О НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ИЛИ ЛИЦ, ПРЕТЕНДУЮЩИХ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО ВИДА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Д.П. ПЕТРАКОВ, директор АНО «НЦ «АСИ», руководитель Центра оценки квалификации в области ЧС ООО «СПб ГО ВДПО»

О.И. ФЕДОРЯНИЧ, заместитель руководителя Центра оценки квалификации в области ЧС ООО «СПб ГО ВДПО», Санкт-Петербург

С июля 2019 года полноценно заработал механизм независимой оценки квалификации. Работодателям теперь следует использовать его для подтверждения компетенций работников на соответствие требованиям профессиональных стандартов.

Первого июля 2019 года закончился переходный период, позволявший работодателям использовать иные порядки оценки квалификации работников и соискателей, нежели тот, что предусмотрен Федеральным законом №238-ФЗ от 03.07.2016 «О независимой оценке квалификации». В соответствии со ст. 11 этого закона основным способом подтверждения компетенций работника стало его направление в Центр оценки квалификации (далее – ЦОК) для прохождения там профессионального экзамена. То есть теперь проводить оценочные процедуры должны не сами работодатели, а специально созданные центры, имеющие в штате прошедших обучение экспертов, – за счет этого и достигается независимость подтверждения профессионального уровня работника.

Процедура оценки квалификации напрямую связана с введением профессиональных стандартов. На соответствие их положениям и должна проверяться компетенция работников. Правовые возможности для направления персонала в ЦОК у организаций есть, ведь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» организациям до 01 марта 2025 года необходимо завершить реализацию планов по внедрению профессиональных стандартов.

В соответствии с п. 1 указанного постановления организации обязаны применять обязательные профессиональные стандарты. В соответствии с пп. «г» п. 1 этого постановления организации обязаны внести изменения в локальные нормативные акты по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений обязательных к применению профессиональных стандартов.

Обязательность применения профессиональных стандартов определяется ст. 57 и 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» применять порядок подтверждения квалификации работников, отличный от независимой оценки квалификации, с 01 июня 2019 года не представляется возможным. В частности, профессиональный стандарт «Специалист по пожарной профилактике», утвержденный приказом Минтруда России от 11.10.2021 №696н, обязателен к применению с 01 марта 2022 года в соответствии с приказом МЧС России от 18.11.2021 №806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности» в связи с установленными требованиями к квалификации работников для выполнения определенной трудовой функции.

В соответствии с Федеральным законом от 24.09.2022 №370-ФЗ в отдельные законодательные акты Российской Федерации внесен ряд изменений. Так, в соответствии со ст. 1 этого закона, вступающей в силу с 01 марта 2025 года, в Федеральный закон от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» внесены следующие изменения:

  1. статью 24 дополнить частью седьмой следующего содержания: «Работники и лица, привлекаемые к осуществлению видов деятельности в области пожарной безопасности, должны соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и (или) профессиональным стандартам (при наличии)».
  2. в статье 37:

а) дополнить новой частью третьей следующего содержания: «Лицо, ответственное за эксплуатацию здания или сооружения, обязано назначить ответственное за обеспечение пожарной безопасности таких зданий или сооружений лицо, соответствующее квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и (или) профессиональным стандартам (при наличии)».

Отметим, что профессиональный стандарт «Пожарный» утвержден Приказом Минтруда России №575н от 07.09.2020, а профессиональный стандарт «Специалист по пожарной профилактике» – аналогичным приказом №696н от 11.11.2022.

Подчеркнем, что указанные профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями на основании положений Трудового кодекса Российской Федерации, а также Постановления Правительства Российской Федерации №584, рассмотренных выше. Кроме этих двух основополагающих документов необходимо также учитывать требования раздела «Применение профессиональных стандартов» Руководства по соблюдению обязательных требований трудового законодательства, утвержденного приказом Минтруда России (Федеральной службы по труду и занятости) от 11.11.2022 №253.

Профессиональный стандарт «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья» принят в целях регламентирования обобщенной трудовой функции – деятельности по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. На основании Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в котором определена необходимость сопровождения инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, оказания им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, а также оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Профессиональный стандарт «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья» предусматривает независимую оценку квалификации по направлениям:

  • Оказание технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к самообслуживанию.
  • Оказание технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к передвижению.
  • Оказание технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к ориентации.
  • Оказание технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к общению.

Основная цель независимой оценки квалификации по данным направлениям – это оказание технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья для осуществления возможности вести независимый образ жизни и активно участвовать во всех аспектах жизнедеятельности. Рассмотрим еще несколько примеров.

Согласно профессиональному стандарту «Спасатель на акватории», утвержденному Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 07.12.2020 г. №862н, работники, занимающие должности матрос-спасатель, спасатель, спасатель на акватории, обязаны подтверждать профессиональную квалификацию не реже, чем один раз в три года. На основании изложенного работодатель не вправе привлекать к осуществлению видов деятельности в области водной безопасности работника, не соответствующего квалификационным требованиям.

В соответствии с п. 4 п. 10 ст. 55.5-1. Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимо «не реже одного раза в пять лет прохождение в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» независимой оценки квалификации физического лица, претендующего на осуществление профессиональной деятельности по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, на соответствие положениям профессионального стандарта, устанавливающего характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления указанного вида профессиональной деятельности, выполнения трудовых функций, должностных обязанностей, установленных настоящей статьей».

Сотрудник, не прошедший процедуру подтверждения квалификации в установленном порядке, подлежит отстранению от работы. При этом в случае непрохождения отстраненным работником независимой оценки квалификации или получения отрицательного результата по истечении двух месяцев после отстранения от выполнения работ (на основании абз. 7, ч. 1, ст. 76 ТК РФ) трудовой договор, заключенный с ним, подлежит расторжению на основании, предусмотренном п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Процедура прохождения независимой оценки квалификации является платной. При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя (ст. 187 ТК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность работодателей за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в т. ч. и за неотстранение работника от выполнения работ.

Центры оценки квалификаций – организации, уполномоченные отраслевыми советами по профессиональным квалификациям (далее – СПК) для проведения независимой оценки квалификации в определенной области. Например, СПК в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения (СПК СТС), СПК в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях (СПК ЧС) и т. п.

Функции ЦОК могут исполнять любые юридические лица, не являющиеся образовательными организациями или их дочерними структурами (союзами, ассоциациями и т. п.).

В каждом субъекте РФ может работать только один ЦОК в определенной сфере деятельности. Например, в Санкт-Петербурге функционирует ЦОК в сфере ЧС, экзаменационный центр СПК СТС Ассоциация «СРПК» Доступная среда» и т. д.

На сайте Национального агентства развития квалификаций можно найти СПК в интересующей сфере https://nok-nark.ru/cok/list/