Н.З. АДИГЕЗАЛОВ, кандидат математических наук, кандидат геолого-минералогических наук, генеральный директор ООО «Элита Групп»
Название этой статьи – суть специализация нашей компании в течение последних 15 лет. За это время в нашей стране сделано немало в данном направлении, начиная практически с нуля. Однако мы все еще слишком часто сталкиваемся, как минимум, с неэффективным подбором средств при оснащении учебных и рабочих мест для лиц с ограничениями по зрению. Происходит это в силу разных причин, одна из которых – незнание основ предмета.
Показательный пример: получила распространение практика наклеивать на клавиатуру ноутбука буквы и символы, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля. При этом, чтобы прочесть букву по Брайлю, пользователь должен на нее нажать пальцем, а значит нажать соответствующую кнопку клавиатуры, после чего он узнает, что именно ввел. Удобно и очень полезно, не правда ли? Мне, к сожалению, неизвестно, кто автор этой замечательной технологии адаптации ПК.
Данная статья (как я надеюсь, первая в цикле) имеет целью систематически изложить применяемые в современном мире методы и технологии профессиональной реабилитации с точки зрения руководителя компании, активно работающей по теме в десятках стран мира на протяжении многих лет, и в силу этого регулярно изучающего мировую практику.
Статья адресована тем, кто принимает решения по подбору технических средств реабилитации (ТСР) как для организаций, где учатся или работают незрячие и слабовидящие, так и для себя или своих близких.
ТСР – это чрезвычайно широкий класс программных и аппаратных средств, позволяющих человеку с ограничениями здоровья делать нечто, чего он, в силу этих ограничений, не может сделать самостоятельно. В статье мы рассматриваем, во-первых, только ТСР, призванные преодолеть ограничение по зрению, во-вторых, только те из них, которые решают задачи, связанные с учебой, а также трудовой и профессиональной деятельностью.
К таким средствам относятся:
- Программное обеспечение экранного доступа.
- Тактильные дисплеи Брайля.
- Устройства для печати шрифтом Брайля и тактильной графики.
- Электронные видеоувеличители.
- Сканирующие читающие устройства.
Прежде чем коротко остановиться на каждом из перечисленных классов
ТСР, необходимо уточнить, что в данном случае означают категории «незрячий» и «слабовидящий». Иначе магия слов, как это часто бывает, скроет суть. В данном случае «незрячий» – это тот, кто не может использовать зрение в трудовом и образовательном процессе. Другими словами, устройства типа электронных видеоувеличителей ему бесполезны. Следующий пример иллюстрирует различие понятий: у людей, имеющих атрофию центральной области сетчатки глаза, часто сохраняется нормальное периферическое зрение. Оно позволяет уверенно ориентироваться и многое другое, а ограничение состоит в том, что читать такой человек не может, независимо от размера шрифта. Так вот, с точки зрения профессиональной реабилитации, он является незрячим. В целом, слабовидящим следует осваивать ТСР всех указанных выше классов, а не только видеоувеличители, как это порой делается, по той простой причине, что при большинстве заболеваний чем меньше их слабое зрение используется в процессе работы, тем дольше оно прослужит.
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (ПО) ЭКРАННОГО ДОСТУПА
Оно позволяет пользоваться персональным компьютером (ПК) или смартфоном без помощи зрения. В наш век информационных технологий я поместил этот класс на первое место. Лично я, будучи незрячим, обхожусь в работе исключительно этим ТСР.
Суть такого программного обеспечения – УПРАВЛЯЕМЫЙ речевой вывод отображаемой на экране информации, при этом УПРАВЛЕНИЕ производится широким набором клавиатурных команд. Я не поскупился на заглавные буквы потому, что именно управление выводом является тут сутью – аналогом направления взгляда.
Дополнительно ПО экранного доступа обычно может увеличивать изображение на экране для слабовидящих и выводить информацию на дисплей Брайля. В результате незрячий может полноценно использовать возможности операционной системы, офисных приложений, обозревателей и многое другое. Однако, к сожалению, не с любым приложением можно работать посредством ПО экранного доступа. Если при разработке приложения полностью пренебрегали требованиями доступности и никто не удосужился написать для него сценарии, чтобы компенсировать это, то такое приложение непригодно к использованию незрячими.
