Юлия Костыряченко, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ:
– В Российской Федерации из почти 20 млн детского населения более 1,5 млн являются детьми-инвалидами или обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Положения Конвенции о правах инвалидов, а также заключительные замечания Комитета по правам инвалидов ООН по первоначальному докладу России о ходе выполнения конвенции предписывали нам принять долгосрочную дорожную карту и план действий по внедрению инклюзивного образования, установив при этом сроки, показатели осуществления, а также выделить необходимый бюджет.
Отмечу, что российская система образования предусматривает вариативность форматов организации образовательного процесса. Помимо развития сети инклюзивных образовательных организаций сохраняется сеть отдельных специализированных общеобразовательных организаций. Отмечу, что федеральные законы как об образовании, так и о социальной защите инвалидов РФ направлены, прежде всего, на обеспечение права на получение качественного образования всем без исключения гражданам, в том числе посредством организации инклюзивного образования.
Начиная с 2015 года в России реализуются межведомственные комплексные планы по вопросам организации инклюзивного дошкольного, общего и дополнительного образования; разработана адаптированная образовательная программа дошкольного, начального общего и основного школьного образования. Увеличена численность педагогических работников, непосредственно работающих с обучающимися с инвалидностью и с ОВЗ, постоянно повышается уровень их квалификации. В прошлом году только в федеральных обучающих мероприятиях приняли участие более 60 тыс. педагогических работников, а численность специалистов психолого-педагогического сопровождения составила более 140 тыс. человек.
С 2016 года действуют федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ОВЗ. В этом году как раз состоялся первый выпуск из начальной школы детей, которые учились пролонгировано шесть лет. В декабре 2021 года были подготовлены и утверждены Правительством РФ два новых межведомственных комплексных плана мероприятий, на которые сейчас мы ориентируем субъекты РФ.
Первый план касается инклюзивного общего и дополнительного образования и детского отдыха, создания специальных условий для обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ. Он рассчитан на период до 2030 года. Второй план касается доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе профориентации и занятости указанных лиц. Отмечу, что в разработке этих планов приняло участие большое количество специалистов и экспертов – представителей научных организаций, организаций высшего образования, регионов, общественных организаций, профильных некоммерческих организаций, представляющих национальное родительское сообщество.
В рамках первого плана предусмотрены разработка, апробация и внедрение двух принципиально новых моделей – модели инклюзивной образовательной организации, доступной для всех категорий обучающихся, и модели сетевого взаимодействия организаций, осуществляющих образовательную деятельность при организации психолого — педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ. Обе эти модели предполагают качественно новые подходы к финансированию мероприятий по созданию новых условий, кадровому и материально-техническому обеспечению образования в целом.
Безусловно, эта работа для нас остается приоритетной, и именно этим мероприятиям по дальнейшему кадровому улучшению ситуации уделено немаловажное внимание при планировании соответствующих мероприятий. Комплексный план конкретизирует раздел VI плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства на период до 2027 года, направленный на повышение качества жизни детей с инвалидностью и ОВЗ.
Исполнение комплексного плана предполагает участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые разработали региональные планы мероприятий с учетом имеющихся социально-экономических особенностей, в том числе территориальных признаков (удаленности, плотности населения, типа поселения, транспортной доступности) местности проживания, а также в соответствии с закрепленными полномочиями субъектов Российской Федерации.
Межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе профориентации и занятости указанных лиц, включает в себя три основных блока и 54 мероприятия с ключевыми показателями по годам на период с 2022-го до 2030 года. Минпросвещения России активно участвует в реализации этого плана в части профессиональной ориентации и профессионального образования. В рамках плана предусмотрено:
- актуализировать нормативную базу и финансовые механизмы обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ОВЗ;
- разработать механизмы привлечения квалифицированных кадров для обучения лиц с ОВЗ и с инвалидностью;
- развить инфраструктуру профессиональных образовательных организаций;
- обеспечить развитие цифровых технологий для обеспечения равного доступа к образованию;
- разработать образовательный контент для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Таким образом, реализация мероприятий комплексных планов будет способствовать повышению эффективности реализуемой государственной политики в сфере организации образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ, консолидации ресурсов государственных и общественных институтов, укреплению системы защиты прав детей с особыми образовательными потребностями на образование, повышению благополучия и развитию личностного потенциала граждан Российской Федерации.
