Е.И. НОСЕНОК, старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Санкт-Петербурга
Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует, что материнство, отцовство и детство находятся под особой защитой государства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
На протяжении длительного времени вопрос обеспечения безопасности детей, маломобильных категорий граждан на детских площадках остается ведущим в надзорной деятельности органов прокуратуры Санкт-Петербурга. На системной основе ведомством проводятся проверки в данной сфере, выявляются нарушения, требующие принятия мер прокурорского реагирования.
Так, прокуратурой Пушкинского района на основании обращения Б. о возможных нарушениях законодательства при исполнении муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования поселок Шушары и поставке игрового оборудования, заключенного по результатам электронного аукциона, не соответствующего требованиям технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок», проведена проверка деятельности МО Шушары, заключившего контракт с организацией на выполнение работ по благоустройству территории путем поставки и установки игрового оборудования на детской площадке.
Изучением представленных в ходе проверки документов установлено, что игровое оборудование закупалось у определенной организации, контракт исполнен, о чем подписан соответствующий акт, произведена оплата за оказанные услуги в размере 5 485 004 руб. 04 коп.
Согласно распоряжению Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (КИО) «О передаче имущества из государственной собственности Санкт-Петербурга в муниципальную собственность муниципального образования поселка Шушары» и передаточному акту, утвержденному заместителем председателя Комитета имущественных отношений, КИО передал, а местная администрация МО Шушары приняла объекты.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации – ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».
Прокуратурой района с привлечением экспертов органа по сертификации продукции ООО «Экспертный центр «МАРСТАР» проведены проверки спортивных детских комплексов, в ходе которых осмотрено игровое оборудование, выявлены нарушения требований Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок», принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17.05.2017 №21, выразившиеся в отсутствии в паспортах на игровое оборудование заводских номеров, что не позволило определить его принадлежность изготовителю, а также иные недостатки.
Из экспертного заключения следует, что диаметр игрового элемента «Канатный тоннель», установленного на одной из детских площадок, составлял 720 мм (при требовании не менее 750 мм), а максимальный угол наклона – 26° (требование – 15°) (фото 1).
Кроме того, определено, что осуществление подъема (восхождения) по элементу «Банан для лазания» сомнительно, поскольку конструкция заканчивается, а поверхность, на которую ребенок может перейти в конце подъема на высоте 1150 мм, отсутствует, поддерживающие устройства не предусмотрены (перила/ограждения), вероятен риск падения с оборудования (фото 2).
Помимо прочего, на элементе «Канатная сетка для лазания» возможно застревание
головы или шеи ребенка в отверстиях, образованных канатами, на «Канатном лазе» – застревание пальцев в отверстиях, образованных горизонтальными опорными дугами (фото 3).
При обследовании конструкций игрового комплекса были обнаружены дефекты, влияющие
на безопасность, возникшие в процессе эксплуатации (отсутствуют / отломаны декоративные ступени; не закреплены пластиковые заглушки защиты фланцевых соединений и др.).
Согласно выводам эксперта, эксплуатация детского игрового оборудования должна быть
запрещена до момента устранения всех выявленных нарушений, поскольку не обеспечивается безопасность детей.
Изучением содержания паспортов игрового оборудования также установлено, что они не соответствуют требованиям законодательства. Кроме того, в разделах паспортов «свидетельство о приемке», «свидетельство о консервации» и «свидетельство об упаковке» отсутствуют необходимые записи, заверенные печатью организации-изготовителя оборудования, установить, что данное оборудование выполнено определенной организацией, не представляется возможным.
В паспортах на оборудование приведены ссылки на обязательные сертификаты соответствия, выданные органом по сертификации оборудования и колесных транспортных средств ООО «Эксперт-Сертификация» с уникальным номером записи в реестре аккредитованных лиц в национальной системе аккредитации. Однако проверка данных сертификатов на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации) в Едином реестре выданных сертификатов соответствия показала, что они не распространяются на исследуемое оборудование.
Из объяснения главного специалиста отдела по благоустройству местной администрации МО Шушары следует, что организация произвела поставку и монтаж оборудования для детской игровой площадки, предоставив заказчику паспорта и сертификаты соответствия на данное оборудование. Работы по благоустройству на объекте завершены и приняты. Местная администрация МО Шушары заключила контракт с индивидуальным предпринимателем на оказание услуг по техническому надзору за выполнением работ по благоустройству территорий в соответствии с техническим заданием.
В ходе проверки детского игрового оборудования, установленного на одной из детских площадок, переданного местной администрацией МО Шушары, прокуратурой района также выявлены нарушения требований законодательства. Так, на интернет-ресурсе (zakupki.gov.ru) содержалась проектно-сметная документация, в которой поименованы производитель, перечень детского игрового оборудования, конструктивное решение. Проект согласован и принят заказчиком (местная администрация МО Шушары), а также Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга. Во исполнение контракта одна организация предоставила другой детское игровое оборудование для установки на площадке, а также паспорта изделий и сертификаты соответствия. При этом организация-заказчик не проводила экспертизу оборудования, это право заказчика. О том, что оборудование не соответствует требованиям ГОСТ, стало известно прокуратуре района.
Таким образом, в действиях неустановленных лиц усматривались признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 171.1 УК РФ, а именно: производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной ч. 3 и ч. 5 настоящей статьи), совершенные в крупном размере.
Факт приобретения, хранения, перевозки в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, совершенный в крупном размере, подтверждался материалами проверки.
По фактам выявленных нарушений прокуратурой района, в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, в ОМВД России по Пушкинскому району Санкт-Петербурга направлены материалы проверки для решения вопроса об уголовном преследовании по ч. 1 ст. 171.1 УК РФ. Принятие окончательного процессуального решения находится на контроле органов прокуратуры города, главе местной администрации МО Шушары внесено представление об устранении нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено.
Аналогичные проверки проводятся во всех районах города, принимается полный комплекс мер прокурорского реагирования, направленный на устранение выявленных нарушений, недопущение ограничений прав граждан, в том числе детей и маломобильных граждан, на безопасный доступ к игровому оборудованию, и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.
Работа органов прокуратуры города на данном направлении будет продолжена.