ОТЧЕТ О КРУГЛОМ СТОЛЕ «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЕДЕНИЙ ИНДЕКСА КАЧЕСТВА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ИНЫХ МГН» В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

24 января в Санкт-Петербургском филиале Академии стандартизации, метрологии и сертификации в режиме онлайн состоялся круглый стол на тему «Особенности формирования достоверных сведений для сертификации пешеходных переходов, общественных территорий, объектов инфраструктуры и транспорта для инвалидов и иных МГН при подготовке материалов индекса качества городской среды. Некоторые аспекты надзорной деятельности при оценке полноты и достоверности статистических данных при решении отдельных задач Национального проекта «Жилье и городская среда». Актуальность рассмотренных вопросов обусловлена требованиями приказа Росстата от 25.01.2021 №30 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации федерального статистического наблюдения об индексе качества городской среды» и изменениями в нормативно-правовой базе РФ.

В работе круглого стола приняли участие 100 человек – главы и специалисты администраций населенных пунктов, имеющих статус города, участвующих в формировании отчетности об индексе качества городской среды, а также руководители и специалисты центров компетенций по развитию городской среды. Со вступительным словом выступил ректор академии, доктор экономических наук Александр Зажигалкин, который сказал следующее:

– Формирование доступной городской среды – это новое, важное направление деятельности, затрагивающее различные сферы жизни, связанное с развитием инфраструктуры, с изменением условий жизни. Для успешного решения такой многогранной задачи требуется огромное количество нормативных документов, формирование которых в настоящее время активно продолжается. Большое количество новых требований неизбежно порождает много различных вопросов. На эти вопросы обязательно надо своевременно находить ответ.

Целенаправленная деятельность по формированию доступной городской среды продолжается чуть более десяти лет. За это время в лучшую сторону изменились условия городской жизни в части повышения уровня доступности, безопасности и комфортности городских транспортных и пешеходных коммуникаций, а также общественных пространств. Но сформировать за это время единую системную концепцию, построения городской среды, отвечающей требованиям физической и информационной доступности, безопасности и комфортности для инвалидов и иных МГН, пока не удалось – слишком много противоречивых задач для этого необходимо решить, учитывая при этом интересы и возможности различных ведомств, коммерческих организаций и общественных объединений инвалидов регионального и федерального уровней, относящихся к различным нозологическим группам, не создавая при этом сложностей для основной массы населения.

Очень важно, чтобы в полной мере заработал механизм объективной оценки различных составляющих городской среды в части их доступности, безопасности, информационности и комфортности как для инвалидов, относящихся к различным нозологическим группам, так и для основной массы населения. Это позволит исключить ситуации, когда мероприятия, направленные на обеспечение доступности и безопасности определенной группы инвалидов создают проблемы и реальные барьеры для других групп населения.

Такой механизм независимой оценки соответствия объектов определенным требованиям документов по стандартизации существует, он прописан в Федеральном законе «О техническом регулировании». Под независимостью оценки понимается независимость от собственников объектов, эксплуатирующих их организаций, хозяйствующих субъектов, федеральных и региональных ведомств, органов надзора, городских администраций, общественных организаций инвалидов.

В данный момент действуют порядка тринадцати систем добровольной сертификации (СДС) по направлению доступной среды как на федеральном, так и на региональных уровнях. Это большая потенциальная сила, возможности которой сегодня используются явно недостаточно. Задача независимой сертификации – дать объективную оценку соответствия полученного результата в части обеспечения доступности требованиям документов по стандартизации и, при необходимости, нормативно-правовых и иных документов. Такую объективную оценку возможно обеспечить только при наличии подготовленных компетентных экспертов, знающих требования нормативно-технических и нормативно-правовых документов в определенной области. Отмечу, что одной из систем, удовлетворяющей этому требованию, и эффективно работающей в области доступной среды, является СДС «Безбарьерность ИМГН» – Система добровольной сертификации товаров, услуг (работ) в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения, подготовки экспертов, субъектов общественного контроля и персонала РОСС RU.И1871.04ИДН1.

С нового года на базе академии мы будем вести реестр действующих СДС, будем осуществлять постоянное взаимодействие с ними, оценивать различные аспекты их работы, в том числе качество выданных сертификатов. В результате мы сможем помогать потенциальным пользователям услуг СДС выбирать для решения их задач те системы, которые наиболее достойны, которые наиболее объективно и профессионально осуществляют оценку соответствия в данной области.

