ОБСУЖДАЕМ ПРИКАЗ МИНСТРОЯ РОССИИ №397 ОТ 11 ИЮЛЯ 2019 ГОДА «О СЕРВИСАХ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПОВЫШЕНИЮ КОМФОРТНОСТИ ЖИЗНИ МГН В ГОРОДЕ»

И ПРИКАЗ РОССТАТА РОССИИ №700 ОТ 26 НОЯБРЯ 2019 ГОДА «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ… ОБ ИНДЕКСЕ КАЧЕСТВА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ»


С.П. ЕВСЕЕВ, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры НГУ им. П.Ф. Лесгафта

К вопросу о сервисе «Учреждения спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту», способствующем повышению комфортности жизни МГН в городе

Ознакомившись с приказом Минстроя России №397 от 11.07.2019 года, хотелось бы высказать самые добрые слова в адрес этого федерального органа исполнительной власти, с таким вниманием относящегося к адаптивной физической культуре, ее возможностям в социализации и социальной интеграции, в повышении комфортности жизни МГН (инвалидов, детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ, пожилых лиц и др.).

Вместе с тем, говоря об оценке этого сервиса, хотелось бы предложить для обсуждения более точную расширенную формулировку, отражающую государственную политику в этой области и соответствующую реальным решаемым задачам.

Опыт оценки регионов по развитию адаптивной физической культуры и спорта показал, что наиболее информативным и существенным критерием является не количество учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре (количество детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, адаптивных детско-юношеских клубов физической подготовки, центров паралимпийского спорта и др.), создание которых представляет собой все-таки определенную сегрегацию в системе физической культуры и спорта. Они являются аналогом отдельных образовательных организаций для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, выполняющими в системе образования еще и роль консультационных научно-методических центров. Безусловно, они нужны, но нужны в ограниченном количестве. Ведь уже сегодня около 50% детей, имеющих инвалидность или ограниченные возможности здоровья, получают образование в инклюзивном формате.

Продолжая аналогию с образованием, предлагается при оценке рассматриваемого сервиса кроме количества учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре дополнительно учитывать такой показатель, как количество отделений, секций, структурных подразделений по адаптивной физической культуре и (или) адаптивному спорту в учреждениях любой направленности и ведомственной подчиненности.

С учетом этого, хотелось бы предложить более точное название обсуждаемого сервиса – «Организации, участвующие в развитии адаптивной физической культуры и спорта, вне зависимости от их ведомственной подчиненности».

А.Д. ПОПКО, начальник отдела социокультурных проектов и программ ГМКЦ «Интеграция» им. Н.А. Островского, эксперт по невизуальной доступности СДС «Безбарьерность ИМГН»

К вопросу о сервисе «Информационный веб-сервис для инвалидов и МГН», способствующем повышению комфортности жизни МГН в городе

Краткая характеристика этого сервиса, содержащаяся в приложении к приказу, включает в себя «наличие и функционирование городского специализированного веб-портала, содержащего информацию о сервисах, способствующих повышению комфортности жизни МГН, доступных в городе, а также о доступных мероприятиях, городских социально значимых объектах, доступных культурно-досуговых, спортивных и иных развлекательных учреждениях, льготах, вакансиях и иной социально значимой информации в формате, доступном для лиц с нарушениями слуха и зрения».

Попытаемся разобрать эту краткую характеристику подробно и обстоятельно, чтобы представить, о чем может идти речь на практике.

Ключевая сущность – городской специализированный веб-портал, представляющий собой общедоступный интернет-ресурс, который разрабатывается и поддерживается в актуальном состоянии за счет средств городского бюджета.

«Специализированность» этого ресурса предполагает ориентацию на конкретную группу пользователей: имеется в виду, что основными посетителями интернет-сайта будут люди с инвалидностью и иные МГН. Это означает, что и содержание, и форма представления информации на портале должна соответствовать потребностям и возможностям этой целевой аудитории.

