательных и функциональных возможностей организма ребенка и подготовку его к социальной жизни;
- проведение занятий с каждым ребенком в отдельности по индивидуально разработанному плану;
- широкое применение тренажерных устройств, позволяющих в условиях зала выполнять физические нагрузки, недоступные в домашних условиях. «Тренажер Гросса» позволяет больному ребенку даже без посторонней помощи сохранять вертикальное положение, передвигаться в пространстве, выполнять прыжки, вращения, обучаться катанию на роликовых коньках, на велосипеде и работать на других тренажерах, таких как беговая дорожка, шаговый тренажер и др.;
- контроль реакции организма ребенка на выполненную нагрузку, который осуществляется посредством измерения частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления (АД) до и после начала занятий, определения ЧСС во время занятий, педагогических наблюдений за состоянием ребенка во время занятия. При необходимости проводится ЭКГ- обследование;
- коррекцию индивидуальных программ, проводимых посредством педагогических тестирований в начале реабилитационного периода после начала регулярных занятий;
- проведение научных исследований по изменению вестибулярной устойчивости и опороспособности детей в зависимости от возраста и диагноза. Данные наблюдений позволяют подтвердить правильность выбранной методики построения индивидуальных занятий или скорректировать ее.

Кроме того, в центре на постоянной основе происходит развитие информационной системы не только за счет анализа документации, индивидуальных данных занимающихся детей, результатов тестирований и обследований, но и появляется возможность интеграции в мировое пространство за счет применения современных информационных технологий.
Центр имеет восемь залов, что позволяет увеличить количество детей, охваченных эффективной методикой реабилитации, и проведение занятий за счет разделения детей по группам в зависимости от заболевания и возраста.
Учитывая возрастные границы занимающихся детей и подростков в центре созданы условия для детей от полутора до трех лет, оборудованы специальные помещения для детей от четырех до десяти лет, а также для подростковой группы (до 18 лет) и группы детей с ослабленным здоровьем, а также созданы расширенные возможности для занятия адаптивным спортом.
Для подготовленных детей организованы занятия по различным видам адаптивного спорта с целью ориентировать их на участие в соревнованиях по спорту инвалидов.
Кроме того, в центре проводятся комплексные мероприятия с массажем, занятиями по мелкой моторике, с логопедами и дефектологами. В центре работают высококвалифицированные специалисты, имеющие опыт работы в области физической культуры и спорта, а также спорта высших достижений, включая трех кандидатов наук.
Центр не отказывает в занятиях детям даже со сложными диагнозами, наша методика, в отличие от других, не имеет противопоказаний.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЦЕНТРА
- Организация и проведение регулярных занятий по адаптивной физической культуре и спорту с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Восстановление их двигательных и функциональных возможностей.
- Создание и отработка научно обоснованной модели непрерывной физической реабилитации детей и подростков с двигательными нарушениями.
- Внедрение новых технологий, ускоряющих процесс двигательной реабилитации детей, помогающих им овладеть социальными навыками для возможности посещать различные учебные заведения.
- Создание и внедрение в практику новых обучающих программ и методических пособий для методистов и родителей детей-инвалидов по реализации задачи непрерывной физической реабилитации.
- Оказание консультативной и организационно-методической помощи методистам и родителям по вопросам физической реабилитации детей-инвалидов.
- Повышение мотивации детей-инвалидов и их родителей к физкультурно-оздоровительным занятиям путем проведения спортивных праздников и соревнований. Подготовка подростков для занятий адаптивным спортом.
- Информационная и социальная поддержка семей. Чтобы закрепить у детей-инвалидов полученный навык в результате занятий в центре и ускорить процесс реабилитации, необходимо обучить родителей квалифицированно применять комплекс упражнений в домашних условиях. Всё это позволит продолжить непрерывность процесса физической реабилитации и осуществить эффективное восстановление двигательных функций у детей-инвалидов в домашних условиях.
- Проведение лекций для родителей детей-инвалидов с показом видеокассет не только в своем центре, но и в других. Информирование родителей о правах и льготах семьям, имеющим детей-инвалидов, изучение социальных потребностей детей и их семей посредством анкетирования.

В этом году наш центр отмечает тридцатилетие. За это время у большинства детей, посещавших его, жизнь изменилась: она стала более разносторонней, интересной и естественной, что помогло им найти свое место в жизни.
С 1995 года в центре прошли реабилитацию более 2500 детей в возрасте от года до 18 лет из Москвы, Московской области и других регионов России. Педагогические наблюдения, отзывы родителей, а также результаты педагогических и функциональных тестирований позволили заключить, что из этого количества около 80% детей научились ходить с поддержкой. Дети с самыми тяжелыми диагнозами, которым рекомендовалось только лежать, овладели следующими навыками: ползать, вставать, сидеть, стоять, делать первые попытки ходить. Примерно 30% детей смогли посещать общеобразовательные школы, 40% – специализированные.
По данным функциональных обследований (измерения ЧСС непосредственно в нагрузке, измерения ЧСС и АД до и после занятий, проведение стабилометрических исследований по оценке устойчивости ребенка в вертикальном положении, оценки изменения площади опоры в вертикальном положении), проведения педагогических тестирований по стандартным тестам практически у всех детей улучшилась переносимость физических нагрузок, улучшились координация движений и общее психическое состояние, активизировалось эмоциональное и речевое общение. Отзывы специалистов и родителей подтверждают эти выводы.

Основные результаты деятельности неоднократно докладывались на научно-методических конференциях, отражены в научных публикациях, книгах, методических пособиях и разделах в учебниках, написанных сотрудниками центра. Научная деятельность проводится в рамках выполнения научно-исследовательских работ ВНИИФК с 1996 года по настоящее время.