М.Е. ЛЕБЕДИНСКИЙ, председатель Избирательной комиссии Ленинградской области
В статье рассматривается опыт Избирательной комиссии Ленинградской области по применению инновационных технологий, использующих принципы медиоинформирования и тифлокомментирования для голосования инвалидов по зрению.
В Ленинградской области насчитывается более 125 тыс. избирателей с инвалидностью, то есть почти 9% от общего числа избирателей 47-го региона. Среди них около 3200 – инвалиды по зрению, которые испытывают наиболее существенные трудности в реализации своих избирательных прав.
Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство о выборах гарантируют равенство прав и свобод гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В соответствии с Основным Законом страны указанное равенство относится к избирательным правам всех граждан нашей страны, в том числе тех, которые в силу своего физического состояния имеют определенные трудности с реализацией своих прав.
Еще в начале 2000-х годов в нашей стране проблема доступности избирательных прав для людей с инвалидностью, в том числе инвалидов по зрению, не выделялась в особое направление работы организаторов выборов. Но постепенно этому аспекту организации избирательного процесса стало уделяться все больше внимания. Так, уже в 2007 году в преддверии парламентских и президентских выборов ЦИК России были разработаны рекомендации по обеспечению избирательных прав граждан, которые легли в основу всей проводимой избирательными комиссиями работы по созданию необходимых условий для реализации избирательных прав граждан с инвалидностью. Еще одним важным организационным шагом явилось создание рабочей группы по взаимодействию ЦИК России с общероссийскими общественными организациями инвалидов. К слову, аналогичная рабочая группа создана и в Избирательной комиссии Ленинградской области.
Также хочу напомнить, что в сентябре 2008 года Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов – международный правовой документ, направленный на обеспечение полного участия инвалидов в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества, устранение дискриминации по признаку инвалидности, а также на создание эффективных механизмов защиты прав инвалидов. Согласно положениям статьи 29 Конвенции государства-участники гарантируют инвалидам право и возможность голосовать и быть избранными и обязуются обеспечивать возможность полноценного участия этой категории граждан в избирательном процессе, используя «…процедуры, помещения и материалы для голосования…», которые в достаточной мере являются для них «…подходящими, доступными и легкими для понимания и использования». Подписание этого документа способствовало активизации работы по содействию обеспечения избирательных прав граждан с инвалидностью.
Большое внимание избирательные комиссии уделяют оборудованию помещений
для голосования и созданию необходимых условий для голосования избирателей с инвалидностью. На избирательных участках устанавливаются специальные кабины, предназначенные для голосования инвалидов-колясочников, размещаются лупы и дополнительное освещение, изготавливаются трафареты для избирательных бюллетеней, в том числе выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля, оборудуются информационные стенды, на которых размещается информация в формате, доступном для инвалидов по зрению. Органами местного самоуправления точечно решаются вопросы предоставления специального транспорта для посещения избирательных участков избирателей с инвалидностью.
Одним из важнейших факторов привлечения избирателей-инвалидов к голосованию на избирательных участках является их инженерная доступность. Конечно, в ходе избирательных кампаний организаторами выборов при активном содействии органов исполнительной власти, органов местного самоуправления повышается доступность избирательных участков для избирателей, имеющих инвалидность. Участки оборудуются специальными пандусами, поручнями, настилами и т. д., по возможности участки располагаются на первых этажах зданий. За несколько лет в Ленинградской области количество избирательных участков на первых этажах увеличилось до 90%, ранее около трети участков находилось на вторых этажах зданий. Наша общая задача – добиться того, чтобы наличие такого оборудования было нормой, и оно имелось на каждом объекте, где могут присутствовать люди с инвалидностью, а не устанавливалось только перед выборами.
Многие коллеги отмечают, что в большинстве случаев избиратели с инвалидностью предпочитают голосовать вне помещения для голосования, т. е. на дому. Однако в этом случае не происходит самого главного – их социализации. Главное состоит в том, чтобы данная категория граждан на равных со всеми гражданами участвовала в избирательном процессе и в голосовании. Избирательные комиссии в соответствии с избирательным законодательством предоставляют возможность избирателям, являющимся инвалидами, проголосовать на дому, но нужно стремиться, чтобы выбор места голосования оставался за ними.
В Ленинградской области уже доброй традицией стала работа волонтеров на избирательных участках в дни голосования. Ребята помогают пожилым, маломобильным избирателям спуститься и подняться по лестнице, открывают дверь при необходимости, провожают до
места голосования, проводят термометрию и выдают средства индивидуальной защиты и
в целом создают доброжелательную атмосферу на избирательном участке, безусловно способствующую повышению активности избирателей, в том числе избирателей с инвалидностью.
Впервые в Ленинградской области Леноблизбирком применил инновационные технологии медиоинформирования и тифлокомментирования для голосования инвалидов по зрению в ходе выборов губернатора Ленинградской области в сентябре 2020 года на избирательном участке №380 в городе Гатчине, где компактно проживают слабовидящие избиратели. Незрячие и слабовидящие люди получили возможность без посторонней помощи считывать посредством медиамаркера текст тифлокомментария избирательного бюллетеня.
Эта работа была организована в тесном взаимодействии с районной организацией инвалидов и автономной некоммерческой организацией «Национальный центр содействия эколого-социальному и инновационному развитию территорий». Данная организация занимается сертификацией объектов, услуг, оборудования, документации на предмет их доступности людям с инвалидностью. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить за активное участие в реализации проекта Романа Николаевича Зубко, руководителя подразделения этой организации по Ленинградской области.
После успешного использования технологий медиоинформирования и тифлокомментирования в 2020 году мы повторили этот опыт и в ходе парламентских выборов в сентябре 2021 года. Отмечу, что наш опыт обеспечения голосования незрячих и слабовидящих избирателей был презентован в ходе семинара с председателями избирательных комиссий Северо-Западного федерального округа, состоявшегося в декабре прошлого года в Гатчине. Насколько я знаю, несколько моих коллег – председателей избирательных комиссий ряда регионов – заинтересовались этим проектом.
Для обеспечения голосования незрячих и слабовидящих избирателей изготавливаются трафареты в соответствии с размерами избирательного бюллетеня для голосования на соответствующих выборах. На данных трафаретах напротив каждого зарегистрированного кандидата на месте, где проставляется отметка избирателя, делается квадратная прорезь. Рядом с каждой такой прорезью (слева) устанавливается медиаметка, при контакте которой с медиамаркером озвучивается аудиофайл, содержащий голосовое сообщение с информацией о кандидате в объеме информации, расположенной на избирательном бюллетене. В трафареты при проведении голосования вкладывается избирательный бюллетень.
При посещении избирательного участка люди с нарушением зрения проходят краткий инструктаж по использованию устройства, после чего получают избирательный бюллетень, вложенный в трафарет, медиамаркер (выглядит как большая шариковая ручка) и наушники. Затем они проходят в кабину для тайного голосования. После того как избиратель проставит отметку за кандидата, он достает бюллетень из трафарета и опускает его в ящик для голосования.
В настоящее время можно констатировать, что работа организаторов выборов по реализации избирательных прав граждан с инвалидностью, в том числе слепых и слабовидящих, стала носить плановый, системный и комплексный характер. Вместе с тем, потенциал развития доступности избирательного процесса для данной категории граждан не исчерпан.
Убежден, что только консолидация усилий избирательных комиссий, органов государственной власти, органов местного самоуправления в непосредственном тесном взаимодействии с организациями инвалидов поможет решить имеющие сложности и проблемы в области обеспечения важнейших конституционных избирательных прав граждан с инвалидностью.