ОТЧЕТ О КРУГЛОМ СТОЛЕ «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗБАРЬЕРНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Материал подготовлен редакцией журнала

В рамках деловой программы Международной выставки «ИНТЕГРАЦИЯ 2024» состоялся круглый стол «Проблемы формирования безбарьерной городской среды в современных условиях», вызвавший большой интерес у участников и гостей выставки. Он был организован редакцией журнала совместно с Высшей школой средового дизайна Московского архитектурного института (МАРХИ) при поддержке Фонда «Город для всех» и Фонда «Московский центр урбанистики «Город».

Модераторами мероприятия были главный редактор журнала Сергей Сохранский и член редколлегии журнала, куратор курса «Универсальный дизайн. Проектирование безбарьерной городской среды» Высшей школы средового дизайна МАРХИ, председатель совета фонда «Город для всех» Сергей Чистый.

На КС выступили12 докладчиков, при этом большинство выступлений носило концептуальный характер.

С докладом «Актуальные вопросы политики стандартизации в сфере формирования доступной городской среды в современных условиях» выступил Анатолий Стреха, член редколлегии журнала, начальник отдела стандартизации в области социальной сферы ФГБУ «Российский институт стандартизации», рассмотрев ряд аспектов политики стандартизации в сфере формирования доступной городской среды, имеющих глобальный характер. Он отметил необходимость корректного употребления понятий «региональный стандарт» и «региональный свод правил» в контексте соотношения их содержания с содержанием документов по стандартизации, перечень которых приведен в ст. 14 Федерального закона от 29 июня 2015 г. «О стандартизации в Российской Федерации» №162-ФЗ.

В п. 1 ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2023 г. «О внесении изменений в федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» №653-ФЗ указывается, что «документами, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона, являются:

  • национальные стандарты Российской Федерации и (или) своды правил (часть национального стандарта и (или) часть свода правил);
  • международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
  • стандарты организаций.

Соответственно, ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании» №184-ФЗ определяет следующие основные понятия:

  • региональная организация по стандартизации – организация, членами (участниками) которой являются национальные органы (организации) по стандартизации государств, входящих в один географический регион мира и (или) группу стран, находящихся в соответствии с международными договорами в процессе экономической интеграции;
  • региональный стандарт (свод правил) – стандарт (свод правил), принятый региональной организацией по стандартизации.

В то же время в ряде российских нормативно-правовых документов понятие «региональный стандарт» имеет совсем другое содержание. Так, например, в Постановлении Правительства РФ от 8 декабря 2023 г. №2086 «Об утверждении требований к региональному стандарту транспортного обслуживания населения» в п. 27.2 указано, что «региональный стандарт транспортного обслуживания населения – нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливающий перечень и целевые значения показателей, характеризующих доступность, безопасность и комфортность для населения субъекта Российской Федерации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом во взаимосвязи с перевозками пассажиров и багажа иными видами транспорта общего пользования».

Во избежание недоразумений целесообразно рекомендовать органам государственной власти не использовать термин «региональные стандарты» применительно к документам, разрабатываемым на уровне субъектов РФ. В частности, можно рекомендовать Минтрансу России вместо названия документа «Региональный стандарт транспортного обслуживания населения» использовать название «Стандарт транспортного обслуживания населения субъекта Российской Федерации». Реализация данного предложения позволит избежать путаницы в терминологии и обеспечить стройную систему понятийного аппарата стандартизации для всех хозяйствующих субъектов.

При разработке и применении сводов правил необходимо учитывать, что свод правил – это документ по стандартизации, содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов. Если свод правил не соотносится ни с каким действующим техническим регламентом, его целесообразно преобразовать в национальный стандарт. В частности, целесообразно рассмотреть возможность разработки на базе действующего свода правил СП 140.13330.2012 «Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения» и ряда разделов СП 59.13330.2020, не имеющих отношения к зданиям и сооружениям, национального стандарта с условным названием «Общие технические требования к проектированию, формированию и поддержанию безбарьерной городской среды». Это позволит исправить отдельные неточности и ошибки, содержащиеся в действующей редакции СП 59, и устранить все противоречия с действующими национальными стандартами.

В докладе «Как сделать безбарьерной комфортную городскую среду?» Джемал Сурманидзе, руководитель управления нормативно-методической работы федерального проекта «Формирование комфортной среды» ФАУ «Проектная дирекция» Минстроя России, рассмотрел задачу обеспечения доступности, как неотъемлемую часть более общей задачи формирования комфортной городской среды. Он обратил внимание на то, что нормы доступности, содержащиеся в СП 59.13330.2020, предназначены для обеспечения Технического регламента зданий и сооружений. Однако открытые городские пространства к ним не относятся; они, в частности, должны учитывать природные факторы, а также различные варианты их использования при проведении массовых мероприятий.

Докладчик отметил, что пару лет назад на семинаре Минстроя в Севастополе был презентован проект национального стандарта по оценке качества доступности городской среды в целом и открытых общественных пространств в частности. Он обратил внимание, что в зале присутствуют все авторы этого документа, и задал вопрос представителям Росстандарта: что мешает утвердить этот стандарт с учетом его очевидной актуальности?

В докладе «Безбарьерность и доступность городской среды как необходимое условие устойчивого развития городов» Дмитрий Петраков, заместитель председателя Попечительского совета журнала, директор АНО «Национальный центр содействия эколого-социальному и инновационному развитию территорий», детально рассмотрел особенности и важность таких целей устойчивого развития, как «Сокращение неравенства» и «Устойчивые города и сообщества», проанализировал действующие документы национальной стандартизации, обеспечивающие реализацию этих целей, особенности методологии независимой внешней оценки на основе ESG-показателей.

В докладе Алекея Расходчикова, председателя правления фонда «Московский центр урбанистики», были рассмотрены вопросы комплексной оценки качества городской среды с позиции ориентиров здорового города.

Доклад Сергея Чистого был посвящен опыту стран Евросоюза в ненормативном регулировании формирования доступной городской среды.

Сергей Ларин, советник заместителя руководителя Департамента труда и социальной защиты населения Москвы, в своем докладе проанализировал роль городских администраций в регулировании формирования безбарьерной городской среды.

Важные и актуальные проблемы были подняты в докладах:

  • Марины Кудинкиной, заместителя директора ФГБУ «Научный центр по комплексным транспортным проблемам» Минтранса России на тему «Проблемы формирования безбарьерного транспортного каркаса городов»;
  • Надежды Чередниченко, генерального директора компании «Доступная страна», на тему «Комфортные туалеты, доступные для инвалидов, как обязательная составляющая социально значимых объектов городской инфраструктуры»;
  • Марии Ромашовой, президента компании «Говорящий город», на тему «Роль оборудования системы радиоинформирования и звукового ориентирования в системе обеспечения самостоятельного безопасного передвижения инвалидов в городских условиях»;
  • Игоря Гундерова, председателя правления Московской областной общественной организации инвалидов «Колесница», на тему «Проблемы и способы улучшения качества жизни инвалидов в городских условиях на примере Московской области»;
  • Егора Матвиенко, менеджера отдела «Доступная среда» Группы компаний «Исток-Аудио», на тему «Развитие технических средств, применяемых при адаптации зданий и сооружений».