О МОИХ РАБОЧИХ ВСТРЕЧАХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРОВЕДЕНИЮ КРУГЛОГО СТОЛА ПО ДОСТУПНОСТИ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА

И.С. ЗОТОВ, член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Общероссийского объединения пассажиров

Подготовку к проведению круглого стола по проблемам обеспечения доступности городского общественного транспорта осуществляла Комиссия ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, членом которой я являюсь. Проведение этого круглого стола было включено в план работы комиссии по моему предложению. При подготовке к его проведению я ознакомился с большим количеством документов. Кроме того, для меня было очень важно провести рабочие встречи с профильными общественными организациями в регионах и вместе с ними определить существующие проблемы при использовании городского пассажирского транспорта инвалидами, в том числе инвалидами по зрению. Такие встречи позволяют погрузиться в текущую проблематику, выявить скрытые проблемные моменты и актуализировать их для дальнейшего решения.

Илья Зотов на рабочей встрече в Нижнем Новгороде. Напротив него (слева направо) Юрий Чепков, председатель региональной организации ВОС; Петр Варанкин, зам. председателя РО ВОС; Эдуард Житухин, председатель РО ВОИ.
Илья Зотов на рабочей встрече в Нижнем Новгороде. Напротив него (слева направо) Юрий Чепков, председатель региональной организации ВОС; Петр Варанкин, зам. председателя РО ВОС; Эдуард Житухин, председатель РО ВОИ

Для выездной проверки были выбраны четыре города: Санкт-Петербург, Архангельск, Хабаровск, Нижний Новгород. Города совершенно разные с точки зрения состояния транспортной инфраструктуры и отношения органов власти к вопросам доступности транспорта.

В Санкт-Петербурге вместе с представителями Всероссийского общества слепых мы оценили доступность метро (в том числе входов в метро), трамваев, остановочных павильонов, удобство пешеходных переходов. С учетом внедрения в городе оборудования системы «Говорящий город» транспортная инфраструктура оценивается как «более-менее удобная», но многие автобусы остаются недоступными для незрячих, что снижает мобильность горожан, а также гостей города. Было бы неправильно все технологические сервисы для повышения доступности транспорта адаптировать только для местных жителей. Да, это важно, но нельзя забывать про туристов и гостей города. Стоит отметить, что социально значимые объекты должны более активно подключаться к существующей системе «Говорящий город», что позволит лучше ориентироваться не только инвалидам, но и всем жителям и гостям города.

В Архангельске было организовано обсуждение вопроса доступности транспорта на площадке Общественной палаты региона. В диалоге приняли участие специалисты профильных министерств, ассоциации перевозчиков и представители общественных объединений инвалидов. Предварительно я встретился с председателем региональной общественной организации «Надежда» и познакомился с их уникальным опытом по формированию сообщества активных горожан. Вместе с общественниками данной организации нам удалось собрать ключевые проблемные вопросы в работе транспорта для людей с инвалидностью. Все обращения были переданы в работу в аппарат Общественной палаты Архангельской области. В Архангельске обращает на себя внимание типичная ситуация, когда в общественном транспорте работает звуковое оповещение остановок, но при этом окна заклеены рекламой или автобус выходит на линию таким грязным, что невозможно определить его местонахождение. Есть в городе и другой транспорт, совершенно чистый и без рекламы, но в нем не работает звуковое сопровождение. Мы не обнаружили в городе транспортных средств, которые бы озвучивали остановки и при этом были бы чистыми.

Илья Зотов с Петром Варанкиным, зам председателя РО ВОС, у надземного перехода.
Илья Зотов на рабочей встрече обследует надземный пешеходный переход на доступность для людей с инвалидностью.

В Хабаровске вместе с представителями Всероссийского общества слепых мы оценили качество транспортной инфраструктуры, и оно оказалось худшим среди всех городов, где мы проводили мониторинг. Остановочные павильоны неудобны для пассажиров, хаотичные бордюры сменяются металлическими конструкциями, которые остались в земле и о них можно споткнуться. В транспорте действуют различные тарифы (от 20 до 40 рублей), кондукторы работают только в отдельных транспортных средствах, остановки не объявляют, часто оплата проезда производится водителю, а это означает, что нужно будет проходить через весь салон. Человеку, имеющему недостатки со зрением, очень сложно понять, кто принимает оплату. Никаких оповещений об этом в транспорте нет.

Илья Зотов, Петр Варанкин, зам. председателя РО ВОС и Эдуард Житухин, председатель РО ВОС в общественном транспорте
Илья Зотов, Петр Варанкин, зам. председателя РО ВОС и Эдуард Житухин, председатель РО ВОИ в общественном транспорте.

Представители администрации города и профильного областного министерства заверили, что все отмеченные недостатки будут устранены. Мы это берем на контроль и будем следить за ходом решения. Из положительных моментов в Хабаровске стоит отметить бесплатный проезд для членов ВОС в городском транспорте, а также большое количество пешеходных переходов со звуковыми информаторами.

Транспортная ситуация в Нижнем Новгороде выглядит значительно благополучнее, при этом вместе с руководителями региональных организаций ВОС и ВОИ мы отметили определенные проблемные моменты. Звуковое информирование об остановках работает только в городском электрическом транспорте, в автобусах данные системы отключены и на муниципальных маршрутах, и на маршрутах, которые обслуживают частные компании. Там, где раньше были наземные пешеходные переходы, сейчас появляются надземные переходы, совершенно не адаптированные для людей с инвалидностью. Нижегородский метрополитен для инвалидов по зрению остается недоступным, и предстоит перенимать опыт Санкт-Петербурга.

Подводя итоги, можно сказать, что регионы и города, которые мы посетили, в том числе и более благополучный Санкт-Петербург, не имеют четких ориентиров и продуманных программ в части обеспечения доступного и безопасного для людей с инвалидностью городского общественного транспорта (транспортной инфраструктуры и транспортных средств). Это в полной мере отражает общую ситуацию в нашей стране. В различных городах и регионах используются отдельные местные практики, частные технические и организационные решения. Единый системный подход к обеспечению доступности общественного транспорта для людей с инвалидностью отсутствует. Повсеместно не решаются или решаются крайне медленно вопросы обеспечения доступности городского маршрутного транспорта для инвалидов по зрению.