Интервью главного редактора с Виктором Федоровичем Басаргиным, руководителем Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор)
Сергей Сохранский: Виктор Федорович, благодарю Вас за уделенное время. Вопросы транспортной доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения являются, наверное, одними из самых важных и трудных, без решения которых построение общероссийской безбарьерной среды жизнедеятельности невозможно. Практически в каждом номере нашего информационно-аналитического журнала «Доступная Среда» публикуются материалы, посвященные различным аспектам обеспечения доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и пассажирских транспортных средств. В редакцию журнала постоянно поступают вопросы, жалобы, предложения, различная информация, связанные с работой различных видов транспорта. Порой даже там, где, казалось бы, формально решены требования законодательства в данной сфере, на поверку при эксплуатации некоторые объекты, да и многий транспорт, оказываются недоступны для инвалидов – по бумагам всё в порядке, на деле – нет.
Виктор Басаргин: Для Ространснадзора вопрос обеспечения доступности для маломобильных групп населения объектов транспортной инфраструктуры и пассажирских транспортных средств является приоритетным. На ежегодной основе разрабатывается план системного подхода по проведению контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий. С учетом сложившейся ситуации и с целью снижения давления на бизнес основной упор делается на профилактические мероприятия и проведение выездных совещаний с участием представителей региональных властей и общественных организаций. Данный комплекс мер позволяет определить недостатки на объектах транспортной инфраструктуры и довести информацию до органов власти субъектов для определения приоритетных направлений в рамках работы по реализации «региональных дорожных карт по обеспечению доступности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».
Ространснадзор уделяет особое внимание обеспечению доступности транспортной инфраструктуры для инвалидов, а также принимает активное участие в заседаниях рабочей группы по вопросам повышения доступности для инвалидов транспортной инфраструктуры и транспортных услуг Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов, которая образована в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем инвалидности и инвалидов в Российской Федерации. Кроме того, в субъектах Российской Федерации по результатам выездных совещаний образованы комиссии по делам инвалидов для обеспечения доступной среды, на заседаниях которых обсуждаются вопросы по конкретным мероприятиям, направленным на обеспечение доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
За 2022 год Ространснадзором проверено 49377 объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Выдано 85 предписаний и 2044 предостережения по итогам контрольных мероприятий, составлено 2943 протокола об административном нарушении, 17 материалов направлено в органы прокуратуры. В том числе были проверены 1435 автовокзалов, автостанций и кассовых пунктов, из них 67% удовлетворяет требованиям доступности для маломобильных групп населения.
Согласно показателям за 2021 год, из 341 тыс. автобусов, внесенных в реестр лицензиатов, 18% оборудованы для перевозки маломобильных граждан. В 2022 году из 338 тыс. автобусов, внесенных в реестр лицензиатов, более 19% оборудованы для перевозки маломобильных граждан.
Объекты железнодорожного транспорта: требованиям доступности для пассажиров из числа инвалидов всех категорий на 1 января 2023 года соответствуют 113 вокзалов из 1304 (9%) (в 2021 году – 111 из 1296, рост на две единицы).
Доля объектов инфраструктуры воздушного транспорта, в которых предоставляются услуги, соответствующие требованиям доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, в 2022 году составляет 99% объектов, в то время как в 2021 году – 86% объектов. Рост по данному показателю составил 13%.
Безусловно, остается еще много проблемных вопросов с обеспечением доступности объектов транспортной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных категорий граждан. О жалобах, недовольствах и напряжении в обществе надо говорить, это надо обсуждать. Главное, не нужно замалчивать – каждая проблема имеет решение.
Сергей Сохранский: Виктор Федорович, очевидно, что экспертное общественное сообщество открыто для диалога. Как в этой части обстоят дела в Ространснадзоре?
Виктор Басаргин: Ространснадзор придерживается политики открытости социально значимой информации о своей деятельности. В том числе это касается представления информации о соблюдении требований законодательства Российской Федерации по обеспечению доступности для маломобильных групп населения на объектах транспортной инфраструктуры и взаимодействия со средствами массовой информации и экспертами по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и доступности на объектах инфраструктуры и транспортных средствах.
