Н.С. КУДРЯВЦЕВА, ведущий специалист Управления Судебного департамента в Ленинградской области
РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ЗА 2016-2017 ГОДЫ
Для анализа судебной практики по вопросам, связанным с социальной защитой прав инвалидов, были изучены дела указанной категории, рассмотренные федеральными судами общей юрисдикции и федеральными арбитражными судами Калининградской, Ленинградской и Свердловской областей в 2016–2017 годах. По итогам проведенного анализа 80 дел указанной категории были выделены четыре группы судебных споров:
- споры, касающиеся проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ);
- споры, связанные с проведением реабилитационных мероприятий;
- споры, связанные с обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной инфраструктуры;
- споры, связанные с обеспечением занятости инвалидов.
В группе споров, касающихся проведения медико-социальной экспертизы, были представлены споры по следующим предметам:
- установление инвалидности (оспаривание решений МСЭ);
- присвоение группы инвалидности.
При рассмотрении дел данной категории суды руководствовались ст. 7 Конституции Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», а также учитывали разъяснения, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного суда Российской Федерации от 26 января 2010 года №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» и от 10 марта 2011 года №2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
В группе споров, связанных с проведением реабилитационных мероприятий, были представлены споры по следующим предметам:
- взыскание расходов на лечение (восстановительная медицина);
- взыскание денежных средств за средства технической реабилитации.
При рассмотрении дел данной категории суды руководствовались тем, что право инвалидов на получение технических средств реабилитации предусмотрено ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В группе споров, связанных с обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной инфраструктуры были представлены споры по следующим предметам:
- выделение мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов;
- создание для инвалидов условий для беспрепятственного доступа к информации, объектам социальной инфраструктуры.
При рассмотрении споров, связанных с обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной инфраструктуры, суды руководствовались ст. 7 Конституции Российской Федерации, ст. 9 «Конвенции о правах инвалидов», положениями ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», СП 59.13330.2016 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», нормативными правовыми актами, принятыми в Калининградской, Ленинградской и Свердловской областях по вопросам обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к средствам связи, информации и объектам социальной инфраструктуры и общественного пассажирского транспорта.
В группе споров, связанных с обеспечением занятости инвалидов, были представлены споры по следующим предметам:
- понуждение представить информацию о наличии вакантных мест (должностей);
- выполнение квоты для приема на работу;
- создание для инвалидов условий с учетом индивидуальной программы реабилитации.
При рассмотрении данных споров суды руководствовались положениями п.п. 1, 2 ст. 13 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1
«О занятости населения в Российской Федерации», в соответствии с которыми государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ЗА 2017-Й – ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2019 ГОДА
В июне 2019 года был проведен дополнительный анализ судебных споров по вопросам, связанным с социальной защитой прав инвалидов, за период 2017-го
- первое полугодие 2019 года. Из анализа 50 дел указанной категории следует, что за указанный период наибольшее количество дел, рассмотренных федеральными судами общей юрисдикции и федеральными арбитражными судами Калининградской, Ленинградской и Свердловской областей, составили споры по искам прокурора в защиту неопределенного круга лиц, касающиеся обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Как правило, требования, связанные с социальной защитой прав инвалидов, удовлетворены судами.
Проведенный анализ дел указанной категории показывает, что при рассмотрении дел данной категории судами в основном правильно применяются нормы материального и процессуального права.
ПРОБЛЕМЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ЗАЩИТОЙ ПРАВ ИНВАЛИДОВ
Ключевой проблемой остается отсутствие в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» требований к проведению оценки соответствия уровня доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры в форме аудита и сертификации.
Вместе с тем, в проведенном в 2016 году исследовании было отмечено, что позиция федеральных судов общей юрисдикции Свердловской области, согласно которой заключение по результатам обследования объекта социальной инфраструктуры, выданное экспертом, аттестованным в области предупреждения причинения вреда при формировании безбарьерной среды, позволяет получить независимую экспертную оценку реального уровня доступности объектов инфраструктуры для инвалидов, более распространена в отечественной судебной практике в силу своей эффективности.
Указанная тенденция прослеживается и в судебных решениях 2017 года. Таким образом, суды, защищая интересы инвалидов, требуют от собственника объекта социальной инфраструктуры доказательств того, что объект соответствует критериям доступности, безопасности, информативности и комфортности. Заключение по результатам обследования объекта социальной инфраструктуры является неотъемлемой частью сертификата соответствия, и содержащиеся в нем подтверждения заявленных характеристик доступности объекта признаются достаточным доказательством его соответствия требованиям в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды в приоритетных и иных сферах деятельности инвалидов и широко используются при проверках, проводимых органами прокуратуры.
Сертификат соответствия – это документ, подтверждающий полноту и достоверность документированных сведений и осуществляемых мероприятий в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов на объектах социальной инфраструктуры.
Информационные источники
- Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006, принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.06.2006 №61/106.
- Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
- Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
- Градостроительный кодекс Российской Федерации.
- СП 59.13330.2016 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для мало- мобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001».
- Апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 03.08.2017 по делу №33-12496/2017.
- Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2016 по делу №А60-30377/2015.
- Апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 26.07.2016 по делу №33-12554/2016.
- Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.05.2016 по делу №А60-30377/2015.
- Апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 20.04.2016 по делу №33-6442/2016.
- Апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 08.04.2016 по делу №33-5736/2016.
- Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».