БИБЛИОТЕКИ – ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ БЕЗБАРЬЕРНОГО МИРА

Интервью главного редактора с Юрием Лесневским – автором книги «Руководство по обеспечению доступности услуг в библиотеках Российской Федерации для инвалидов и других маломобильных граждан»

Сергей Сохранский:

– Юрий Юрьевич, читатели нашего журнала, далекие от проблем незрячих людей, уже знакомы с вами по вашей концептуальной статье «Унификация и стандартизация – необходимые составляющие развития адаптивной среды», напечатанной в первом номере. Инвалиды по зрению и без журнала хорошо знают вас, как одного из самых активных, творческих и конструктивных своих соратников, в значительной степени определяющего практические пути развития безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов в нашей стране, причем не только в области культуры и образования, но и в области формирования доступной городской среды.

С 1993 года вы возглавляете Новосибирскую областную специальную библиотеку для незрячих и слабовидящих (НОСБ), много лет являетесь членом правления Российской библиотечной ассоциации и Национальной библиотечной ассоциации «Библиотеки будущего». В начале года в издательстве «Пашков дом» вышла ваша книга «Руководство по обеспечению доступности услуг в библиотеках Российской Федерации для инвалидов и других маломобильных граждан», в которой аккумулирован ваш опыт работы, а также опыт работы всего вашего коллектива. Расскажите, как и зачем создавалась эта книга.

Юрий Лесневский:

– Вышедшее из печати Руководство – по существу, последовательно выстроенное обобщение опыта информационного консультирования и обучения, предлагаемого специалистами нашего учреждения. У этой практики есть общественно-профессиональная история. Развиваясь, мы стремились максимально использовать предоставляемые библиотекой услуги как ресурс независимой жизни для людей с различными нарушениями функций здоровья. Когда мы достигли границ собственных возможностей, пришла пора шагнуть в сферу новых компетенций. Задача была реалистична, но не тривиальна: занять профильное и при этом востребованное место в будущих масштабных социальных преобразованиях.

Ратификация нашей страной в 2012 году Конвенции о правах инвалидов предопределила изменения в 25 федеральных законах и появление большого числа руководящих и нормативных документов. Здесь мы увидели три русла развития нашей библиотеки:

  • освоение новых, ранее не предоставлявшихся высокотехнологичных услуг;
  • трансляция и тиражирование лучшего отечественного и зарубежного опыта;
  • информационное консультирование представителей различных организаций и заинтересованных профессиональных групп.

Объединяющей организационной идеей стал созданный на базе библиотеки «Дом адаптивной культуры», позиционируемый как инструмент содействия начавшимся преобразованиям, прежде всего, в части методической и практической поддержки ключевых их участников. Международные конференции, семинары-презентации, мастер-классы сделали библиотеку центром компетенции в области современных ассистивных технологий, специальной полиграфии, адаптивного моделирования и прототипирования.

В эти годы опережающе осваивались возможности технического оснащения пространства и услуг, сегодня уже широко применяемых многими библиотеками. Шло изучение принятых в мире международных правил, стандартов и форматов. Тогда же, сохраняя миссию обеспечения запросов своей целевой аудитории, учреждение развернуло большую просветительскую работу со школьниками инженерных классов, студентами технических вузов, резидентами технопарков. Каждую аудиторию объединял поиск новых социальных и технологических решений, обеспечивающих свойство безбарьерности.

Налаживание сотрудничества специалистов различных сфер науки и практики, аккумулирование лучшего отечественного и зарубежного опыта дало свои результаты. Несколько социальных новаций, предложенных в стенах Новосибирской специальной библиотеки, изменили доступность метрополитена, превратились в информационные инструменты безбарьерных выборов, расширили границы ассистивной познавательной среды. Был отлажен механизм глубокой переработки информационных ресурсов нашего учреждения в ответ на поступающие социально значимые запросы.

Практика участия в паспортизации объектов различной ведомственной принадлежности потребовала генерации дополнительных информационных ресурсов. Сегодня в распоряжении библиотеки три тематические базы данных: «Доступная среда: законодательство, нормативы, решения», «Разработка доступной среды: консультанты, посредники, исполнители», «Компоненты доступной среды: производство, поставка, сопровождение». Авторитет наших специалистов давно перешагнул за границы библиотечной сферы. Однако было бы неубедительно наставлять других, не обеспечив выполнения всех требований доступности пространства самой библиотеки и предоставляемых ею услуг. Международные и национальные стандарты, нормативно-техническая документация и методические рекомендации стали обязательной основой многоаспектных изменений в деятельности самого учреждения.

Пройдя собственную непростую дорогу, проверив все на практике, мы посчитали возможным и полезным обобщить наши знания и наш опыт (как достижений, так и ошибок), чтобы другие смогли пройти этот путь быстрее, с меньшими затратами и издержками. А этот путь неизбежно придется пройти многим нашим коллегам, чтобы не стать репликой прошлого века.

Сергей Сохранский:

  • В какой степени, по вашему мнению, книга может быть интересна и полезна более широкому кругу читателей – всем тем, кто создает условия физической и информационной доступности за границами библиотечной сферы?

Юрий Лесневский:

  • Формируя и предоставляя ресурсы независимой жизни, предназначенные людям с различными видами инвалидности, мы взглянули на это шире – оттолкнувшись от повседневных запросов общества. При поиске рациональности применения обязательных, но затратных решений мы освободились от некоторых стереотипов.

Первый – «доступная среда строго для инвалидов». На деле новое качество среды полезно гораздо более широкому кругу лиц, так как страхует риски их травмоопасного или некомфортного пребывания. Среди посетителей могут быть люди нестандартного роста или полноты; женщины, которые ждут ребенка; дети дошкольного возраста; люди преклонных лет и другие наши сограждане, у которых возникают проблемы с мобильностью.