ТАКТИЛЬНЫЕ ДИСПЛЕИ БРАЙЛЯ
Если применить поговорку «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» к незрячему, то вместо «увидеть» следует писать: «прочесть по Брайлю». Тактильный дисплей Брайля позволяет именно это – ПО экранного доступа могут выводить текст на него вместо или вместе с речевым воспроизведением. При этом то и другое тонко настраивается.
Для пользователя, знающего Брайль, такой дисплей полезен в любом случае, но особенно необходим при работе с форматированным текстом, при изучении иностранных языков, математических и химических формул и т. п.
Для людей с одновременной потерей зрения и слуха применение дисплея Брайля – единственный способ использовать ПК и смартфон.
Дополнительно современные дисплеи Брайля имеют возможность клавиатурного ввода по системе Брайля, а также имеют автономные функции, вплоть до встроенного ПК. На фото 1 представлен портативный компьютер с вводом/выводом шрифтом Брайля и синтезатором речи.
Основное ограничение – одновременно отображается лишь одна строка, в редких случаях – две. Только в последнее время начали появляться модели, способные отобразить до страницы текста, но на сегодняшний день они находятся на стадии прототипов и имеют другие ограничения, в частности по скорости обновления.
УСТРОЙСТВА ДЛЯ ПЕЧАТИ ШРИФТОМ БРАЙЛЯ И ТАКТИЛЬНОЙ ГРАФИКИ
Печать на бумаге пока остается единственным способом получить страницу текста по Брайлю (фото 2).
Тактильные принтеры умеют не только печатать Брайль, но и тиснить тактильные изображения. Некоторые модели обеспечивают тиснение точек разной высоты, что позволяет передать «цветной» рисунок. Есть решения, совмещающие плоскую цветную печать с тактильной, такие материалы полезны слабовидящим и для совместной работы зрячих и незрячих коллег.
Ограничивает применение тактильной графики тот факт, что способность человека различать детали тактильно на несколько порядков уступает зрению. Поэтому для получения полезного тактильного изображения необходима предварительная обработка графического материала.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ВИДЕОУВЕЛИЧИТЕЛИ
Большинство людей с рассматриваемым здесь ограничением все-таки располагают остаточным зрением. Так почему же не увеличить изображение или предмет и не рассмотреть его? Для этого предназначен широкий класс устройств – электронные видеоувеличители. Достоинство этих ТСР – их использование не требует специальной подготовки.
В наш век, когда камеры установлены на любом смартфоне, такое устройство представляется относительно простым, потому его производят на порядок больше компаний, чем другие описанные здесь ТСР. Но, например, если низкое качество принтера способно лишь привести к его непригодности, то плохой увеличитель способен превратить слабовидящего в незрячего.
ВНИМАНИЕ: ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НИЗКОКАЧЕСТВЕННОГО ВИДЕОУВЕЛИЧИТЕЛЯ НАНОСИТСЯ ПРЯМОЙ УЩЕРБ ЗДОРОВЬЮ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ!
По конструкции и функционалу можно подразделить видеоувеличители на три типа:
- стационарные (ЭСВУ), имеющие наилучшую эргономику и максимальный функционал; они весят более 10 кг и не предназначены для переноски (фото 3);
- портативные (ЭПВУ), менее эргономичные, но имеющие складную конструкцию; их можно носить с собой, но для использования надо развернуть на рабочем месте;
- ручные (ЭРВУ), имеющие ограниченный функционал, но их можно не только носить, но и использовать на ходу, практически в любых условиях.
Помимо, собственно, увеличения, все эти приборы обычно имеют широкий набор функций. Наиболее важная – обеспечение высококонтрастных режимов с цветозаменой, позволяющих адаптировать вывод под особенности зрения слабовидящего.
Тенденция последних лет – увеличители все чаще снабжают функцией чтения вслух. Такая возможность при грамотной реализации весьма полезна, она помогает беречь остаточное зрение пользователя.
СКАНИРУЮЩИЕ ЧИТАЮЩИЕ УСТРОЙСТВА
Они предназначены для чтения плоскопечатных текстов, рассчитаны, прежде всего, на незрячих и часто не имеют экрана. Однако к ним всегда можно подключить монитор и видеть текст в процессе чтения. Многие из таких устройств имеют дополнительные функции увеличителя. Эти приборы достаточно просты в эксплуатации и не требуют от пользователя специальных знаний.
В заключение отмечу, что успешная профессиональная реабилитация – это в каждом случае победа, предмет подлинной профессиональной гордости и торжества.
Ради этого живем и работаем, поверьте, оно того стоит.