О ПРИКАЗЕ МИНСТРОЯ РОССИИ №397 ОТ 11 ИЮЛЯ 2019 ГОДА «О СЕРВИСАХ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПОВЫШЕНИЮ КОМФОРТНОСТИ ЖИЗНИ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДЕ, ДАННЫЕ О КОТОРЫХ УЧИТЫВАЮТСЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МИНИСТЕРСТВОМ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНДИКАТОРА «КОЛИЧЕСТВО СЕРВИСОВ В ГОРОДЕ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПОВЫШЕНИЮ КОМФОРТНОСТИ ЖИЗНИ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ» ДЛЯ РАСЧЕТА ИНДЕКСА КАЧЕСТВА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ»

Материалы подготовлены редакцией журнала

В соответствии с приказом Минстроя России №397 о 11.07.2019 в целях обеспечения реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», паспорт которого утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Жилье и городская среда» от 21 декабря 2018 года №3, и формирования индекса качества городской среды в соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 марта 2019 года №510-р, администрации населенных пунктов, имеющих статус города, должны при формировании индикатора «Количество сервисов в городе, способствующих повышению комфортности жизни маломобильных групп населения» для расчета индекса качества городской среды учитывать данные о наличии сервисов, способствующих повышению комфортности жизни маломобильных групп населения в городе, предусмотренных приложением к приказу.

Приложение к приказу содержит перечень сервисов (с их кратким описанием), способствующих повышению комфортности жизни МГН в городе, данные о которых учитываются при формировании Минстроем России индикатора «Количество сервисов в городе, способствующих повышению комфортности жизни маломобильных групп населения» для расчета индекса качества городской среды. Перечень включает в себя следующие 18 сервисов, способствующих повышению комфортности жизни МГН в городе:

  1. Волонтерская помощь;
  2. Социальная сиделка и (или) личный помощник для МГН;
  3. Услуги по уборке, ремонту жилых помещений для МГН;
  4. Передвижные (мобильные) клиентские службы;
  5. Прокат технических средств реабилитации;
  6. Социальное такси;
  7. Учреждения спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту;
  8. Обучающие курсы, семинары;
  9. Городской информационный центр, специализирующийся на МГН;
  10. Периодические печатные издания для лиц с нарушением зрения;
  11. Информационный веб-сервис для инвалидов и МГН*;
  12. Мобильные навигационные приложения для инвалидов и МГН*;
  13. Платформа «Сурдо-онлайн»;
  14. Навигация в объектах инфраструктуры города*;
  15. Навигация в общественном транспорте*;
  16. Навигация на пешеходных переходах*;
  17. Доступные туристические маршруты;
  18. Кинотеатры, оснащенные специализированным оборудованием*.

Остановимся на сервисах (отмечены *), с которыми связаны материалы, содержащиеся в этом номере журнала.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЕБ-СЕРВИС ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И МГН

Его краткая характеристика, содержащаяся в приложении к приказу, включает в себя «Наличие и функционирование городского специализированного веб-портала, содержащего информацию о сервисах, способствующих повышению комфортности жизни маломобильных групп населения, доступных в городе, а также о доступных мероприятиях, городских социально значимых объектах, доступных культурно-досуговых, спортивных и иных развлекательных учреждениях, льготах, вакансиях и иной социально значимой информации, в формате, доступном для лиц с нарушениями слуха и зрения».

МОБИЛЬНЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И МГН

Краткая характеристика этого сервиса, содержащаяся в приложении к приказу, включает в себя «Наличие и функционирование мобильных приложений с доступными городскими маршрутами с использованием GPS-навигации, звуковых и визуальных средств, иными необходимыми функциями для инвалидов и маломобильных групп населения в городе».

Системное рассмотрение и обсуждение вопросов, связанных обеспечением этих двух сервисов, начато статьей Анатолия Попко «Современные информационные технологии и люди с инвалидностью по зрению: адаптивные решения и доступность цифрового контента, 1-я часть» (страницы 44-53) и будет продолжено во 2-й части его статьи во втором номере журнала.

НАВИГАЦИЯ В ОБЪЕКТАХ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Краткая характеристика этого сервиса, содержащаяся в приложении к приказу, включает в себя «Наличие и функционирование системы ориентирования, визуального и звукового информирования для инвалидов и других маломобильных групп населения в объектах социальной, инженерной инфраструктуры города (в социально значимых, культурных, спортивных, развлекательных и иных объектах общественного назначения»).

НАВИГАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Краткая характеристика этого сервиса, содержащаяся в приложении к приказу, включает в себя «Наличие и функционирование системы ориентирования, визуального и звукового информирования для инвалидов и других маломобильных групп населения в объектах транспортной инфраструктуры города (в общественном транспорте, на остановках общественного транспорта)».

НАВИГАЦИЯ НА ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ

Краткая характеристика этого сервиса, содержащаяся в приложении к приказу, включает в себя «Наличие и функционирование в городе системы звукового информирования на пешеходных переходах (звуковых светофоров)».

Детальное рассмотрение и обсуждение путей и способов обеспечения указанных выше трех сервисов с целью создания комфортной городской среды является одной из приоритетных задач журнала. При этом принципиальная позиция журнала заключается в том, что все эти сервисы должны обеспечиваться за счет универсальных комплексных технических решений, взаимно дополняющих друг друга, единых для всей территории Российской Федерации.

В этом номере журнала рассматриваются особенности и возможности системы радиоинформирования и ориентирования «Говорящий город», а также проблемы, связанные с ее внедрением на объектах городской, дорожной и транспортной инфраструктуры, а также на общественном транспорте (страницы 64-75).

КИНОТЕАТРЫ, ОСНАЩЕННЫЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ

Краткая характеристика этого сервиса, содержащаяся в приложении к приказу, включает в себя «Наличие в городе кинотеатров, оснащенных специализированным оборудованием, необходимым для кинопоказов цифровых фильмокопий с возможностью удовлетворения нужд слепых, глухих, слабовидящих и слабослышащих граждан».

Системному рассмотрению вопросов, связанных с тифлокомментированием художественных и документальных фильмов, обеспечивающим их доступность для слепых и слабовидящих граждан, и с особенностями демонстрации таких фильмов в кинотеатрах, в этом номере журнала посвящена статья кандидата педагогических наук Павла Обиуха «Тифлокомментирование в кино – пятнадцать лет, чтобы встать на ноги».

В следующих номерах журнала планируется рассмотреть и обсудить вопросы, связанные с особенностями обеспечения в городах других сервисов.

Перейти к содержанию