МЕТОДОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ИНЫХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

О.Н. ВЛАДИМИРОВАкандидат медицинских наук, директор;

И.С. ИШУТИНАкандидат медицинских наук, руководитель отдела

Институт реабилитации и абилитации инвалидов ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России

В современном обществе многогранный и многоаспектный феномен инвалидности все чаще рассматривают как социальную проблему неравных возможностей. Сегодня в нашей стране уделяется серьезное внимание устранению физических, информационных, отношенческих барьеров окружающей среды для инвалидов, обеспечению возможности равного доступа к учреждениям социальной и иной инфраструктуры для пользования всеми благами цивилизованного общества.

Методология доступной среды для инвалидов в последние десятилетия активно развивается под влиянием идеологии Целей устойчивого развития ООН [1], Конвенции о правах инвалидов ООН [2], понимания инвалидности и здоровья с точки зрения Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья [3] – новой международной классификации Всемирной организации здравоохранения. Практическая реализация социальной модели инвалидности в Российской Федерации подкреплена положениями Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы» [4].

В статье приведены результаты анализа потребностей инвалидов в обеспечении определенных аспектов доступной среды, систематизированы элементы системы создания доступной среды для инвалидов и иных НГМ.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

По данным официальной статистики проанализированы показатели общей инвалидности в Российской Федерации, действующие российские и международные документы. Для расчетов использованы статистические сведения Росстата, Минтруда России и Федерального реестра инвалидов. Инвалиды с ограничением мобильности изучены на примере впервые признанных инвалидами по Российской Федерации в 2018 году. Данные об исполнении показателей доступности приоритетных объектов и услуг приведены на основании официального мониторинга, который осуществляет Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Минтруда России.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Общее число инвалидов в РФ сократилось с 13134 тыс. человек в 2010 году до 11947 тыс. человек в 2019 году (табл. 1).

Таблица 1. Показатели общей инвалидности в РФ среди населения (по данным Росстата на 2010–2019 годы)

Показатель по годам

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Общее число инвалидов, тыс.чел.

13134

13209

13189

13082

12946

12924

12751

12261

12111

11947

Численность населения, тыс. чел.

142857

142865

143056

143347

143667

146267

146545

146804

146880

146780

Удельный вес инвалидов среди населения, %

9,2

9,2

9,2

9,1

9,0

8,8

8,7

8,2

8,2

8,1

Удельный вес инвалидов среди населения в РФ уменьшился за 2010–2019 годы с 9,2% до 8,1%. Анализ численности контингента инвалидов, получающих пенсии, в РФ за 2010–2019 годы показал ежегодное снижение показателя, начиная с 2012 года (р <0,05). Наибольший темп снижения наблюдался в 2017 году (3,9%, соответственно). В целом за 10 лет снижение числа инвалидов произошло на 9,1%. Несмотря на уменьшение относительных показателей абсолютное число инвалидов значительно превышает 11 млн человек.

Наибольшие ограничения мобильности и барьеры при посещении объектов социальной инфраструктуры испытывают инвалиды с двигательными и сенсорными нарушениями. Структура впервые признанных инвалидов с ограничением мобильности по Российской Федерации в 2018 году следующая (табл. 2):

  • с нарушениями нейромышечных, скелетных и связанных с движением (стато-динамических) функций (далее – НСДФ), которые составили 26,7%, в том числе лиц, передвигающихся на кресле-коляске, – 4,2% и лиц с другими нарушениями НСДФ, которые требовали применения тростей, костылей, ортезов, ходунков, – 22,5%;

  • с нарушениями психической и/или интеллектуальной функции – 6,8%;

  • нарушениями сенсорной функции (зрения и/или слуха) – 1,4%;

  • с языковыми и речевыми нарушениями – 0,6%, соответственно.

