Д.Л. КОЧМАРЕВ, директор по развитию и маркетингу, руководитель направлений «Доступная среда» и «Оборудование для реабилитации» Группы компаний «Исток-Аудио»
Установка систем вызова помощи для инвалидов – важная составляющая мероприятий по обеспечению доступности любых зданий, сооружений, территорий. Даже если здание, учреждение или территории полностью доступны, то есть на них выполнены все условия для обеспечения требований доступности, то все равно возникает необходимость установки систем вызова помощи в определенных зонах. Причина этого заключается в том, что до какой бы степени качества и комфорта ни были бы реализованы условия доступности, людям с инвалидностью и другим МГН может потребоваться помощь любого характера в связи с наличием у них тех или иных ограничений здоровья, подвижности, восприятия, общения, получения информации, навигации, что обуславливает необходимость установки систем вызова персонала к месту, где человеку может потребоваться помощь.
Требования к местам и порядку установки и эксплуатации систем вызова помощи описаны в ряде нормативных документов, включая СП-59.13330.2020 и ГОСТ Р 51671-2020 «Средства связи и информации общего пользования, доступные для инвалидов».
В статье затрагивается другая группа вопросов, а именно технические требования к таким системам. Причина этого в том, что в своем большинстве ответственные сотрудники, отвечающие за реализацию условий доступности, не владеют всей полнотой информации о том, какими качествами должны обладать такие системы. Даже проектировщики доступной среды, хорошо владея информацией о местах обязательного расположения таких систем, не обращают внимания на параметры и качество самих систем вызова помощи. Как следствие, повсеместно наблюдается применение, например, обычных беспроводных дверных звонков или систем вызова официантов, что не подходит людям с определенными ограничениями жизнедеятельности.
Любая система вызова помощи включает в себя элементы, которые используют люди с инвалидностью и другие МГН (это непосредственно кнопки вызова), и элементы, которые использует ответственный персонал учреждения или территории (это приемники вызова и дополнительные свето-звуковые сигнализаторы). Для того, чтобы сигнал передавался от кнопок вызова до приемников персонала в зданиях большого размера или в зданиях с экранирующими стенами, могут использоваться ретрансляторы сигнала.
ТРЕБОВАНИЯ К КНОПКАМ ВЫЗОВА ПОМОЩИ
Кнопки вызова помощи – это наиболее значимый элемент систем вызова, их конструкция и техническое исполнение напрямую влияют на доступность вызова помощи людьми с ограничениями жизнедеятельности и другими МГН.
Если кнопка не соответствует набору требований к ее конструкции, то даже при ее наличии она становится не применимой для отдельных категорий людей или для определенных ситуаций, в которые попали люди. Они просто не смогут ею воспользоваться.
Именно поэтому в ГОСТ 51671-2020 был включен ряд требований к кнопкам вызова помощи. Постараемся их объяснить с точки зрения смыслового наполнения. Например, раздел 7.2.2 указанного стандарта устанавливает требования к кнопкам вызова помощи на входе, на путях движения и в зоне оказания услуг. В частности, устанавливается требование к размеру кнопки, причем не размеру корпуса кнопки, а к размеру нажимного механизма. Такое требование возникает потому, что кнопки с небольшими размерами нажимного механизма не могут быть активированы людьми с нарушением функций рук, отсутствием кистей рук, тремором рук (непроизвольными ритмичными колебательными движениями) и с другими ограничениями.
Большие размеры нажимного механизма позволяют людям с такими особенностями активировать кнопку, то есть нажать на нее, например, локтем, культей или другой частью тела либо любым вспомогательным предметом (тростью, например). Одновременно большие размеры нажимного механизма делают такие кнопки более доступными к обнаружению и активации людьми с нарушением функций зрения.
Именно поэтому в ГОСТ 51671-2020 внесено такое требование: «Размер кнопок и устройств управления должен быть не менее площади вписанной в него окружности диаметром 50 мм. У пружинно-нажимной кнопки всю поверхность следует выполнять рабочей и выступающей над поверхностью корпуса не менее чем на 2 мм. Срабатывание такой кнопки при нажатии должно происходить до момента погружения ее рабочей поверхности в корпус».
Таким образом, если кнопка вызова имеет круглый нажимной механизм, то он должен быть диаметром не менее 50 мм. И тут очевидно, что стандартные дверные звонки совсем не подходят – у них и диаметр нажимного механизма значительно (в разы) меньше, и сам механизм, как правило, утоплен (то есть требует нажатия пальцем), тогда как ГОСТ Р 51671-2020 требует, чтобы вся верхняя поверхность кнопки была сплошной большой зоной нажатия.
Другое важное требование – это п. 7.2.2.5: «Кнопки вызова должны давать визуальную и звуковую индикации их срабатывания: срабатывание кнопки должно подтверждаться пользователю разовым звуковым сигналом продолжительностью от 1 до 2 с и световым сигналом контрастного по отношению к фону цвета при соотношении уровня яркости между ними не менее 30%; световой сигнал выполняется на кнопке или в одной плоскости с ней на расстоянии не более 100 мм».
Данное требование особенно важно для людей с сенсорными ограничениями (хотя при этом одинаково удобно для всех, как подтверждение срабатывания кнопки): световой сигнал информирует людей с нарушением функций слуха, что кнопка работает и успешно нажата, а звуковой сигнал информирует людей с нарушением функций зрения.
Отдельное важное требование к конструкции кнопок вызова возникает при оснащении санитарно-гигиенических помещений – это санузлы, душевые кабины, раздевальные кабины. В этих помещениях возникают повышенные риски того, что человек может упасть и, будучи ограниченным в подвижности, не иметь возможности самостоятельно встать или даже получить травму в процессе падения. Человеку просто может стать плохо, и он может упасть на пол.