Другой стереотип – «это мне не пригодится». В действительности, вокруг нас множество примеров, подтверждающих, что безбарьерные решения – по существу, еще одна форма нашей застрахованности от жизненных рисков. Дамы на высоких каблуках; мамы и папы с детскими колясками; пожилые посетители библиотеки, помогающие себе сумкой-тележкой; читатели или сотрудники, у которых возникли временные нарушения функции здоровья, – многие из них не задумываются, но используют преимущества адаптированной физической среды. Ведь эргономичные дверные ручки или краны позволяют ими пользоваться даже обремененному грузом-помехой человеку. Наклоненное зеркало решает задачу увеличения зоны обзора для посетителя невысокого роста, удобные нетравмоопасные крючки повышают функциональность пространства для всех, а продуманная система информации на объекте экономит время многим.

В Руководстве мы рассматриваем вопросы обеспечения доступности физической среды применительно к библиотекам, но все общие подходы, общие организационные и технические решения справедливы для самых разных видов и областей деятельности.

Сергей Сохранский:

  • Юрий Юрьевич, расскажите о структуре книги и о тех, кто помогал вам в ее создании.

Юрий Лесневский:

  • Тематические разделы Руководства учитывают уже состоявшиеся и планируемые в будущем архитектурно-планировочные и технологические решения, характерные для современной, социально востребованной библиотеки, с учетом действующих законодательных и нормативно-технических документов в части доступности объектов и услуг. Отдельные разделы посвящены:
  • правовым и методологическим основам обеспечения доступности библиотек для инвалидов и других маломобильных групп населения (МГН);
  • общим требованиям, критериям и способам обеспечения доступности территории, зданий, помещений, услуг библиотек для инвалидов и других МГН;
  • организационному и документационному обеспечению работы библиотеки по созданию условий доступности ее зданий, помещений и предоставляемых в них услуг;
  • особенностям подходов и решений при обслуживании целевых групп читателей;
  • рекомендациям по проведению обследования и паспортизации зданий, помещений библиотек и предоставляемых в них услуг;
  • рекомендациям по организации системы информирования в библиотеке;
  • рекомендациям по использованию ассистивных технических и иных средств при оказании информационно-библиотечных услуг инвалидам, по созданию условий доступности при работе на персональных компьютерах для посетителей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, полную или частичную потерю зрения или слуха, нарушения речи, памяти, восприятия;
  • рекомендациям по формированию фонда изданий и информационных материалов, по обеспечению его доступности при использовании современных информационно-коммуникационных технологий и систем для инвалидов различных нозологий;
  • рекомендациям по адаптации веб-ресурса для инвалидов различных нозологий;
  • рекомендациям по взаимодействию с инвалидами различных нозологий и обеспечению необходимой культуры и этикета при общении с посетителями;
  • рекомендациям по оказанию ситуационной помощи инвалидам и другим МГН.
  • Почти половину объема Руководства (всего в книге 327 страниц) составляют приложения – документы, разработанные ведущими специалистами библиотеки:
  • формы паспорта доступности и дорожной карты по поэтапному повышению показателей доступности;
  • рекомендации по проведению обследования библиотек на соответствие требованиям доступности;
  • справочник структурных элементов и параметров оценки доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг;
  • требования к основным архитектурно-строительным элементам обеспечения доступности (в том числе пандусам, перилам и поручням);
  • примеры пространственных и функциональных решений для посетителей – инвалидов различных нозологий;
  • примеры вспомогательного программно-аппаратного обеспечения, компьютерных и иных технических средств для обеспечения доступа к информации, образованию и ценностям культуры инвалидов по зрению;
  • рекомендации по сопровождению посетителей-инвалидов различных нозологий, имеющих трудности при передвижении;
  • терминология, используемая в международных, российских нормативно-правовых и руководящих документах.

К сожалению, в формате интервью мало места для признательных слов в адрес многих профессионалов, определивших актуальность и полезность состоявшейся работы. Не забывая о личном вкладе ряда сотрудников библиотеки, хочу отметить как определенное наше достижение проявившийся масштаб деловых и партнерских отношений, которыми обладает учреждение. Десятки экспертов и профильных практикующих специалистов в плотном графике своих дел нашли время, чтобы ответить на вопросы составителей и этим помочь исключить какие-либо неточности в узкопрофессиональных рекомендациях. Огромное им спасибо за компетентность и щедрость в отношениях.

Сергей Сохранский:

  • Какие надежды вы связываете с выходом этой книги?

Юрий Лесневский:

  • Тираж нашего издания – 500 экземпляров. Этого вполне достаточно, чтобы специалисты библиотечной сферы смогли с ним ознакомиться и использовать в своей работе. Я рассчитываю, что оно своевременно расширит профессиональное сознание специалистов российских библиотек, поможет им выстроить разумную и эффективную стратегию будущих решений и преобразований. Уверен, что в этой работе однажды мы достигнем горизонта, который позволит объективно сравнивать компетенции, практичность и продуктивность подобных решений. Скажу больше, многие библиотеки вполне могут стать профильными центрами информационного консультирования для местного сообщества. Для этого потребуется их сетевая ресурсная поддержка, которая еще раз подтвердит высокий уровень имеющегося регионального и межрегионального взаимодействия. Вышедшее из печати Руководство – лишь инструментальная основа будущих усилий для построения безбарьерного мира, нашего общего профессионального вклада в качество жизни многих и многих сограждан.

Руководство по обеспечению доступности услуг в библиотеках