    Под факторами окружающей среды МКФ рассматривает факторы, которые создают физическую и социальную обстановку, среду отношений и установок, где люди живут и проводят свое время. МКФ предлагает изучение факторов

    Таблица 2. Формирование первичной инвалидности с ограничением мобильности (по РФ, на примере впервые признанных инвалидами, 2018 год)

    Стойкие расстройства функций организма

    Впервые признанные инвалидами

     

    Всего N=694977

    В сельских поселениях N=169436

    В городских поселениях N=525541

    Название

    Код по МКФ

    Абс.

    На 100 человек

    Абс.

    На 100 человек

    Абс.

    На 100 человек

    Нарушения НСДФ (статодинамических) функций, всего

    b710-b799 s710-s799

    185396

    26,7

    46076

    27,2

    139320

    26,5

    В том числе использующие кресло-коляску

    28884

    4,2

    8815

    5,2

    20069

    3,8

    Сенсорные нарушения

    b210- b299

    37342

    5,4

    10276

    6,1

    27066

    5,1

    В том числе нарушения функции зрения

    b210- b292

    9841

    1,4

    3055

    1,8

    6786

    1,3

    В том числе нарушения функции слуха

    b230- b249

    5871

    0,8

    1627

    0,1

    4244

    0,8

    Одновременное нарушение зрения и слуха

    b210- b292 b230- b249

    25

    7

    18

    Психические, в том числе интеллектуальные нарушения

    b110- b119

    47256

    6,8

    12290

    7,3

    34966

    6,7

    Языковые и речевые нарушения

    b310- b399

    4114

    0,6

    925

    0,6

    3189

    0,6

    окружающей среды на двух уровнях (см. рис.) [3]:

    а) индивида – в непосредственном окружении индивида, охватывающем до- машнюю обстановку, место работы, школу;

    б) общества – формальные и неформальные социальные структуры, служ- бы, общие установки и системы в сообществе или сфере культуры, которые оказывают влияние на людей.

    Исследование, проведенное в Санкт-Петербурге среди инвалидов, пере- двигающихся на кресле-коляске, показало, что объекты социальной инфра- структуры в районе проживания по приоритетности для инвалидов ранжиро- ваны следующим образом [5]:

    Рисунок. Методология изучения потребностей инвалидов в комплексной реабилитации и создании безбарьерной среды (с учетом МКФ)На рисунке изображена последовательность изучения потребностей инвалидов

    *ИПРА – индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида; ИППСУ – индивидуальная программа предоставления социальных услуг; ИПРП – индивидуальная программа ранней помощи.

    1. место – медицинские учреждения (регулярно посещают 66,7% обследованных инвалидов),

    2. место – магазины (49,6%),

    3. место – учреждения социальной защиты (44,2%).

    Органы власти (администрации районов, отделы социальной защиты населения и др.) посещали 18,0% опрошенных инвалидов, передвигающихся на кресло-коляске, жилищно-эксплуатационные организации – 15,9%, спортивные учреждения – 10,0%, библиотеки – 5,8%, соответственно. Объекты транспортной инфраструктуры не посещали 27,6% обследованных. Услугами социального такси пользовались 58,7% инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске [5].

    Методом экспертных оценок выявлены причины, затрудняющие использование городской инфраструктуры в полной мере инвалидами, передвигающимися на креслах-колясках:

    а) техническое несовершенство архитектурно-планировочных решений (59,6% ответов); б) состояние здоровья самих инвалидов (47,9%); проблемы психического здоровья (7,1%); психологические проблемы, такие как осуждение, излишнее внимание, насмешки в отношении инвалидов при выходе на улицу и др. (3,3%) [5].

    Доступными для инвалидов и других МГН зданиями и сооружениями считают те, в которых реализован комплекс архитектурно-планировочных, инженерно-технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий, отвечающих нормативным требованиям обеспечения доступности и безопасности для МГН этих зданий и сооружений [6].

    Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Минтруда России обобщает данные о выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (дорожных карт) по повышению значений показателей повышения уровня доступности объектов и услуг в  приоритетных сферах жизнедеятельности (табл. 3). По итогам деятельности в 2018 году достигли запланированных показателей доступности объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности – 42 субъекта Российской Федерации (49,4%).

