ОТ РЕДАКЦИИ ЖУРНАЛА
30 ноября этого года состоялось событие, давно ожидаемое инвалидами России. На сайте Минтранса РФ был опубликован новый «Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и услуг автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также оказания им при этом необходимой помощи». Он должен был положить начало кардинальным изменениям в вопросах обеспечения доступности для инвалидов различных нозологий общественного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры. Этот Порядок был утвержден приказом министра транспорта №321 от 20.09.2021 и зарегистрирован Минюстом России 29.11.2021.
Однако после ознакомления с новым Порядком стало ясно, что несмотря на название какие-либо мероприятия по обеспечению доступности транспортных средств для инвалидов по зрению, кроме указания о кнопках для оповещения водителя о выходе, в нем не содержатся. А ведь очевидно, что для этой категории инвалидов наиболее сложной является проблема самостоятельной посадки в транспорт. Им необходимо узнать, какой транспорт подходит к остановке и куда он идет, предупредить водителя о своей посадке, найти открытую дверь. И все это – без посторонней помощи, которую не всегда можно на остановке получить, да и в условиях пандемии обращение к случайным прохожим просто опасно.
Таким образом, насущные интересы инвалидов по зрению (по крайней мере, в части обеспечения самостоятельной посадки в городские маршрутные транспортные средства) в новом Порядке полностью проигнорированы, и тем самым допущена прямая дискриминация этой категории инвалидов.
Мы надеемся, что руководители Минтранса России и Всероссийского общества слепых разберутся в причинах, по которым такая ситуация оказалась возможной, и найдут способы внести дополнения в приказ №321 с целью устранения допущенного нарушения российского законодательства.
Произошедшее более чем странно, ведь на сайте Минтранса длительное время был размещен подписанный министром транспорта России Е.И. Дитрихом приказ №276 от 23 августа 2019 года, вносивший изменения в Порядок обеспечения условий доступности транспортных средств для пассажиров из числа инвалидов, в полной мере учитывающий интересы инвалидов по зрению. В нем, в частности, предусматривалось обеспечение условий доступности транспортных средств для самостоятельной посадки инвалидов по зрению посредством применения инновационной российской технологии радиоинформирования и звукового ориентирования, что решало все проблемы незрячих при посадке в транспорт.
Общероссийские общественные организации инвалидов участвовали в подготовке этого приказа на основании письма Минтранса России от 26.07.18 №03-03/16276 с обращением о рассмотрении проекта приказа «О внесении изменений в действующий порядок обеспечения доступности, утвержденный приказом Минтранса от 1 декабря 2015 года №347».
Была проведена долгая, большая и напряженная работа, в которой вместе со специалистами транспортной отрасли участвовали специалисты и эксперты, представлявшие интересы ВОГ, ВОИ и ВОС. В результате этой работы был достигнут консенсус по всем рассмотренным вопросам.
Мы не знаем, по каким причинам этот приказ не был зарегистрирован Минюстом России. Прошло чуть более двух лет. Приказ снова подписан и, наконец, согласован Минюстом. Но в нем исключены приведенные ниже необходимые меры по обеспечению доступности и безопасности самостоятельной посадки незрячих в маршрутные транспортные средства.
Пункты, изъятые из редакции Порядка, утвержденного приказом Минтранса №276 от 23.08.2019 г.:
6.6. Дополнительный номер маршрута регулярных перевозок, перевозки по которому осуществляются транспортными средствами категорий М2 и (или) М3, должен выполняться черным шрифтом высотой не менее 200 мм на белом или желтом фоне и размещаться за стеклом слева от первой двери по ходу движения транспортного средства, предназначенной для входа пассажиров.
6.9. Для обеспечения доступности для инвалидов по зрению транспортные средства, осуществляющие регулярные перевозки по муниципальным, межмуниципальным, смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, должны быть оснащены техническими средствами радиоинформирования и звукового ориентирования, обеспечивающими:
а) передачу по радиоканалам на носимые устройства инвалидов по зрению (специализированные абонентские устройства или стандартные мобильные устройства с сенсорным экраном, работающие под управлением операционных систем, с установленными программами экранного доступа для незрячих) о категории подъезжающего к остановочному пункту транспортного средства, номере маршрута регулярных перевозок, текущем направлении движения, наименовании конечного пункта следования по данному маршруту регулярных перевозок, о наличии низкого пола и вспомогательных посадочных устройств, а также о состоянии дверей (закрыты, посадка разрешена, состояние дверей не контролируется);
б) по получении специального радиосигнала с носимого устройства инвалида по зрению:
оповещение водителя о намерении инвалида по зрению осуществить посадку в транспортное средство; активацию звукового сигнала ориентирования над входом в салон транспортного средства, предназначенного для посадки пассажира из числа инвалидов по зрению»
Мы убеждены, что руководители Минтранса России и Всероссийского
общества слепых должны решить вопрос о доработке Порядка. Для этого помимо возвращения вышеприведенных требований к укрупненному
изображению номера маршрута можно всего лишь ввести требование об
обязательности соблюдения действующего ГОСТ Р 59431-2021 в части оснащения транспортных средств оборудованием радиоинформирования и
звукового ориентирования.