Материалы подготовлены редакцией журнала
В соответствии с приказом Минстроя России №397 о 11.07.2019 в целях обеспечения реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», паспорт которого утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Жилье и городская среда» от 21 декабря 2018 года №3, и формирования индекса качества городской среды в соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 марта 2019 года №510-р, администрации населенных пунктов, имеющих статус города, должны при формировании индикатора «Количество сервисов в городе, способствующих повышению комфортности жизни маломобильных групп населения» для расчета индекса качества городской среды учитывать данные о наличии сервисов, способствующих повышению комфортности жизни маломобильных групп населения в городе, предусмотренных приложением к приказу.
Приложение к приказу содержит перечень сервисов (с их кратким описанием), способствующих повышению комфортности жизни МГН в городе, данные о которых учитываются при формировании Минстроем России индикатора «Количество сервисов в городе, способствующих повышению комфортности жизни маломобильных групп населения» для расчета индекса качества городской среды. Перечень включает в себя следующие 18 сервисов, способствующих повышению комфортности жизни МГН в городе:
- Волонтерская помощь;
- Социальная сиделка и (или) личный помощник для МГН;
- Услуги по уборке, ремонту жилых помещений для МГН;
- Передвижные (мобильные) клиентские службы;
- Прокат технических средств реабилитации;
- Социальное такси;
- Учреждения спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту;
- Обучающие курсы, семинары;
- Городской информационный центр, специализирующийся на МГН;
- Периодические печатные издания для лиц с нарушением зрения;
- Информационный веб-сервис для инвалидов и МГН*;
- Мобильные навигационные приложения для инвалидов и МГН*;
- Платформа «Сурдо-онлайн»;
- Навигация в объектах инфраструктуры города*;
- Навигация в общественном транспорте*;
- Навигация на пешеходных переходах*;
- Доступные туристические маршруты;
- Кинотеатры, оснащенные специализированным оборудованием*.
Остановимся на сервисах (отмечены *), с которыми связаны материалы, содержащиеся в этом номере журнала.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЕБ-СЕРВИС ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И МГН
Его краткая характеристика, содержащаяся в приложении к приказу, включает в себя «Наличие и функционирование городского специализированного веб-портала, содержащего информацию о сервисах, способствующих повышению комфортности жизни маломобильных групп населения, доступных в городе, а также о доступных мероприятиях, городских социально значимых объектах, доступных культурно-досуговых, спортивных и иных развлекательных учреждениях, льготах, вакансиях и иной социально значимой информации, в формате, доступном для лиц с нарушениями слуха и зрения».
МОБИЛЬНЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И МГН
Краткая характеристика этого сервиса, содержащаяся в приложении к приказу, включает в себя «Наличие и функционирование мобильных приложений с доступными городскими маршрутами с использованием GPS-навигации, звуковых и визуальных средств, иными необходимыми функциями для инвалидов и маломобильных групп населения в городе».
Системное рассмотрение и обсуждение вопросов, связанных обеспечением этих двух сервисов, начато статьей Анатолия Попко «Современные информационные технологии и люди с инвалидностью по зрению: адаптивные решения и доступность цифрового контента, 1-я часть» (страницы 44-53) и будет продолжено во 2-й части его статьи во втором номере журнала.
НАВИГАЦИЯ В ОБЪЕКТАХ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Краткая характеристика этого сервиса, содержащаяся в приложении к приказу, включает в себя «Наличие и функционирование системы ориентирования, визуального и звукового информирования для инвалидов и других маломобильных групп населения в объектах социальной, инженерной инфраструктуры города (в социально значимых, культурных, спортивных, развлекательных и иных объектах общественного назначения»).
НАВИГАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
Краткая характеристика этого сервиса, содержащаяся в приложении к приказу, включает в себя «Наличие и функционирование системы ориентирования, визуального и звукового информирования для инвалидов и других маломобильных групп населения в объектах транспортной инфраструктуры города (в общественном транспорте, на остановках общественного транспорта)».
НАВИГАЦИЯ НА ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ
Краткая характеристика этого сервиса, содержащаяся в приложении к приказу, включает в себя «Наличие и функционирование в городе системы звукового информирования на пешеходных переходах (звуковых светофоров)».
Детальное рассмотрение и обсуждение путей и способов обеспечения указанных выше трех сервисов с целью создания комфортной городской среды является одной из приоритетных задач журнала. При этом принципиальная позиция журнала заключается в том, что все эти сервисы должны обеспечиваться за счет универсальных комплексных технических решений, взаимно дополняющих друг друга, единых для всей территории Российской Федерации.
В этом номере журнала рассматриваются особенности и возможности системы радиоинформирования и ориентирования «Говорящий город», а также проблемы, связанные с ее внедрением на объектах городской, дорожной и транспортной инфраструктуры, а также на общественном транспорте (страницы 64-75).
КИНОТЕАТРЫ, ОСНАЩЕННЫЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ
Краткая характеристика этого сервиса, содержащаяся в приложении к приказу, включает в себя «Наличие в городе кинотеатров, оснащенных специализированным оборудованием, необходимым для кинопоказов цифровых фильмокопий с возможностью удовлетворения нужд слепых, глухих, слабовидящих и слабослышащих граждан».
Системному рассмотрению вопросов, связанных с тифлокомментированием художественных и документальных фильмов, обеспечивающим их доступность для слепых и слабовидящих граждан, и с особенностями демонстрации таких фильмов в кинотеатрах, в этом номере журнала посвящена статья кандидата педагогических наук Павла Обиуха «Тифлокомментирование в кино – пятнадцать лет, чтобы встать на ноги».
В следующих номерах журнала планируется рассмотреть и обсудить вопросы, связанные с особенностями обеспечения в городах других сервисов.