Начнем с формата представления информации, поскольку это проще. На некоторую «особенность» (специальность) формата представления информации на веб-портале прямо указывают слова: «в формате, доступном для лиц с нарушениями слуха и зрения». По существу, речь идет о том, чтобы портал просто соответствовал требованиям доступности цифрового контента, которые сформулированы в ГОСТ-Р 52872-2019, вступившем в силу 1 апреля 2020 года. Это требование, будучи абсолютно справедливым по сути, является вместе с тем несколько избыточным. Дело в том, что буква и дух отечественного законодательства предполагают, что все интернет-ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления по умолчанию обязаны соответствовать требованиям доступности цифрового контента. Поскольку портал, о котором идет речь, разрабатывается и поддерживается за счет средств городского бюджета, следовательно, на него автоматически должна распространяться необходимость соответствовать требованиям доступности цифрового контента.

Теперь кратко коснемся содержания информации, которую планируется публиковать на портале. Она в самом общем виде перечислена в комментарии. Это в первую очередь сервисы, способствующие повышению комфортности жизни инвалидов и МГН, а также доступные мероприятия, городские социально значимые объекты, культурно-досуговые, спортивные и иные развлекательные учреждения, льготы, вакансии и иная социально значимая информация. Возникает два вопроса:

  1. Представленная на портале информация будет уникальной или взятой с других ресурсов?

    Если уникальной, то есть создаваемой людьми, занимающимися поддержкой портала, то на владельцев (операторов) портала ляжет огромная нагрузка. Как они из всего многообразия доступных в городе вакансий выделят те, которые подходят людям с инвалидностью? Как они смогут определить, какие из десятков и сотен городских мероприятий доступны для людей с инвалидностью различных категорий? Какие сервисы повышают качество жизни людей с инвалидностью, а какие нет? Кто и на каком основании будет принимать решение о том, какая информация имеет отношение к порталу, а какая нет? Если на портале планируется использовать заимствованную информацию, то ее надо отбирать, проверять, следить за ее актуальностью.

  2. Каким образом это обилие информации будет попадать на портал? Ответ здесь может быть только один: в городе должна появиться организационная структура, задачей которой будет систематическая поддержка этого веб-ресурса. Причем важно подчеркнуть требования к компетенциям лиц, ведущих работу над порталом, а также наличие сильных горизонтальных связей и доступа к административному ресурсу. В противном случае непонятно, каким образом информация о льготах, вакансиях, доступных мероприятиях и учреждениях, а также иная социально значимая информация будет попадать на портал. Если администрация города использует властный ресурс и обяжет городские учреждения и службы подавать информацию на специализированный портал для инвалидов, то сотрудники этих учреждений фактически признают, что часть их услуг и сервисов для людей с инвалидностью недоступна. Во-первых, это может дать основания для судебных претензий антидискриминационного характера, а, во-вторых, возникает вопрос, на основании каких профессиональных и личных компетенций сотрудники служб, ведомств и учреждений смогут провести этот водораздел?

В заключение отметим определенную провокационность создания такого специализированного ресурса в связи с отсутствием ответов на следующие вопросы:

Кто и на каком основании будет определять, какая именно информация относится к сервисам, повышающим качество жизни инвалидов и МГН, а какая выходит за эти границы? Так, незрячий пассажир общественного транспорта — больше «пассажир» или больше «незрячий»? На каком ресурсе ему следует искать необходимую информацию – на транспортном для пассажиров или на специализированном для инвалидов? Аналогичные вопросы встанут и у учащихся с инвалидностью, сотрудников (трудоустроенных) с инвалидностью и даже молодых мам с колясками: куда им следует обращаться с просьбой починить дорожное покрытие придомовой территории – в жилищно-коммунальные службы города или на специализированный портал?

Избавляет ли наличие специализированного городского портала другие информационные ресурсы города от публикации информации, которая входит в перечень социально значимой? О доступных мероприятиях, вакансиях и учреждениях? Избавляет ли наличие специализированного портала другие информационные ресурсы города от необходимости соответствовать требованиям доступности цифрового контента? Например, должен ли сайт бюро медикосоциальной экспертизы публиковать информацию, ориентированную на людей с инвалидностью, и должен ли он соответствовать требованиям доступности цифрового контента? По логике вещей, разумеется, должен, так как существование других ресурсов не должно бы существенно влиять на порядок функционирования конкретного учреждения. В этом случае неизбежно возникнет дублирование информации, что, во-первых, с большой долей вероятности будет негативно отражаться на ее содержании (на одном сайте будет написано одно, а на другом – другое), а, во-вторых, требует дополнительного расходования бюджетных средств, т. е. денег налогоплательщиков.

