ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ В СТРАНЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОГО ПЕРЕЛОМА В ФОРМИРОВАНИИ БЕЗБАРЬЕРНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ. ДЕСЯТЬ ТЕЗИСОВ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

С.В. ЧИСТЫЙ, член редколлегии журнала, председатель совета фонда «Город для всех», Москва

С.С. СОХРАНСКИЙ, главный редактор журнала, Санкт-Петербург

Авторы предлагают для обсуждения десять тезисов на тему о том, что необходимо сделать, с их точки зрения, чтобы обеспечить качественный перелом в формировании безбарьерной городской среды в нашей стране. Авторы предлагают читателям журнала высказать свое мнение и дать свои предложения по существу предложенных тезисов.

  1. БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

Градостроительные инструменты реализации потребностей инвалидов в безбарьерной городской среде. Использование так называемых «таргетных» (акцентных, целевых, частотных, селективных и пр.) подходов при формировании градостроительных проектов, учитывающих особые потребности инвалидов.

  1. ОТ ДОСТУПНЫХ ЗДАНИЙ К ДОСТУПНЫМ ГОРОДАМ

Концепции формирования доступных (безбарьерных) городов как части градостроительного планирования. Предлагается начать с создания доступных для всех малых городов с высоким реабилитационным или рекреационным потенциалом для инвалидов с экстремальными ограничениями мобильности, с ориентацией на ветеранов СВО.

  1. БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА И АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Конкурсы студенческих работ. Передвижная выставка негативных и позитивных примеров. Новая специализация в рамках архитектурной специальности «специалист в области безбарьерного проектирования». Подготовка профессионального стандарта. Подготовка образовательного стандарта. Подготовка преподавателей по этой специальности. Подготовка учебно-методических и дидактических материалов. Формирование государственных заданий архитектурным вузам на подготовку таких специалистов.

  1. НОРМАТИВНАЯ БАЗА БЕЗБАРЬЕРНОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ

Модернизация документов по стандартизации в условиях отмены обязательности Свода правил СП 59.13330.2020. Параметрические нормы или стандарты качества доступности? Дифференциация нормативных требований в рамках федеральных норм: требования к качеству доступности регионов, городов, отраслей, предприятий. Переход от ненормативной паспортизации к новым правилам подтверждения соответствия среды – принятому стандарту в соответствии с законодательством о техническом регулировании!

  1. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ УСЛУГ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

Региональные требования по организации работы городов по обеспечению доступности услуг для инвалидов. Стандарты предприятий и организаций по предоставлению доступных услуг для инвалидов.

  1. МЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И МОРАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ

Разработка мер экономического и морального стимулирования городов, предприятий и организаций за формирование безбарьерной городской среды и предоставление доступных для всех услуг (с учетом мирового опыта). Создание стимулов (позитивных и негативных) для исполнения требований сводов правил и национальных стандартов.

  1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ

Разработка методик оценки социальной, бюджетной и экономической эффективности мероприятий по формированию безбарьерной городской среды и услуг в рамках более общей оценки эффективности формирования комфортной городской среды. Совершенствование системы формирования индекса доступности городов РФ.

  1. МАТЕРИАЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗБАРЬЕРНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Стимулирование производства специализированных материалов, оборудования, технических средств для формирования безбарьерной городской среды, соответствующих требованиям национальных стандартов. Вопросы обеспечения рынка сбыта такой продукции в условиях действия 44 ФЗ.

  1. НЕОБХОДИМЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗБАРЬЕРНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Передача полномочий по формированию безбарьерной архитектурной среды в Минстрой России. Создание под руководством Минстроя России нового технического комитета по стандартизации «Безбарьерная комфортная городская среда». Подготовка программы НИР по данным вопросам. Создание федерального ресурсного центра по архитектурной доступности в рамках Минстроя РФ по типу рабочей группы Еврокомиссии для создания механизма обмена опытом и практиками безбарьерного проектирования и градостроительства.

  1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Поддержка федерального экспертно-аналитического журнала «Доступная Среда». Восстановление специализированной выставки по этому вопросу, либо расширение существующей выставки «Интеграция» на тему формирования безбарьерной городской среды с показом лучших практик от городов России (возможно, с привлечением Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления). Развитие региональных выставочных проектов на эту тему.