Д.А. ЖАВОРОНКОВА, П.Е. СПОРЫШЕВА, ведущие специалисты культурно просветительского отдела Волго-Вятского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина («Арсенал»), Нижний Новгород
В статье рассматриваются различные аспекты создания безбарьерной среды для инвалидов по зрению – незрячих и слабовидящих в нижегородском музее «Арсенал», являющемся Волго-Вятским филиалом Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. С 2011 года музей находится в здании Арсенала Нижегородского кремля, памятнике архитектуры позднего классицизма. Благодаря зданию за музеем закрепилось название «Арсенал».
ВВЕДЕНИЕ
Реконструкция здания Арсенала и его приспособление под музейные нужды проводились в первое десятилетие XXI века, когда уже определились основные требования к обеспечению доступности зданий. Поэтому в Арсенале при реконструкции были оборудованы пандусы, лифты, туалет для маломобильных посетителей, решены и другие вопросы обеспечения физической доступности здания для маломобильных групп населения. Параллельно с этим проводилась и разнообразная содержательная работа с различными инвалидными и инклюзивными сообществами; сотрудники музея налаживали контакты, прислушивались к идеям и предложениям горожан, придумывали новые форматы занятий и проекты.
Сейчас Арсенал на постоянной основе сотрудничает с различными организациями Всероссийского общества глухих и Всероссийского общества слепых, реализует программы для людей с аутизмом, ментальными и психическими особенностями. Вместе с нашими друзьями и волонтерами мы создаем выставки и спектакли, проводим клубные встречи и необычные экскурсии, экспериментируем и творим. В этой статье речь пойдет о создании в «Арсенале» безбарьерной среды для инвалидов по зрению.
ОТ ПЕРВОГО ЗНАКОМСТВА К ПОСТОЯННОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ
Незрячие и слабовидящие посетители – частые гости «Арсенала». Кроме индивидуальных посещений, наиболее популярным и частым для нас является формат групповых экскурсий. Для того чтобы пространство музея было более доступным для незрячих и слабовидящих, на кнопках лифтов есть надписи с использованием шрифта Брайля, а на стеклянных перегородках и дверях на уровне глаз наклеены желтые круги – знаки безопасности, помогающие слабовидящим избежать столкновения со стеклянными элементами. Это минимальные, но необходимые шаги.
Также мы дружим с Нижегородским областным центром реабилитации инвалидов по зрению «Камерата». Валентина Царегородцева, инструктор по ориентированию и мобильности, помогает встречать группы посетителей, которые учатся ориентироваться в пространстве музея с помощью трости. Познакомившись с музеем, незрячие и слабовидящие посетители возвращаются, приглашая на экскурсии своих знакомых. Находясь в постоянном неформальном контакте с ними, мы понимаем, что шаги по улучшению пространственной доступности – важный, но не единственный элемент формирования инклюзивной среды. Поэтому для сотрудников фронт-линии – работников на стойке информации, контролеров и смотрителей в залах – мы проводим инклюзивные тренинги, чтобы наши коллеги могли помочь посетителям взять билет, перемещаться в экспозиции, найти тифлокомментарии или другие дополнительные материалы.
ТИФЛОКОММЕНТАРИИ НА ВЫСТАВКАХ
Экспозиция в «Арсенале» регулярно меняется. К каждой новой выставке мы создаем инклюзивный контент. Для незрячих посетителей это, в первую очередь, тифлокомментарии. Человек может воспользоваться своим смартфоном, чтобы считать специальный QR-код и открыть тифлокомментарии к некоторым произведениям. При написании тифлокомментариев мы сотрудничаем с нашими давними друзьями и волонтерами с разным зрительным опытом. Люди с остаточным зрением и незрячие дают свою экспертную оценку нашим наброскам, редактируя их и уточняя детали. Именно опыт работы с незрячими и слабовидящими консультантами помогает сделать описания более живыми и понятными.
