Весеннее интервью главного редактора с Ириной Дрозденко — директором ГАНПОУ Ленинградской области «Мультицентр социальной и трудовой интеграции»
Сергей Сохранский:
— Ирина Григорьевна, в первых двух номерах журнала были опубликованы ваши содержательные проблемные статьи, посвященные деятельности Мультицентра социальной и трудовой интеграции Ленинградской области, реализующего свою модель межведомственной комплексной профессиональной подготовки лиц с инвалидностью на основе взаимосвязанных и взаимодополняющих услуг. Что изменилось за прошедший год? Удалось ли вам решить задачи, которые стояли перед центром в 2020 году?
— Как ни странно, «пандемическая пауза» весной 2020 года помогла обобщить и систематизировать опыт пятилетней работы коллектива, что вылилось в издание методических рекомендаций (под редакцией научных сотрудников Федерального научного центра реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта). К началу июня авторский коллектив завершил работу над двумя многостраничными изданиями — «Межведомственная модель комплексной профессиональной подготовки лиц с инвалидностью Ленинградской области» и «Модель сопровождаемого проживания лиц с интеллектуальными нарушениями Ленинградской области».
В первом издании представлен инновационный опыт работы Мультицентра, раскрыта специфика профессиональной диагностики и реабилитации лиц с инвалидностью и ОВЗ, показаны механизмы межведомственного взаимодействия учреждения с различными государственными структурами, алгоритмы реализации практических задач и рабочие документы учреждения, уделено внимание подготовке специалистов по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ.
Во втором издании представлен региональный опыт по организации стацио-нарно-замещающего сопровождаемого проживания лиц, имеющих интеллектуальные нарушения развития и/или психические расстройства. Описаны порядок и критерии отбора претендентов на сопровождаемое проживание, механизм предоставления услуг при групповой и индивидуальной форме проживания, контроль за их предоставлением, критерии отбора жилых помещений и условия их предоставления, а также основные источники финансирования разработанной модели. Даны предложения по использованию данного опыта в других субъектах Российской Федерации.
Данные научно-практические издания размещены на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ и вызвали живой интерес со стороны специалистов других субъектов РФ.
Удалось разработать и внедрить несколько новых адаптированных образовательных программ по новым профессиям, продумать и усовершенствовать организацию дуального обучения на площадках работодателей. Летом 2020 года совместно с КФК Гатчинского района мы реализовали актуальный проект по подготовке рабочих отрасли животноводства «Доброферма». Все обученные выпускники сразу же нашли свои рабочие места и по сию пору трудятся на фермах Ленинградской области.
В общем, времени зря не теряли, хотя человеческие личные потери были, как и у всех…
— А какие новые задачи с учетом продолжающихся изменений на областном рынке труда стоят перед центром в новом году?
— Наши новые задачи — это логическое продолжение развития комплекса государственных услуг для наших граждан, желающих жить полноценной жизнью: это и компенсация профессиональных нагрузок и факторов воздействия профереды посредством занятий по специальным программам в Центре адаптивной физической культуры, который мы построим к 2022 году. И дом сопровождаемого проживания на 12 квартир, строительство которого начинается в апреле этого года. И расширение направлений деятельности Мультицентра в части создания на своей базе Регионального центра сопровождаемого проживания.
Нам не нужно ничего специально придумывать… Жизнь идет, процессы развиваются, и мы просто делаем что должно.
— Ирина Григорьевна, расскажите о вашем коллективе и своих соратниках.
— Сегодня я с уверенностью могу сказать, что в Мультицентре действительно сложилась команда единомышленников, соработников, объединенных одной целью и сплоченных теми трудностями, с которыми сталкиваются многие «первопроходцы». Я даже заметила, что с некоторыми коллегами перешла на «ты», что само по себе для меня скорее исключение из правил, но является подтверждением личного доверия и товарищеских отношений.
Все годы работы учреждения свою нелегкую вахту несет бессменная медсестра — Лидия Михайловна Чернова, пенсионерка с молодой душой и просто чудесный человек. С какой бы трудностью по организации медобследования или госпитализации мы ни столкнулись, она разрулит эту ситуацию за час, максимум два, благодаря своим дружеским отношениям в среде медицинских работников области. За 30 лет добросовестной работы она не дрогнула ни перед сложными травмами, ни перед массовыми заболеваниями. Вместе мы прошли и через эпидемию, помогая тем ребятам, которые остались на нашем попечении в весенний карантин.
Профессионально выверенно и четко отрабатывает свои задачи Юлия Сергеевна Миллер — заместитель по учебно-воспитательной работе. Будучи профессиональным психологом, она успевает предупредить в многочисленном коллективе обучающихся зарождающиеся конфликты, следит за изменениями физического и психического состояния, молниеносно реагирует поддерживающими мероприятиями медицинского или социального характера. В этой молодой и очень хрупкой девушке харизма руководителя, доступная не каждому мужчине. И отделение ей под стать — работает в режиме лучших швейцарских часов.
Социальные педагоги Мультицентра — это отдельная яркая история. Энергичные, яркие, упорные специалисты службы сопровождения объездили нашу немалую по площади область вдоль и поперек сотни раз, иногда как курьеры, собирающие важные документы для признания статуса сироты; иногда как адвокаты, провожая ребят на комиссии по распределению жилья или психиатрическому освидетельствованию. Найдется немного людей, которые так искренне, от всего сердца кричат: «Ура!», когда их подопечные получают ключи от собственных квартир, разделяя эту радость как матери или старшие сестры. В такие минуты забываются формализм и цинизм, с которым им приходится сталкиваться в защите интересов наших ребят. Это не просто работа, это из категории служения, миссии, и главное, чтобы хватило сил душевных и физических на следующих, тех, кто еще придет к нам за помощью.
Не могу не сказать и про наших чудесных педагогов, которые отдают часть себя своим ученикам, проживая с ними все их трудности и проблемы, переживая как за своих родных детей. Самые счастливые и самые тяжелые дни для педагогов — это последние несколько дней перед выпуском, перед расставанием с обучающимися, которые завершают свой образовательный путь, чтобы вступить на дорогу трудовой деятельности. Будут ли их понимать и жалеть так, как мы? Поддержат ли в новом коллективе в минуту сомнения и разочарования? Все эти мысли расстраивают наших педагогов, но, к счастью, мы не расстаемся навсегда, почти с каждым выпускником связывает крепкая нить дружеского общения, переписки, многие навещают «свой мультик», радуя хорошими новостями: купил машину, женился, родились детки.
И мы точно знаем теперь, что наших ребят ждут на предприятиях и производствах Ленинградской области, потому что статус выпускника Мультицентра — это качество, мотивация и гарантия поддержки партнера, который всегда рядом!
В наше время найти единомышленников уже дорогого стоит, а иметь рядом надежных товарищей, профессионалов своего дела — это уже счастье.
— Ирина Григорьевна, в заключение нашей беседы от имени редколлегии журнала поздравляю вас и сотрудниц Мульти центра с Праздником весны. Новых вам успехов в вашем благородном деле!