В соответствии с протоколом заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов образована рабочая группа по вопросам повышения доступности для инвалидов транспортной инфраструктуры и транспортных услуг, в состав которой входят представители Ространснадзора, общественных объединений и организаций инвалидов, таких как Всероссийское общество глухих, Федерация спорта слепых, негосударственное учреждение Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых «Реакомп», Общественный совет родителей, воспитывающих детей-инвалидов и молодых инвалидов, при Департаменте социальной защиты Москвы. На заседаниях обсуждаются вопросы, непосредственно влияющие на доступность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных услуг для людей с инвалидностью.
Активную работу по данному направлению ведет Общественный совет при Ространснадзоре. На его заседаниях совместно с общественными некоммерческими организациями и объединениями обсуждаются вопросы деятельности службы при осуществлении контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий, в т. ч. при оценке соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, на которых оказываются услуги населению, и пассажирских транспортных средств. Кроме того, мы проводим совместные общественные советы с агентствами, подведомственными Минтрансу России, что позволяет более эффективно решать вопросы по обеспечению доступности для инвалидов региональных объектов транспортной инфраструктуры, различных транспортных средств и предоставляемых транспортных услуг.
Сергей Сохранский: Какие еще инструменты взаимной интеграции государственных служб и общественных институтов, в т. ч. экспертных, используются Ространснадзором?
Виктор Басаргин: Помимо названных, есть и иные формы взаимодействия государственных надзорных органов с обществом. Это и привлечение общественных экспертов и специалистов к участию в общественном контроле, и регулярный информационный обмен. Территориальными органами Ространснадзора с участием общественных организаций регулярно обсуждаются вопросы обеспечения доступности для маломобильных групп населения региональных объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и предоставляемых транспортных услуг в рамках публичных обсуждений правоприменительной практики.
Обеспечение доступности для инвалидов на объектах транспортной инфраструктуры – итог консолидированной позиции, который может заключаться в проведении совместных мероприятий, организации, а также проведении профессиональной подготовки сотрудников в области информационного взаимодействия. Задача взаимодействия с экспертными сообществами и СМИ выражена не столько в создании положительного имиджа территориальных органов и структурных подразделений Ространснадзора, сколько в донесении до общественности действительного положения дел и реальной работы, освещения планов развития.
Время, когда общество «стучалось в закрытые чиновничьи двери» закончилось. И Ространснадзор открыт к диалогу, а также ко всем возможным конструктивным вариантам взаимодействия. Конечно, большой шаг в этом направлении сделан благодаря повсеместной информатизации процессов.
Сергей Сохранский: Виктор Федорович, каково ваше личное отношение к такому явлению, как общественная экспертиза? Она, как процесс, закрепленный законодательно, больше мешает в работе или наоборот?
Виктор Басаргин: Вопросы общественной экспертизы регулируются ст. 22 Федерального закона №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Данный Федеральный закон определяет также порядок участия общества в вопросах контроля исполнения законодательства. По нашей оценке, общественные институты грамотно, легально и легитимно используют делегированные им государством права. Граждане и государство, в конце концов, встретились в одной точке решения общественных задач. Что касается социальных проблем, тем более такого вопроса, как обеспечение доступности среды, без общественного контроля и общественных экспертиз попросту не обойтись.
Сергей Сохранский: 14 декабря 2022 года было подписано Соглашение об информационном сотрудничестве между Ространснадзором и АНО «Национальный центр содействия эколого-социальному и инновационному развитию территорий» – учредителем и издателем журнала «Доступная Среда». Чем вы руководствовались при принятии решения о таком сотрудничестве?
Виктор Басаргин: С материалами журнала «Доступная Среда» я достаточно внимательно знакомлюсь. Очень важно, что все они подтверждены достаточными фактами и аргументами и действительно носят информационно-аналитический характер. Всё профессионально, всё по делу. Каждая исследуемая проблема детально рассматривается со всех сторон. Многие авторы журнала – ведущие специалисты и эксперты в своих направлениях деятельности. Со стороны Ространснадзора было бы ошибкой не использовать возможность прямого диалога со специалистами.
Я уверен, что взаимодействие с вашим журналом ускорит приведение законодательства на транспорте и транспортной инфраструктуре в части доступности среды в соответствие не только на бумаге, но и в жизни.