В национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 59811-2021 «Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов. Термины и определения» приводится следующее определение понятия «безбарьерная среда» – «среда жизнедеятельности, в которой отсутствуют или сведены к минимуму физические, средовые, информационные и социально-психологические барьеры для инвалидов».
Указанный стандарт содержит более 160 терминологических статей, которые определяют содержание наиболее важных понятий, а также направления деятельности по ликвидации или снижению уровня различных барьеров, преодолеваемых людьми с инвалидностью на своем жизненном пути. Стандарт был разработан на основе опыта, накопленного по состоянию на конец 2020 года. Все базовые положения этого стандарта актуальны и в настоящее время.
Однако процессы, практики, технологии, технические средства, организационные формы, используемые при решении различных задач, связанных с организацией и обеспечением безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов, – не закостенелые догмы; они постоянно расширяются и совершенствуются. Члены редколлегии и авторы нашего журнала являются активными непосредственными участниками этого достаточно сложного, многогранного, динамического процесса, включающего в себя приведенные ниже основные виды и направления деятельности и мероприятия.
ОБЩИЕ СИСТЕМНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
- развитие реабилитационной индустрии как отдельной отрасли промышленности: производство технических средств реабилитации инвалидов, различного специализированного оборудования и материалов;
- формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в Российской Федерации, в т. ч. детей-инвалидов;
- развитие новых направлений в протезировании, ортезировании и высокотехнологичной восстановительной реконструктивной хирургии;
- нормативное правовое оформление новых системных подходов к обеспечению инвалидов доступным жильем;
- нормативное правовое оформление единых общероссийских требований и рекомендаций по обеспечению доступности медицинских и фармацевтических услуг;
- использование и внедрение принципов инклюзивной культуры; нормативное правовое оформление единых общероссийских требований и рекомендаций по обеспечению и оказанию доступных социокультурных услуг инвалидам различных групп функционирования (музеи, театры, выставочные и концертные залы, библиотеки для слепых и пр.); разработка и внедрение новых социокультурных практик, получивших поддержку инвалидов;
- развитие адаптивной физической культуры и спорта, участие в паралимпийском и сурдлимпийском движении, деятельность общероссийских федераций спорта инвалидов, проведение всероссийских соревнований по адаптивным видам спорта, спартакиад школьников – инвалидов по зрению;
- совершенствование нормативных правовых документов в части обеспечения доступности социально значимых объектов с открытым доступом населения и оказываемых на этих объектах услуг;
- формирование и нормативно-правовое оформление единых общероссийских требований к проведению сертификации и паспортизации социально значимых объектов в части их доступности для инвалидов;
- формирование и реализация новых подходов, основанных на использовании принципов «универсального проектирования (дизайна)», «разумного приспособления» и «недопустимости причинения вреда» в архитектурной, градостроительной и градопланировочной деятельности;
- формирование единой понятийной и терминологической базы в области создания доступной и безбарьерной среды, исключение из официальных документов федерального, регионального и ведомственного уровней неоднозначных и противоречащих друг другу терминов, понятий и требований;
- формирование условий, необходимых для полного исключения в государственной и общественной жизни, в общественном сознании каких-либо проявлений дискриминации людей по признаку инвалидности, стигматизации и социальной изоляции инвалидов;
- обеспечение этического подхода в процессе инклюзивного взаимодействия;
- обеспечение равноправного участия инвалидов в избирательном процессе;
- формирование единых высокопрофессиональных авторитетных экспертных сообществ в указанных выше областях деятельности на федеральном и региональных уровнях;
- формирование и совершенствование документов по стандартизации в указанных выше областях деятельности (в рамках Федерального закона от 29.06.2015 «О стандартизации в Российской Федерации» №162-ФЗ);
- совершенствование системы государственного и общественного контроля и надзора за обеспечением мероприятий по обеспечению установленных общегосударственных требований в части обеспечения доступной, безопасной и комфортной окружающей среды.
ВОПРОСЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ, КОММУНИКАЦИЙ И ЦИФРОВОЙ ДОСТУПНОСТИ:
- нормативное правовое оформление единых общероссийских требований и рекомендаций к обеспечению инклюзивного и коррекционного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и учащихся с инвалидностью в системе среднего общего образования; формирование и реализация комплексной системы всестороннего воспитания детей-инвалидов;
- нормативное правовое оформление единых общероссийских требований и рекомендаций к обеспечению инклюзивного среднего специального, высшего и дополнительного образования людей с инвалидностью;
- нормативное правовое оформление единых общероссийских требований и рекомендаций к обеспечению информационной и цифровой доступности интернет-ресурсов и информации в электронной форме для людей с инвалидностью, в т. ч. официальных сайтов государственных органов и учреждений;
- нормативное правовое оформление единого общероссийского подхода к разработке и внедрению коммуникативных технологий общения и доступа к информации слепых, глухих и слепоглухих людей (тифлокомментирование, субтитрирование, русский жестовый язык, дактильный алфавит, сурдотифлоперевод, рельефно-точечный шрифт Брайля, «говорящие» книги, ассистивное реформатирование и трансформирование и пр.); развитие и совершенствование адаптивных технологий, технических и программных средств, помогающих незрячим и слабовидящим детям и учащейся молодежи решать образовательные задачи и выстраивать учебный процесс с учетом индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СВОБОДНОГО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ:
- формирование и реализация новых системных подходов к обеспечению безопасных и доступных для инвалидов и других маломобильных пассажиров перевозок городским наземным автомобильным и электрическим, а также внеуличным пассажирским транспортом;
- формирование и реализация единых систем оказания услуг инвалидам и другим маломобильным пассажирам при осуществлении пассажирских перевозок железнодорожным, воздушным и водным транспортом;
- нормативное правовое оформление общероссийских требований к городским пешеходным коммуникациям и пешеходным переходам, обеспечивающим самостоятельное, безопасное и комфортное передвижение инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, в т. ч. инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, а также инвалидов с нарушением зрения, в т. ч. незрячих; обустройство наземных тактильно-контрастных указателей и обозначение краевых ступеней лестничных маршей;
- формирование и реализация единых общероссийских системных подходов к использованию инвалидами возможностей индивидуальной спутниковой навигации на основе системы «ГЛОНАСС» и систем радиоинформирования и звукового ориентирования;
- нормативное правовое оформление единых общероссийских требований к информационному и навигационному обеспечению объектов, на которых оказываются какие-либо услуги населению, и городских территорий в целом;
- нормативное правовое оформление единых требований к установке, эксплуатации и обслуживанию пассажирских лифтов, доступных для инвалидов, подъемных платформ и устройств различных типов, предназначенных для использования инвалидами;
- формирование и реализация новых системных подходов к обустройству различных типов туалетов, доступных для инвалидов, установке, эксплуатации и обслуживанию специализированного инженерного и санитарно-технического оборудования;
- нормативное правовое оформление единых общероссийских подходов к организации доступного для инвалидов внутреннего туризма, адаптация национальных туристических маршрутов с целью обеспечения их доступности для инвалидов, развитие экстремальных видов туризма людей с инвалидностью и пр.
ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ, В Т. Ч. УЧАСТНИКОВ СВО:
- развитие системы федеральных и региональных конкурсов профессионального и творческого мастерства для людей с инвалидностью, в т. ч. детей-инвалидов, проведение ежегодных чемпионатов «Абилимпикс»;
- создание и развитие центров обучения людей с инвалидностью – участников специальной военной операции (СВО) современным востребованным рабочим профессиям;
- нормативное правовое оформление единых общероссийских требований и рекомендаций по созданию рабочих мест для людей с инвалидностью, в т. ч. участников СВО;
- развитие и совершенствование комплексной системы самостоятельного жизнеобеспечения людей с ментальными нарушениями (производственное и профессиональное обучение, сопровождаемое проживание, сопровождаемое трудоустройство и т. п.).
ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ:
- совершенствование системы среднего профессионального, высшего специального образования в областях государственного и муниципального управления, строительства, архитектуры, транспорта, социальной работы, здравоохранения и образования в части учета требований и условий, обеспечивающих создание необходимых условий для инвалидов;
- совершенствование системы дополнительного образования и повышения квалификации в различных областях формирования и обеспечения безбарьерной среды;
- нормативное правовое оформление единых общероссийских требований к квалификации работников или лиц, оказывающих помощь или услуги инвалидам;
- нормативное и правовое оформление системы подготовки специалистов и экспертов в области безбарьерной среды из числа людей с инвалидностью, в т. ч. инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы.