АРХИТЕКТОРЫ ГОВОРЯТ: «ДОСТУПНО ДЛЯ ВСЕХ». ТАК ЛИ ЭТО?

С.В. ЧИСТЫЙ, кандидат экономических наук, куратор курса «Универсальный дизайн. Проектирование безбарьерной среды» Высшей школы средового дизайна МАРХИ, член рабочей группы международного объединения «Еврогорода» Евросоюза от Российской Федерации

(по материалам семинара «Улица малого города. От идеи до реализации»)

Вопросы доступности в проектах, ставших победителями Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды Минстроя РФ, обсудили на семинаре «Улица малого города. От идеи до реализации» в г. Глазове. Основные результаты и итоги этого семинара анализируются в настоящей статье, автор которой принимал участие в семинаре в качестве докладчика.

Когда говорят о социальных инвестициях в развитие городов, то первое, на что обращается внимание, это строительство, ремонт и оснащение школ, больниц, стадионов, театров и других учреждений отраслей социальной сферы. Часто развитие таких очагов культуры, образования и воспитания рассматривают, как альтернативу асоциальному поведению молодежи, прорастающему под влиянием трущобной психологии, обезличиванию в растущих «человейниках», эгоцентризму и одиночеству людей в высоко урбанизированном пространстве, формированию агрессивных социальных групп и сообществ. С моей точки зрения, любая фрагментарность плоха лишь тем, что подчеркивает свою исключительность и понижает статус окружающей городской среды. Не отсюда ли такая токсичность, например, великолепных офисов из стекла и бетона Сбербанка, Пенсионного фонда на фоне унылой городской застройки, особенно в малых и средних городах страны?

Могу высказать спорное суждение о том, что для социального развития города значение имеет не столько строительство «флагманов», сколько придание человеческого измерения всей городской среде, и особенно открытым общественным пространствам. С этой точки зрения хотелось бы видеть точками роста, формирующими лицо малого города, не копию одной из столичных улиц, не визуализацию надуманной псевдоистории, а уникальный природный (ландшафтный) парк, неповторимый облик уютного и комфортного района с безбарьерными общественными пространствами.

Более пяти лет в стране реализуется Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда». Около 70 млрд рублей ежегодно направляется в города России (кроме Москвы и Санкт-Петербурга). Особенность проектов, реализуемых в рамках Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, проводимого Минстроем России, в том, что изначально к проектам предъявляется требование комплексного благоустройства городских территорий, создания общественных пространств для максимально широкой аудитории. В числе важнейших характеристик качества таких территорий в последние годы на первый план выходит доступность для инвалидов и других маломобильных граждан.

На фото изображены участники семинара «Улица малого города. От идеи до реализации»Это показал пилотный семинар специально созданной Ассоциации разработчиков проектов развития территорий и комфортной городской среды и Минстроя РФ, проведенный 9 декабря 2022 года в г. Глазов (Удмуртия). На семинар приехали представители городских администраций, региональных центров компетенций (РЦК), созданных в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», и архитекторы из более чем 70 городов страны.

Лейтмотивом семинара стал опыт не столько проектирования архитектурной среды, а проектирования социальных коммуникаций и смыслов. Среди таких смыслов повышение реабилитационного потенциала территории города, интеграция в городскую среду специально созданного каркаса адаптивной физической культуры, рассчитанного на местных жителей, безбарьерного пешеходного каркаса города и др. С этой точки зрения, доступность среды является не самоцелью, а средством, обеспечивающим предоставление необходимых услуг для маломобильных жителей и гостей города.

Если общественные здания более специализированы по целевой аудитории, то за каждый квадратный метр на открытых общественных пространствах «конкурируют» все категории жителей. Это и велосипедисты, и спортсмены, и пешеходы разных возрастов, в том числе инвалиды на креслах-колясках, незрячие с собаками-проводниками и пр., и роботы-доставщики, и владельцы недвижимости на первых этажах домов со своими входами и архитектурными средствами обеспечения доступности, и многочисленные инженерные службы города, размещающие на тротуарах элементы инженерной инфраструктуры и т. д. Вопросы гармонизации различных интересов на улицах на порядок сложнее и требуют уже специальной подготовки и заказчиков, и самих архитекторов.

Автор статьи Сергей Чистый во время доклада на семинаре

На семинаре был широко представлен опыт превращения ранее заброшенных территорий в доступные для всех городские пространства. Этому были посвящены выступления О.А. Шапиро «Запуск ревитализации исторического центра Тулы (ул. Металлистов)», А.И. Пчелинцева «Развитие бизнеса в сфере услуг как результат преобразования ул. Казибека (г. Дербент)» и др.

На фото улица в зимний период времени и людиВ части обеспечения доступности городской среды проекты – победители конкурса переживают этап «детских болезней», т. е. первичного освоения требований. К сожалению, часто забывается хорошее старое правило – доступной среды не должно быть видно. Простое пространство, где никто и ничто никому не мешает! Это результат специальных усилий с первых шагов проекта, когда рассматриваются объемно-планировочные решения или решения по вертикальной планировке территории. Частое использование нормативных элементов адаптации среды в такой ситуации – это заплатки на совершенных ошибках.