Конечно, чтобы писать тексты тифлокомментариев, нужны специальные знания и профессиональная подготовка. Все сотрудники культурно-просветительского отдела, которые создают тифлокомментарии, прошли обучение на соответствующих курсах повышения квалификации.
Практику тифлокомментирования мы применяем также во время живых экскурсий и арт-медиаций. Например, в рамках проекта «Инклюзивная школа волонтеров «Место встречи» профессиональный театральный тифлокомментатор провела мастер-класс для участников. Получив базовый навык написания тифлокомментариев, волонтеры смогли провести арт-медиацию по выставке фотографии для незрячих и слабовидящих посетителей, которые неожиданно для себя открыли такой формат знакомства с художественными произведениями.
ТАКТИЛЬНЫЕ МАКЕТЫ
Сделать посещение выставки более насыщенным и интересным помогают тактильные макеты. Для крупных проектов при поддержке партнеров музей заказывает изготовление макетов в профессиональной мастерской. Так, на выставке «Шухов. Формула архитектуры» в 2021 году появились модели шуховских башен, сетчатых каркасов сооружений и этикетаж со шрифтом Брайля. Для проекта «Названо Вазари. Возрождение» мастерская Inclusive Division по нашему заказу изготовила два тактильных макета к живописным произведениям: макет в масштабе к мужскому портрету, позволяющему узнать о развитии ренессансного портретного искусства, и уменьшенную копию тондо «Мадонны с младенцем» школы Сандро Боттичелли. Они также сделали увеличенный макет аверса и реверса медали Антонио Пизанелло. Так как оригинал медали сделан из бронзы, для модели тоже было выбрано бронзовое покрытие.
ТАКТИЛЬНАЯ ГРАФИКА
Кроме тактильных макетов, на выставке «Названо Вазари. Возрождение» в «Арсенале» впервые появилась тактильная графика. Это рельефно-графические копии нескольких работ Альбрехта Дюрера, Рафаэля Санти и других художников. Для исполнения в этой технике были выбраны именно графические произведения, потому что с помощью прикосновений можно почувствовать интенсивность штрихов и характер линий, созданных рукой мастера.
Изображения были адаптированы: убраны мелкие детали композиции и фона. Листы тактильной графики находятся в папке, которую можно использовать в качестве твердой опоры-планшета, и размещены в кармашке скамьи в экспозиции. Так как эта техника осмотра требует времени, вдумчивости и комментариев экскурсовода, удобнее всего изучать изображения сидя, а оптимальное количество людей в группе при работе с тактильной графикой – шесть человек. Сейчас мы собираем обратную связь от наших посетителей, думая над тем, как лучше использовать этот инструмент и для каких сюжетов и тем тактильная графика наиболее информативна и интересна.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
В рамках фестиваля текстов об искусстве «Вазари», который проходил в сентябре 2022 года, мы разработали инклюзивную программу. Сам фестиваль – площадка для экспериментов, а главной его темой в прошлом году стала «Музыка». Поэтому у нас возникла идея попробовать формат «Музыкальной медиации» для смешанной группы видящих, слабовидящих и незрячих посетителей. Сначала участники знакомились с понятием современной академической музыки, а затем, применяя разные стратегии, слушали музыкальные отрывки, обсуждали их, сравнивали свои впечатления и пробовали найти ответы на вопросы ведущего.
Работая со смешанными группами, мы понимаем, что люди с опытом инвалидности и без него могут обогатить опыт восприятия и чувствования друг друга. Одним из последних событий в таком формате стала инклюзивная экскурсия для клуба «Друзья «Арсенала». Участникам предложили закрыть глаза с помощью масок, а исследовать экспозицию и перемещаться по ней им помогали незрячие посетители. Такие разговоры, равные возможности и горизонтальные отношения между всеми участниками в пространстве искусства – большая ценность, где осознаваемые различия не разделяют, а расширяют личное восприятие каждого участника этого диалога.