Стандартно кнопки вызова располагаются на высоте, недоступной для ее активации из лежачего положения. Для того чтобы человек мог вызвать помощь из лежачего положения, предусматриваются дополнительные механизмы активации в виде шнура и крупного размера зацепы. Это и обуславливает п. 7.2.3.2: «Кнопка вызова дополняется шнуром красного цвета с рамкой (треугольной или круглой формы диаметром не менее 50 мм), находящейся вблизи пола на уровне от 0,2 до 0,4 м, которая позволит при падении надежно захватить шнур человеку с нарушенной функцией верхних конечностей». Правда, надо добавить, что есть альтернативное решение: «Допустимо выполнять вместо шнура дублирующую кнопку на высоте не более 0,4 м».
Кстати, для санитарно-гигиенических помещений возникает еще одно важное требование к системам вызова помощи – размещения только кнопки вызова в них недостаточно. Причина в том, что в этих помещениях риски падения действительно сильно повышены, а падение человека может вызвать такие повреждения, которые требуют быстрого реагирования и однозначной идентификации места вызова. Именно поэтому над входной дверью в такие помещения располагают дополнительные аварийные оповещатели – устройства аварийной сигнализации вызова, которые за счет светового и звукового сигнала привлекают внимание к активации кнопки вызова внутри помещения. Фактически это дополнение к кнопке вызова. Такое требование установлено в п. 7.2.3.5 ГОСТ 51671-2020: «Снаружи доступных кабин уборных, а также закрытых доступных душевых для дополнительного информирования персонала объекта об экстренной ситуации необходимо устанавливать светозвуковые аварийные сигнализаторы, срабатывающие при активации устройства вызова помощи. … Устройство аварийной сигнализации вызова снаружи указанных помещений необходимо для незамедлительного реагирования персонала, находящегося вблизи него, и точной идентификации помещения, из которого поступил сигнал».
Важно отметить, что такие аварийные оповещатели никоим образом не заменяют основные устройства – приемники вызова помощи, которые располагаются у ответственного персонала.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРИЕМНИКАМ ВЫЗОВА ПОМОЩИ
Основное важное качество приемников вызова помощи – это требование гарантированно получить сигнал и в любых внешних условиях проинформировать персонал о поступлении сигнала вызова помощи, а также однозначно и понятным образом проинформировать об месте расположения кнопки, с которой пришел сигнал вызова (очевидно, что в большинстве учреждений количество мест необходимого расположения кнопок вызова помощи может быть больше одного – это и входы, и санузлы, и расположение перед препятствиями). Так как внешние условия могут быть разными и сочетанными (шум, яркий свет и пр.), то приемники вызова должны обладать одновременно всем набором вариантов сигнализации – световые сигналы, звуковые сигналы, а также информирование в текстовом виде о месте расположения кнопки, с которой пришел сигнал вызова. Такие требования отражены в п 7.2.2.8 стандарта: «Приемное устройство на рабочем месте персона ла, ответственного за оказание помощи инвалидам, должно быть комплексным — со световыми и звуковыми сигналами и текстовой индикацией на русском языке с указанием места расположения кнопки вызова».
Важно отметить, что применение кодовых обозначений мест вызова помощи неприменимо (то есть, например, систем вызова официантов, у которых место вызова маркируется кодом, например «M2»).
Отдельно отметим, что по своей конструкции приемники могут быть разного типа в зависимости от характера использования, стандартов оказания ситуационной помощи в конкретном учреждении, а также других внутренних регламентов. Могут применяться стационарные приемники (настольные или настенные), карманные, а также наручные приемники (браслеты). В носимых карманных и наручных приемниках важно иметь дополнительный вибрационный механизм индикации.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА
В больших зданиях, на значительных территориях, а также даже в небольших зданиях, в которых материалы стен сильно экранируют сигнал (например, железобетонные стены), могут наблюдаться проблемы с передачей сигнала вызова помощи от кнопок вызова к приемникам. Также проблемы могут быть вызваны материалом поверхности, на которой расположены кнопки вызова, и наличием паразитных сильных сигналов от других источников, которые могут забивать радиодиапазон, в котором передаются сигналы вызова. Например, если кнопка вызова расположена на металлической поверхности или на насыщенной железом железобетонной стене, то это резко снижает дальность передачи сигнала относительно ситуации, когда кнопка висела бы в воздухе. Поэтому внедрение таких требований, как дальность передачи сигнала от кнопки, не несет большого практического смысла – реальные внешние условия могут в разы уменьшить дальность любой кнопки по сравнению с идеальными условиями.
Для исключения проблем дальности применяются ретрансляторы сигнала. Эти устройства располагаются на необходимом расстоянии от кнопок вызова, принимают сигнал от них, а затем ретранслируют его дальше до следующего ретранслятора или сразу до места расположения приемника. Таким образом, ретрансляторов может быть несколько, а их количество желательно заранее определять с привлечением специалистов. Если в здании или на территории персонал применяет носимые карманные или наручные приемники, то логично, что сигнал должен достигать всех мест предполагаемого перемещения таких сотрудников по зданию или территории. Количество ретрансляторов должно быть таким, чтобы покрывать все здание или всю территорию, т. е. должна быть сформирована сеть ретрансляторов. При монтаже систем вызова должна проводиться проверка стопроцентной достигаемости сигнала от кнопок вызова до всех мест расположения приемников.
В завершение обзора хотелось бы еще раз отметить, что применение ненормативных бытовых беспроводных звонков, которое, к сожалению, так распространено в России, недопустимо. Такие кнопки вызова не должны использоваться всеми категориями людей с инвалидностью и МГН, повышают риски да и противоречат требованиям ГОСТ Р 51671-2020.