О.Н. ВЛАДИМИРОВА, кандидат медицинских наук, директор;
И.С. ИШУТИНА, кандидат медицинских наук, руководитель отдела
Институт реабилитации и абилитации инвалидов ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России
В современном обществе многогранный и многоаспектный феномен инвалидности все чаще рассматривают как социальную проблему неравных возможностей. Сегодня в нашей стране уделяется серьезное внимание устранению физических, информационных, отношенческих барьеров окружающей среды для инвалидов, обеспечению возможности равного доступа к учреждениям социальной и иной инфраструктуры для пользования всеми благами цивилизованного общества.
Методология доступной среды для инвалидов в последние десятилетия активно развивается под влиянием идеологии Целей устойчивого развития ООН [1], Конвенции о правах инвалидов ООН [2], понимания инвалидности и здоровья с точки зрения Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья [3] – новой международной классификации Всемирной организации здравоохранения. Практическая реализация социальной модели инвалидности в Российской Федерации подкреплена положениями Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы» [4].
В статье приведены результаты анализа потребностей инвалидов в обеспечении определенных аспектов доступной среды, систематизированы элементы системы создания доступной среды для инвалидов и иных НГМ.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
По данным официальной статистики проанализированы показатели общей инвалидности в Российской Федерации, действующие российские и международные документы. Для расчетов использованы статистические сведения Росстата, Минтруда России и Федерального реестра инвалидов. Инвалиды с ограничением мобильности изучены на примере впервые признанных инвалидами по Российской Федерации в 2018 году. Данные об исполнении показателей доступности приоритетных объектов и услуг приведены на основании официального мониторинга, который осуществляет Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Минтруда России.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Общее число инвалидов в РФ сократилось с 13134 тыс. человек в 2010 году до 11947 тыс. человек в 2019 году (табл. 1).
Показатель по годам |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Общее число инвалидов, тыс.чел. |
13134 |
13209 |
13189 |
13082 |
12946 |
12924 |
12751 |
12261 |
12111 |
11947 |
Численность населения, тыс. чел. |
142857 |
142865 |
143056 |
143347 |
143667 |
146267 |
146545 |
146804 |
146880 |
146780 |
Удельный вес инвалидов среди населения, % |
9,2 |
9,2 |
9,2 |
9,1 |
9,0 |
8,8 |
8,7 |
8,2 |
8,2 |
8,1 |
Удельный вес инвалидов среди населения в РФ уменьшился за 2010–2019 годы с 9,2% до 8,1%. Анализ численности контингента инвалидов, получающих пенсии, в РФ за 2010–2019 годы показал ежегодное снижение показателя, начиная с 2012 года (р <0,05). Наибольший темп снижения наблюдался в 2017 году (3,9%, соответственно). В целом за 10 лет снижение числа инвалидов произошло на 9,1%. Несмотря на уменьшение относительных показателей абсолютное число инвалидов значительно превышает 11 млн человек.
Наибольшие ограничения мобильности и барьеры при посещении объектов социальной инфраструктуры испытывают инвалиды с двигательными и сенсорными нарушениями. Структура впервые признанных инвалидов с ограничением мобильности по Российской Федерации в 2018 году следующая (табл. 2):
-
с нарушениями нейромышечных, скелетных и связанных с движением (стато-динамических) функций (далее – НСДФ), которые составили 26,7%, в том числе лиц, передвигающихся на кресле-коляске, – 4,2% и лиц с другими нарушениями НСДФ, которые требовали применения тростей, костылей, ортезов, ходунков, – 22,5%;
-
с нарушениями психической и/или интеллектуальной функции – 6,8%;
-
нарушениями сенсорной функции (зрения и/или слуха) – 1,4%;
-
с языковыми и речевыми нарушениями – 0,6%, соответственно.
Под факторами окружающей среды МКФ рассматривает факторы, которые создают физическую и социальную обстановку, среду отношений и установок, где люди живут и проводят свое время. МКФ предлагает изучение факторов
Таблица 2. Формирование первичной инвалидности с ограничением мобильности (по РФ, на примере впервые признанных инвалидами, 2018 год)
Стойкие расстройства функций организма
Впервые признанные инвалидами
Всего N=694977
В сельских поселениях N=169436
В городских поселениях N=525541
Название
Код по МКФ
Абс.
На 100 человек
Абс.
На 100 человек
Абс.
На 100 человек
Нарушения НСДФ (статодинамических) функций, всего
b710-b799 s710-s799
185396
26,7
46076
27,2
139320
26,5
В том числе использующие кресло-коляску
28884
4,2
8815
5,2
20069
3,8
Сенсорные нарушения
b210- b299
37342
5,4
10276
6,1
27066
5,1
В том числе нарушения функции зрения
b210- b292
9841
1,4
3055
1,8
6786
1,3
В том числе нарушения функции слуха
b230- b249
5871
0,8
1627
0,1
4244
0,8
Одновременное нарушение зрения и слуха
b210- b292 b230- b249
25
—
7
—
18
—
Психические, в том числе интеллектуальные нарушения
b110- b119
47256
6,8
12290
7,3
34966
6,7
Языковые и речевые нарушения
b310- b399
4114
0,6
925
0,6
3189
0,6
окружающей среды на двух уровнях (см. рис.) [3]:
а) индивида – в непосредственном окружении индивида, охватывающем до- машнюю обстановку, место работы, школу;
б) общества – формальные и неформальные социальные структуры, служ- бы, общие установки и системы в сообществе или сфере культуры, которые оказывают влияние на людей.