Виталий Гришкин, директор Департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки России:
– В рамках разработки и утверждения типовой программы сопровождения инвалидов молодого возраста в регионах (в соответствии с п. 41 заключительного замечания комитета) мы с коллегами из Минтруда и Минпросвещения России подготовили совместный приказ, в соответствии с которым 85 субъектов разработали региональные программы на основе предложенной типовой программы.
Выполнение мероприятий в соответствии с этими программами мы мониторим, анализируем полученные результаты два раза в год, после чего формируем статистическую информацию, которая дальше уже используется коллегами, в том числе и для актуализации этих программ. Важно отметить, что в 53 субъектах РФ вузы являются соисполнителями региональных программ с целью совершенствования механизмов реализации данных мероприятий. В прошлом году был утвержден регламент межведомственного взаимодействия, по которому мы соответственно с коллегами работаем.
По данным мониторинга региональных программ, более чем в 80% субъектов Российской Федерации проводятся мероприятия по информационному, социальному, реабилитационному, психолого-педагогическому сопровождению студентов-инвалидов. В 60% субъектов приняты меры по актуализации образовательных программ и программ профессиональной ориентации в соответствии с требованиями рынка труда.
Что касается п. 49 заключительных замечаний комитета, хочу отметить, что в настоящее время при Совете Минобрнауки России функционирует рабочая группа по созданию специальных условий и оценке доступности вузов для инвалидов, а также по совершенствованию системы мониторинга. Подготовлен порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере высшего образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
Формирование целой системы мероприятий – это часть нашей совместной с ведомствами масштабной работы, начатой в 2019 году. В октябре 2021 года проект указанного документа, актуализирующий Приказ Минобрнауки России №1309 от 2015 года и учитывающий предложения вузовского сообщества, ассоциаций ведущих и глобальных университетов, был рассмотрен и рекомендован к утверждению на итоговом заседании расширенной рабочей группы.
Установленные в приказе сроки его актуализации были уточнены в соответствии с подготовленным правительством Межведомственным комплексным планом мероприятий по повышению доступности среднего профессионального образования и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц, на период до 2030 года, утвержденным Татьяной Алексеевной Голиковой.
Отмечу, что среди мероприятий Межведомственного комплексного плана появились принципиально новые мероприятия, касающиеся создания на базе региональных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья лабораторий по научной экспертизе и социальным практикам, а также инжиниринговых центров и технопарков на базе вузов для разработки технических средств реабилитации для инвалидов.
В соответствии с пп. 44, 49 и 50 заключительных замечаний комитета прогноз кадровой потребности в переводчиках русского жестового языка и тифлокомментаторах учтен в процедурах планирования контрольных цифр приема. Отмечу, что на 2022/23 учебный год по направлению «Специальное дефектологическое образование» количество бюджетных мест увеличено на 111 по сравнению с 2021/22 учебным годом и на 201 место по сравнению с 2020/21 учебным годом. По укрупненным группам специальностей и направлений (УГСН) «Социология и социальная работа» и «Языкознание и литературоведение» было установлено порядка 20 тыс. мест, что на 620 больше по сравнению с 2021/22 учебным годом и на 922 места больше по сравнению с 2020/21 учебным годом.
В заключение хочу отметить, что в рамках региональных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется большая консультационная работа. Они оказывают более 10 тыс. консультаций в рамках колл-центра ежегодно. Отмечу, что на сегодняшний день работает 21 такой центр. На постоянной основе мы сопровождаем сайт инклюзивноеобразование.рф, среднемесячная посещаемость которого составляет более 30 тыс. человек.
Министерство и дальше будет расширять информационную и социальную работу, а также осуществлять повышение квалификации преподавателей. Отмечу, что в 2021 году повысили свою квалификацию в части работы с обучающимися студентами с инвалидностью около 9 тыс. преподавателей. Кроме того, региональные учебно-методические центры обучили более 6 тыс. студентов-волонтеров.
Одним из важнейших ежегодных знаковых событий стало проведение Всероссийского сетевого конкурса студенческих проектов с участием студентов с инвалидностью «Профессиональное завтра», который является нашим флагманским проектом. Министерство организует и проводит этот конкурс совместно с сетью региональных учебно-методических центров. В этом году мы проводим пятый, юбилейный конкурс. Его итоги планируется подвести 21 октября.