РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА». НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ. НОВЫЕ ЗАДАЧИ

В.В. РЯЗАНСКИЙ, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, председатель Президиума Центрального Правления Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России»

Роль и значение Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы» чрезвычайно велики. В той или иной степени, она затрагивает интересы значительной части населения нашей страны, в том числе большей части пенсионеров.

За неполные 10 лет реализации Программы сделано многое. Во-первых, создана необходимая и достаточная законодательная база в области доступной среды. На основании анализа полученного на практике опыта реализации принятых законов сделаны выводы о том, что в существующих законах необходимо скорректировать. Эта работа должна быть завершена в ближайшем будущем.

Во-вторых, удалось существенно изменить в нашем обществе отношение к инвалидам – в общественном сознании укрепилось понимание того, что инвалиды – это люди, имеющие те же права, что и остальные граждане. Сегодня с фактами дискриминации по причине инвалидности мы встречаемся все реже.

В-третьих, завершается создание современного актуального Фонда документов национальной системы стандартизации в области доступной среды. По результатам анализа существующих документов фонда приняты решения, которые позволят в ближайшие два года убрать из него устаревшие стандарты, полностью актуализировать действующие стандарты, исключив из них устаревшие или противоречивые требования, завершить разработку новых актуальных стандартов, востребованных жизнью.

В-четвертых, принципиально изменилось отношение к проблемам обеспечения свободного передвижения в городах инвалидов с нарушением опорнодвигательного аппарата, передвигающихся на кресле-коляске, с использованием ходунков, костылей, тростей. Уровень доступности для них городских улиц и социально значимых объектов повышается с каждым годом. Сейчас уже не надо доказывать необходимость обустройства поручней, пандусов, подъемных устройств на путях передвижения граждан. Сегодня стоит другая задача – добиться, чтобы все эти технические средства соответствовали требованиям нормативных документов, и чтобы их использование инвалидами, а также другими маломобильными группами населения (МГН), к которым относится значительная часть российских пенсионеров, было безопасным, комфортным и не несло в себе угрозу причинения вреда.

Список наших успехов и достижений может быть продолжен. Но сейчас важнее понять и разобраться с тем, что и почему не получилось и как это исправить. Необходимо признать, что значительная часть того, что сделано якобы для инвалидов по зрению, или вообще не имеет к ним отношения, или сделано так, что они не могут этим воспользоваться, или создает для них, да и для других граждан, новые дополнительные препятствия. Медленно решаются вопросы обеспечения доступности для инвалидов по зрению общественного транспорта, особенно автобусов, троллейбусов, трамваев. Не системно, медленно, с ошибками обустраиваются на улицах городов современные наземные тактильно-контрастные указатели, несмотря на наличие соответствующего национального стандарта. Качество технических средств реабилитации для инвалидов по зрению, выпускаемых отечественными предприятиями, существенно уступает зарубежной продукции. Это в первую очередь касается видеоувеличителей и тифлофлешплееров – средств, наиболее востребованных инвалидами по зрению.

Безусловно, недостаточное внимание до сих пор уделялось проблемам создания безбарьерной среды для инвалидов вследствие психических заболеваний, как основополагающего фактора их социальной интеграции в общество. Решение этих проблем предполагает существенное повышение уровня толерантности общества к таким людям, а также уровня организации психиатрической помощи и ее направленности.

В настоящее время очень важно прийти к общественному консенсусу при определении основных направлений дальнейшего развития безбарьерной среды. И руководители, представляющие интересы государства, и руководители новой развивающейся индустрии технических средств реабилитации, и руководители общественных объединений инвалидов и различных общественных движений, и сами инвалиды должны ощущать себя участниками общего процесса, направленного на решение конкретных, понятных и достижимых задач.

Сегодня в центре внимания должны быть задачи, направленные на комплексные решения проблем инвалидов различных нозологий и маломобильных групп населения. Надо осознать, что время частных решений закончилось. Бесконечно экспериментировать за государственные деньги мы не можем. За годы реализации программы «Доступная среда» накоплен громадный опыт, который позволяет отобрать для дальнейшего широкого внедрения и тиражирования лучшие практики, технологии, технические решения, проверенные и одобренные самими инвалидами и получившие положительное заключение экспертного сообщества.

Для того чтобы среда жизнедеятельности стала доступной для инвалидов раз- личных нозологий и других МГН, необходимо обеспечить физическую доступность объектов городской, сельской, транспортной, дорожной инфраструктуры, к которым и в которые должен обеспечиваться открытый доступ населения, а также общественного маршрутного транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров в городах, между городами и населенными пунктами в пределах всей Российской Федерации, а также возможность поездок в другие страны. При этом необходимо обеспечить возможность инвалидам получать на этих объектах услуги, доступные людям, не имеющим инвалидности. На решении этой задачи мы и должны сконцентрировать все наши усилия.

Перейти к содержанию