В ходе круглого стола с докладами выступили:

  • Ирина Киреева, начальник управления стандартизации Росстандарта, – на тему «Применение документов национальной системы стандартизации при формировании комфортной городской среды»;
  • Наталья Зинченко, эксперт-аудитор в области предупреждения причинения вреда, судебный эксперт, – на тему «Общественные пространства как комплекс функциональных зон, базирующихся на стандартах. Особые условия предупреждения причинения вреда жизни, здоровью на детских игровых и спортивных площадках. Проблемы и способы решения. Сертификация элементов общественных пространств»;
  • Марина Григоренко, заместитель директора АНО «Центр компетенций Ленинградской области», – на тему «Инструменты улучшения показателей привлекательности городской среды городов Ленинградской области»;
  • Екатерина Носенок, старший прокурор организационно-методического отдела прокуратуры Санкт-Петербурга, – на тему «О практике прокурорского надзора на объектах городской инфраструктуры, общественных пространствах, а также о необходимости представления документов, гарантирующих предупреждение причинения вреда инвалидам и иным МГН»;
  • Елена Талья, старший помощник Санкт-Петербургского транспортного прокурора, – на тему «О практике прокурорского надзора на объектах транспортной инфраструктуры и транспорта по обеспечению предупреждения причинения вреда инвалидам и иным МГН»;
  • Дмитрий Петраков, директор Национального центра содействия эколого-социальному и инновационному развитию территорий, – на тему «О системных ошибках при проектировании общественных и иных территорий и способы их предупреждения, принципы добросовестности, учитываемые при проведении контрольных (надзорных) мероприятий. Некоторые аспекты устойчивого развития территорий».

Из доклада Натальи Зинченко:

– Общественное пространство – это свободные от застройки участки или иные части территории, доступные для всех групп населения, а также участки объектов, предназначенных для массового посещения.

Доступность и безопасность объектов общественных территорий определяется соответствием конструкции размещенных на них объектов требованиям нормативно-технических документов (технических регламентов, межгосударственных и национальных стандартов, сводов правил и т. д.), квалифицированным монтажом размещаемых объектов, добросовестной работой компетентного персонала службы эксплуатации.

К основным системным ошибкам, увеличивающим риски причинения вреда жизни и здоровью пользователей общественных пространств, относятся:

  • выбор оборудования, имеющего конструктивные особенности, не отвечающие требованиям стандартов, и использующего материалы с заниженными прочностными характеристиками;
  • ошибки при выборе места расположения площадок, размещении, установке и монтаже оборудования на них;
  • отсутствие плановых мероприятий в ходе текущей эксплуатации (регулярных визуальных, функциональных, ежегодных осмотров);
  • отсутствие планово-предупредительных ремонтов;
  • несоответствие ударопоглощающего покрытия нормативным требованиям.

В целях улучшения качества общественных пространств рекомендуется:

  • актуализировать правила благоустройства территории муниципальных образований;
  • сформировать паспорт объекта благоустройства;
  • подтвердить соответствие общественной территории требованиям по предупреждению причинения вреда.

Из доклада Екатерины Носенок:

  • Органами прокуратуры уже несколько лет ведутся комплексные проверки детских игровых площадок. Многие такие площадки располагаются на территории общественных пространств. Количество, состояние и качество детских площадок должно непосредственно влиять на значение индекса качества городской среды, учитывающего количество объектов городской инфраструктуры, на которых созданы условия доступности, безопасности, информативности и комфортности для инвалидов и иных МГН. При этом должны быть выделены объекты, на которых выполнение указанных условий подтверждено сертификатом соответствия в области предупреждения причинения вреда.

По итогам круглого стола была принята резолюция, содержащая следующие рекомендации в адрес глав администраций городов и руководителей центров компетенций по развитию городской среды, участвующих в формировании отчетности об индексе качества городской среды.

  1. При формировании технических заданий, заданий на проектирование и договорных условий на выполнение работ, направленных на формирование комфортной городской среды, в полном объеме отражать требования, определенные п. 2 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предписывающие использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
  2. При подготовке технических заданий и требований к результатам работ/услуг, предъявляемых к подрядчику, использовать право, установленное п. 3 ст. 33 ФЗ-44, в части установления требований к результатам работ (услуг) следующего содержания: «в целях подтверждения соответствия выполненных по контракту работ и/или оказанных услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ документами национальной системы стандартизации, подрядчику предоставить документ, удостоверяющий соответствие выполненных работ (оказанных услуг) требованиям, направленным на предупреждение причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов и иных МГН (сертификат соответствия), полученный в порядке, установленном соответствующими системами добровольной сертификации».
  3. При решении задач создания комфортной городской среды, а также при проектировании и реализации мероприятий формирования комфортной городской среды направлять своих специалистов в Академию стандартизации, метрологии и сертификации на повышение квалификации в области применения документов национальной системы стандартизации, а также обращаться за консультациями по вопросам сертификации общественных территорий, пешеходных переходов, объектов инфраструктуры и транспорта в компетентные органы по сертификации и сертификационные центры, уполномоченные для выполнения работ в соответствующих системах добровольной сертификации.