Насколько обоснованным является создание специализированного портала с концептуальной точки зрения? Существует ли в действительности необходимость в обособлении информации для людей с инвалидностью и МГН в специализированном веб-портале? Почему эти группы населения не могут получить ее там же, где получают остальные горожане без инвалидности?

Хочется надеяться, что ответы на эти вопросы будут найдены до того, как городские специализированные веб-порталы будут созданы. Со своей стороны, вношу предложение, реализация которого существенно упростит ситуацию. Давайте заменим название сервиса на «Городские информационные веб-сервисы, доступные для инвалидов и МГН». А в характеристике этого сервиса укажем: «Наличие и функционирование городских (финансируемых за счет средств городского бюджета) информационных веб-сервисов, доступных для инвалидов и МГН». Соответственно, при формировании статистической отчетности для расчета индекса качества городской среды (в соответствии с Приказом Росстата России №700 от 26 ноября 2019 года) целесообразно использовать показатель «Общее количество городских информационных веб-сервисов, в том числе количество городских информационных веб-сервисов, доступных для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху, из них количество веб-сервисов, доступность, информативность и комфортность которых подтверждены сертификатом соответствия в области предупреждения причинения вреда для инвалидов и иных МГН.

КОММЕНТАРИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ РЕДАКЦИИ ЖУРНАЛА

К вопросу о сервисах, способствующих повышению комфортности жизни МГН в городе, учитываемых при расчете индекса качества городской среды

Авторы статей и комментариев, опубликованных в первых двух номерах журнала, – ведущие российские специалисты в своих областях, прямо или косвенно затрагивают различные вопросы, связанные с реализацией сервисов, способствующих повышению комфортности жизни инвалидов и других МГН в городе с позиции формирования безбарьерной среды жизнедеятельности. Эти материалы в целом подтверждают важность и обоснованность выбранных основных сервисов, но содержат при этом существенные уточнения в содержании этих сервисов и особенностях их реализации, которые, по нашему мнению, могли бы быть оперативно учтены на уровне методических рекомендаций Минстроя России по формированию и реализации указанных в приказе сервисов, способствующих повышению комфортности жизни инвалидов и других МГН в городе, и правилах расчета индекса качества городской среды с учетом реализованных сервисов.

Отдельные вопросы, затронутые на страницах второго номера журнала, требуют дополнительного профессионального обсуждения и принятия по результатам этих обсуждений специальных решений. Так, в статье Д.П. Петракова и С.С. Сохранского (стр. 54) содержатся предложения по определению и документальному подтверждению базовых перечней городских объектов социальной и инженерной инфраструктуры, которые по своему статусу и назначению являются объектами с открытым доступом населения. Иными словами, расчет относительных показателей, определяющих в процентном отношении количество доступных и комфортных объектов, должен проводиться по отношению к числу объектов с открытым доступом населения. При таком подходе, прежде чем считать какие-либо коэффициенты и индексы, необходимо провести инвентаризацию и утвердить итоговый перечень тех объектов, на которые должен обеспечиваться открытый доступ населения.

В статье также содержится предложение о включении в число отчетных городских сервисов количества общественных туалетов, находящихся в ведении города, с указанием количества туалетов, доступных для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, и для инвалидов по зрению.

В статье Е.И. Носенок (стр. 126) поднимается вопрос о целесообразности отнесения объектов спортивно-игровой инфраструктуры к объектам городской инфраструктуры и о включении их в перечень сервисов, способствующих повышению комфортности жизни МГН в городе.

Только в процессе практической работы, только с учетом мнения специалистов различного профиля и жителей города, использующих эти сервисы в своей жизни, удастся оптимизировать и сам перечень наиболее важных и актуальных для городской жизни сервисов, и способы их объективной оценки. Только при выполнении указанных выше условий эта, безусловно важная и своевременная инициатива Минстроя России, позволит консолидировать силы и средства для того, чтобы добиться реального повышения уровня комфортности жизни инвалидов и иных МГН в российских городах