На примере реализованных проектов благоустройства в городах Москва, Зарайск и фрагмента реконструированной ул. Кирова в г. Глазов эта ситуация была наглядно показана в выступлении автора статьи, являющегося членом редколлегии журнала «Доступная Среда», который обратил внимание также на то, что существующие нормы рассчитаны на теплое время года. Одни и те же элементы адаптации могут летом заслуживать доброго слова, а зимой быть местом повышенной опасности. Например, бордюрные пандусные съезды с тактильными наземными направляющими на наклонной поверхности.

Хороших решений для заснеженных улиц пока не найдено, но работа в этом направлении продолжается. Города с континентальным климатом и снежными зимами должны выработать свои дополнительные регламенты обеспечения доступности городского пространства для маломобильных граждан, в т. ч. с учетом возможности организации ассистивной помощи как жителям, так и приезжим. Автор также обратил внимание участников семинара на то, что в 2023 году оценка качества доступной городской среды в нормативной части должна быть обеспечена национальными стандартами.

Один из важнейших аспектов доступности пешеходных путей – качество покрытия. Будущее здесь за специальными бесшовными материалами и безфасочной плиткой. Не первый раз об этом говорит Лев Антонов, член совета директоров Ассоциации мелкоштучных бетонных изделий. Казалось бы, такой простой вопрос, который решает сразу много проблем для всех пешеходов, пользующихся тротуарами. Реальное решение в духе универсального дизайна.
Но интересы сиюминутной экономии, инерция, боязнь заказчиков ограничить конкуренцию при проведении конкурсов и торгов по 44-ФЗ – все это приводит к использованию в проектах плитки и брусчатки с фаской, нарушениям технологии укладки подосновы таких поверхностей и организации водоотведения.

Использование цвето- и фитодизайна в навигации для маломобильных граждан затрагивалось в выступлении Эмиля Аюпова, члена совета Ассоциации «Гильдия профессионалов ландшафтной индустрии» и основателя национального ландшафтного клуба ВСЕВПАРК (проект в г. Гаврилов Посад, Советская площадь).

Должна ли улица быть местом для развития детей? Варианты ответов на этот вопрос и позитивные примеры привела в своем выступлении Мария Помелова, сооснователь «Бюро Чехарда». Учитывая, что большая часть детей по определению являются маломобильными гражданами в силу биометрических параметров и психоэмоционального восприятия городской среды, безопасность и комфортность путей движения для них – одна из важных задач архитекторов. Задача градостроителей и педагогов – определиться с количеством и специализацией мест целевого посещения на улицах для детей, в т. ч. детей-инвалидов, с инженерным обеспечением и локацией таких мест.

На семинаре приводилось много примеров синхронизации разных программ развития городов, которая приводит к масштабированию средств и эффектов. Судя по примерам успешных в этом отношении городов, сама координация становится отдельным полем битвы с операторами отраслевых федеральных и региональных программ. Масштаб этой организационной работы сопоставим с усилиями по реализации самих проектов. При взгляде снизу невольно задаешься вопросом о целесообразности такого распыления сил и средств между десятками ведомств. В этом отношении неоценим вклад созданных в 2020–2022 годах региональных центров компетенций – своеобразных стратегических органов
территориального развития муниципальных образований. Теме синхронизации были посвящены выступления Дарьи Шориной (проект в г. Арзамас, ул. Карла Маркса), Павла Парамонова (проект в г. Торопец, ул. Советская), Александры Катасоновой (проект в г. Янаул, Вокзальная площадь).

Конечно, центральным событием семинара было посещение и обсуждение итогов реконструкции фрагмента ул. Кирова в г. Глазов. Все вышеупомянутые аспекты такой работы преломлялись к условиям данного города. В выступлении мэра города Сергея Коновалова были подробно освещены организационные вопросы реализации данного проекта. Прозвучала и тревожная нотка. Это связано со значительным увеличением расходов города на поддержание этой территории опережающего развития. Если дополнительные расходы были выявлены сразу, то экономический и бюджетный эффекты пока неощутимы. Но глава города не теряет оптимизма и считает, что такие эффекты, особенно социальные, надо замерять на отрезке в 10 и более лет.

Подводя итоги семинара, его ведущий Джемал Сурманидзе, представитель Проектной дирекции Минстроя РФ, отметил, что одним из итогов является то, что все большее число администраций городов понимает, что формирование доступной городской среды является по содержанию не отдельным проектом, а частью общего процесса повышения комфортности городской среды. Вопросы доступности для маломобильных граждан должны эффективно решаться с привлечением профильных специалистов, которых надо еще готовить.

Этим семинаром ассоциация открывает цикл мероприятий по повышению квалификации и обмену опытом для городских администраций и практикующих архитекторов в области формирования безопасной, здоровой, безбарьерной и комфортной городской среды и приглашает к сотрудничеству всех участников этого процесса.