Исследование, проведенное в Санкт-Петербурге среди инвалидов, пере- двигающихся на кресле-коляске, показало, что объекты социальной инфра- структуры в районе проживания по приоритетности для инвалидов ранжиро- ваны следующим образом [5]:
Рисунок. Методология изучения потребностей инвалидов в комплексной реабилитации и создании безбарьерной среды (с учетом МКФ)
*ИПРА – индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида; ИППСУ – индивидуальная программа предоставления социальных услуг; ИПРП – индивидуальная программа ранней помощи.
-
место – медицинские учреждения (регулярно посещают 66,7% обследованных инвалидов),
-
место – магазины (49,6%),
-
место – учреждения социальной защиты (44,2%).
Органы власти (администрации районов, отделы социальной защиты населения и др.) посещали 18,0% опрошенных инвалидов, передвигающихся на кресло-коляске, жилищно-эксплуатационные организации – 15,9%, спортивные учреждения – 10,0%, библиотеки – 5,8%, соответственно. Объекты транспортной инфраструктуры не посещали 27,6% обследованных. Услугами социального такси пользовались 58,7% инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске [5].
Методом экспертных оценок выявлены причины, затрудняющие использование городской инфраструктуры в полной мере инвалидами, передвигающимися на креслах-колясках:
а) техническое несовершенство архитектурно-планировочных решений (59,6% ответов); б) состояние здоровья самих инвалидов (47,9%); проблемы психического здоровья (7,1%); психологические проблемы, такие как осуждение, излишнее внимание, насмешки в отношении инвалидов при выходе на улицу и др. (3,3%) [5].
Доступными для инвалидов и других МГН зданиями и сооружениями считают те, в которых реализован комплекс архитектурно-планировочных, инженерно-технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий, отвечающих нормативным требованиям обеспечения доступности и безопасности для МГН этих зданий и сооружений [6].
Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Минтруда России обобщает данные о выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (дорожных карт) по повышению значений показателей повышения уровня доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности (табл. 3). По итогам деятельности в 2018 году достигли запланированных показателей доступности объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности — 42 субъекта Российской Федерации (49,4%).
Система создания доступной среды для инвалидов и других МГН в РФ и ее субъектах включает в себя следующие компоненты:
-
методологический (научные знания, представления, терминология, принци- пы и др.);
-
нормативно-правовой (развитие на федеральном и региональном уровнях нормативной правовой базы для регламентации создания доступности объектов социальной и иной инфраструктуры и услуг);
-
финансовый (финансирование доступной среды посредством государственной программы РФ и программ субъекта РФ (программно-целевой метод), а также иные источники финансирования);
-
экспертный (организации, учреждения и эксперты, проводящие экспертную оценку объектов социальной инфраструктуры, паспортизацию объектов, разработку реестров и др.);
-
методический (совокупность средств, приемов и методов экспертной оценки состояния доступной среды на объекте социальной инфраструктуры);
-
индустриально-производственный (индустрия технических средств обеспечения доступности – производители и поставщики технических средств);
-
контрольно-надзорный (органы контроля и надзора за состоянием доступной среды на объектах социальной инфраструктуры);
-
управленческий (исполнительные органы государственной власти разных сфер деятельности);
-
общественный (общественные объединения инвалидов и родителей детей-инвалидов, пациентские организации и др.);
-
информационный (информационная инфраструктура);
-
кадровый (освоение новых профессиональных компетенций сотрудниками).
Таблица 3. Таблица 3. Выполнение органами государственной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (дорожных карт) по повышению значений показателей повышения уровня доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов
Сферы жизнедеятельности
Показатель доступности объектов и услуг
2017 год
2018 год
Социальное обслуживание
72,0
60,5
Здравоохранение
50,5
52,2
Образование
39,2
49,9
Культура
52,5
46,0
Служба занятости
58,0
59,2
Физическая культура и спорт
47,6
55,7
Транспорт
35,9
39,4
ЖКХ
58,4
16,1
Торговля
38,1
34,5
Общественное питание
В 2017 году мониторинг не проводился
24,2
Иные сферы жизнедеятельности
74,15
22,2
Наиболее высокие показатели доступности достигнуты в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания. В отдельных субъектах РФ они достигают 80–90%. Вместе с тем, учет относительных показателей не позволяет объективно оценивать ситуацию в полной мере, в связи с чем необходимо создание системы статистического учета доступности по разным ведомствам в абсолютных цифрах.
Организацией Объединенных Наций в 2015 году была принята Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [1], которая вступила в силу с 01.01.2016. Устойчивое развитие определяется как развитие, отвечающее потребностям нынешнего поколения без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять их собственные потребности [7]. В течение предстоящих 15 лет государствам рекомендовано предпринимать усилия, направленные, в том числе, на борьбу с неравенством и «обеспечением того, чтобы никто не был забыт» [1]. Цель 11 предполагает «обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов».
ВЫВОДЫ
При формировании национальной системы оценки и формирования без- барьерной среды для инвалидов и иных МГН необходимо учитывать не только статьи Конвенции о правах инвалидов, но и современную биопсихосоциальную модель инвалидности и здоровья МКФ, а также основные положения Целей устойчивого развития ООН.
Использованные источники:
-
Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://undocs.org/ ru/a/res/70/1
-
Конвенция о правах инвалидов, ООН, 2006
-
Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ)
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03. 2019 г
№363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»».
-
Проблемы инвалидов при передвижении на креслах-колясках в жилом помещении и объектах социальной инфраструктуры / Владимирова О.Н., Шелома- нова Т.Н., Македонова И.Е., Рохманова М.В., Назаркина О.А. // Вестник всероссийской гильдии протезистов-ортопедов. 2012. №1–2 (47–48). С. 54–57.
-
Свод правил СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНИП 35-01-2001.
-
Цели в области устойчивого развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/
-
-