    Система создания доступной среды для инвалидов и других МГН в РФ и ее субъектах включает в себя следующие компоненты:

    • методологический (научные знания, представления, терминология, принци- пы и др.);

    • нормативно-правовой (развитие на федеральном и региональном уровнях нормативной правовой базы для регламентации создания доступности объектов социальной и иной инфраструктуры и услуг);

    • финансовый (финансирование доступной среды посредством государственной программы РФ и программ субъекта РФ (программно-целевой метод), а также иные источники финансирования);

    • экспертный (организации, учреждения и эксперты, проводящие экспертную оценку объектов социальной инфраструктуры, паспортизацию объектов, разработку реестров и др.);

    • методический (совокупность средств, приемов и методов экспертной оценки состояния доступной среды на объекте социальной инфраструктуры);

    • индустриально-производственный (индустрия технических средств обеспечения доступности – производители и поставщики технических средств);

    • контрольно-надзорный (органы контроля и надзора за состоянием доступной среды на объектах социальной инфраструктуры);

    • управленческий (исполнительные органы государственной власти разных сфер деятельности);

    • общественный (общественные объединения инвалидов и родителей детей-инвалидов, пациентские организации и др.);

    • информационный (информационная инфраструктура);

    • кадровый (освоение новых профессиональных компетенций сотрудниками).

      Таблица 3. Таблица 3. Выполнение органами государственной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (дорожных карт) по повышению значений показателей повышения уровня доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов

      Сферы жизнедеятельности

      Показатель доступности объектов и услуг

      2017 год

      2018 год

      Социальное обслуживание

      72,0

      60,5

      Здравоохранение

      50,5

      52,2

      Образование

      39,2

      49,9

      Культура

      52,5

      46,0

      Служба занятости

      58,0

      59,2

      Физическая культура и спорт

      47,6

      55,7

      Транспорт

      35,9

      39,4

      ЖКХ

      58,4

      16,1

      Торговля

      38,1

      34,5

      Общественное питание

      В 2017 году мониторинг не проводился

      24,2

      Иные сферы жизнедеятельности

      74,15

      22,2

      Наиболее высокие показатели доступности достигнуты в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания. В отдельных субъектах РФ они достигают 80–90%. Вместе с тем, учет относительных показателей не позволяет объективно оценивать ситуацию в полной мере, в связи с чем необходимо создание системы статистического учета доступности по разным ведомствам в абсолютных цифрах.

      Организацией Объединенных Наций в 2015 году была принята Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [1], которая вступила в силу с 01.01.2016. Устойчивое развитие определяется как развитие, отвечающее потребностям нынешнего поколения без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять их собственные потребности [7]. В течение предстоящих 15 лет государствам рекомендовано предпринимать усилия, направленные, в том числе, на борьбу с неравенством и «обеспечением того, чтобы никто не был забыт» [1]. Цель 11 предполагает «обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов».

      ВЫВОДЫ

      При формировании национальной системы оценки и формирования без- барьерной среды для инвалидов и иных МГН необходимо учитывать не только статьи Конвенции о правах инвалидов, но и современную биопсихосоциальную модель инвалидности и здоровья МКФ, а также основные положения Целей устойчивого развития ООН.

      Использованные источники:

      1. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //undocs.org/ ru/a/res/70/1

      2. Конвенция о правах инвалидов, ООН, 2006

      3. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ)

      4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03. 2019 г

        №363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»».

      5. Проблемы инвалидов при передвижении на креслах-колясках в жилом помещении и объектах социальной инфраструктуры / Владимирова О.Н., Шелома- нова Т.Н., Македонова И.Е., Рохманова М.В., Назаркина О.А. // Вестник всероссийской гильдии протезистов-ортопедов. 2012. №1–2 (47–48). С. 54–57.

      6. Свод правил СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНИП 35-01-2001.

      7. Цели в области устойчивого развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/