Д.В. ЛИГОМИНА, директор Департамента по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты РФ
При подготовке проекта доклада Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах инвалидов Департамент по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации отвечал за подготовку материалов по трем направлениям — мониторинг доступности объектов и услуг, реализация принципов универсального дизайна, трудоустройство и сопровождение инвалидов при осуществлении занятости. В статье рассматриваются основные результаты работы по этим направлениям, которые нашли свое отражение в проекте доклада.
Департамент с 2011 года реализует государственную программу «Доступная среда», ставшую основой для формирования как законодательно-административной базы в вопросах, связанных с доступностью и обеспечением условий предоставления услуг на объектах с открытым доступом населения, так и инструментом финансовой поддержки регионов, который на старте начала ее реализации обеспечивал постоянное повышение этого уровня. В программе предусмотрены мероприятия, направленные на выполнение требований Конвенции о правах инвалидов.
В целях реализации программы был выработан общий подход, в основе которого лежало понимание того, что Российская Федерация – страна большая, объектов инфраструктуры достаточно много, одномоментно приспособить их невозможно. Поэтому была выработана концепция отбора приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности.
Отбор приоритетных объектов осуществлялся вместе со Всероссийскими общественными объединениями инвалидов – ВОГ, ВОИ, ВОС, с привлечением других региональных организаций инвалидов. Субсидии, выделяемые регионам в рамках федеральной поддержки, направлялись на приспособление выбранных объектов и обеспечение их максимальной доступности для инвалидов различных групп функционирования.
Параллельно с этим мы с вами вместе осуществляли изменение в законодательстве для того, чтобы создание доступной инфраструктуры было системным. По итогам 2016 года нам такую систему удалось сформировать. Мы законодательно закрепили запрет на создание новых объектов, в том числе транспортных средств, не соответствующих требованиям доступности, внесли изменения в технические регламенты, строительные нормы и правила. В результате создаваемая теперь инфраструктура отвечает требованиям доступности.
В 2016 году завершилось формирование органов межведомственного контроля и надзора в этой сфере. Контрольно-надзорные органы, действующие в соответствующих отраслях – Госстройнадзор, Ространснадзор, Росздравнадзор и др. – контролируют исполнение этих требований в части доступности подведомственных объектов и оказываемых на этих объектах услуг.
Созданные ранее объекты инфраструктуры должны адаптироваться под требования доступности. В них должны создаваться условия для оказания доступных услуг, используя принцип «разумного приспособления». Все новые и реконструируемые объекты должны проектироваться на основе принципа универсального дизайна с соблюдением всех нормативных требований по обеспечению доступности зданий и сооружений, предназначенных для открытого доступа населения.
Я напомню, что на портале государственной программы «Доступная среда» в целях информирования граждан с инвалидностью об условиях доступности приоритетных объектов создана карта доступности, где сегодня учтено уже более 180 тыс. объектов. Карта позволяет любому гражданину получить необходимую для него информацию о доступности объекта и услуг для инвалидов различных групп функционирования. Эта карта постоянно актуализируется и дополняется.
Плановые требования по приспособлению существующих приоритетных объектов инфраструктуры определены в так называемых дорожных картах отраслевых министерств, по которым мы все уверенно движемся.
Сейчас в государственной программе акцент сделан на то, чтобы мы могли с вами при создании и модернизации приоритетных объектов инфраструктуры внедрять современные технические решения. Поэтому мы активно участвуем в подготовке и проведении ежегодного национального форума «Надежда на технологии».
Совместно с техническим комитетом Росстандарта 381 «Технические средства и услуги для инвалидов и других маломобильных групп населения» ведется серьезная планомерная работа по актуализации действующих и разработке новых национальных стандартов на технические средства реабилитации и формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов, а также стандартов, направленных на развитие медико-социальной экспертизы в рамках государственной программы «Доступная среда», в которой для этого заложены соответствующие средства.
Что касается вопросов трудоустройства и вопросов сопровождения при осуществлении занятости, то здесь важно отметить, что во исполнение Конвенции о правах инвалидов были внесены значимые изменения в Закон о занятости населения в Российской Федерации: в него были заложены два новых принципа. Первый – это инициативный характер действия органов служб занятости при оказании помощи и содействии в поиске работы. И второй – установление сопровождаемого содействия занятости. Соответствующая услуга была внесена в закон, утверждены регламенты по ее оказанию.
Для решения вопросов сопровождаемого проживания предусматриваются привлечение некоммерческих и общественных организаций, введение наставничества со стороны работодателя, для того чтобы адаптировать человека с инвалидностью к новому месту работы. В законе появилась норма о недопустимости дискриминации по признаку инвалидности при приеме на работу. Разработаны методические рекомендации, касающиеся режима работы, предоставления информации в доступной для инвалида форме, процедур тестирования при приеме на работу, закрепления наставников и т. д. Очень важно, что такие документы у нас за эти годы вышли, и теперь нам есть на что ориентироваться.
Для того чтобы сформировать некий пул вакансий защищенной занятости, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 14 марта этого года №366 «Об утверждении Правил выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на рабочем месте» в развитие изменений, внесенных в Закон о занятости, которые изменили подходы к исполнению квоты. Во-первых, теперь исполнением квоты со стороны работодателя считается выполнение условий трудового договора, а не просто некое резервирование рабочего места. И мы понимаем, что для работодателя это тоже дополнительная нагрузка. Соответственно предусмотрено альтернативное исполнение квоты, в том числе заключение с общественными организациями договоров, для того чтобы, с одной стороны, поддержать общественные организации, а с другой – увеличить количество таких защищенных мест и помочь работодателям эту возможность исполнять. Мы будем мониторить, как сейчас это будет исполняться. У нас утвержден ряд планов по занятости. Вместе с коллегами из образования, просвещения мы проводим профессиональные конкурсы, связанные с содействием развитию профориентации, трудоустройства, в этом году пройдет национальный чемпионат Абилимпикс. К сожалению, соответствующий международный чемпионат провести не удалось.
В заключение отмечу, что все замечания Комиссии ООН по правам инвалидов в итоговом докладе Российской Федерации учтены нами в правильном ключе и реализуются.