Б.Ш. СУЙУНАЛИЕВА, кандидат экономических наук, и. о. доцента Академии управления при Президенте Кыргызской Республики
О.Н. ВЛАДИМИРОВА, доктор медицинских наук, и. о. ректора ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Минтруда России
Д.С. БАГДАСАРЯН, преподаватель Университета практической психологии и социологии «Урарту»
ВВЕДЕНИЕ
Двадцать первого сентября 2011 года в рамках работы 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Кыргызской Республикой была подписана Конвенция о правах инвалидов [1]. Законодательный орган (парламент) Кыргызской Республики Жогорку Кенеш 7 февраля 2019 года принял закон о ратификации конвенции, который был подписан президентом и вступил в силу [2].
Конвенция предполагает право лиц с инвалидностью на доступную среду (ст. 9), на реабилитацию и абилитацию (ст. 26) и ряд сопряженных с ними прав, таких как право на здоровье (ст. 25), право самостоятельно жить в обществе (ст.19), право на участие в политической и общественной жизни (ст. 4 и 29), равенство перед законом без дискриминации (ст. 4, 5, 12 и 25), право на уважение его физической и психической целостности (ст. 17) и др.
Также конвенция рекомендует проведение стимулирующих мер (например, повышение уровня информированности, включая подготовку специалистов, – ст. 8), повышение уровня доступности окружающей среды (ст. 9), повышение личной мобильности (ст. 20), международное сотрудничество, включая исследования и содействие распространению знаний (ст. 4 и 32), организация национального мониторинга (ст. 31 и 33).
Кыргызской Республике как стране, подписавшей и ратифицировавшей конвенцию, необходимо подготовить доклад в ООН по вопросам ее реализации. Так, согласно ст. 35 конвенции, «каждое государство-участник представляет Комитету через Генерального секретаря ООН всеобъемлющий доклад о мерах, принятых для осуществления им своих обязательств по настоящей Конвенции, и о прогрессе, достигнутом в этом отношении, в течение двух лет после вступления настоящей Конвенции в силу для соответствующего государства-участника. Затем государства-участники представляют последующие доклады не реже чем раз в четыре года, а также тогда, когда об этом просит Комитет».
Организация Объединенных Наций и Всемирная организация здравоохранения рекомендуют создать систему статистического учета детерминированных данных в разных сферах жизнедеятельности людей с учетом интересов лиц с инвалидностью, укрепить систему мониторинга и оценки с целью сбора соответствующих данных с разбивкой по полу и возрасту, а также другой соответствующей информации по инвалидности, включая распространенность, потребности и неудовлетворенные потребности, прямые и косвенные расходы, препятствия и качество жизни, используя Международную классификацию функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) [3, 4, 5].
Для преодоления многочисленных препятствий, с которыми сталкиваются лица с инвалидностью, требуется всесторонний многосекторальный подход. Разработка государственной программы Кыргызской Республики, направленной на решение вопросов содействия в социальной интеграции лиц с инвалидностью, является наиболее эффективным и экономичным способом удовлетворения их потребностей1.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «ДОСТУПНАЯ СТРАНА»
Государственная программа «Доступная страна» для лиц с инвалидностью и других МГН в Кыргызской Республике на 2021–2040 годы направлена на соблюдение прав маломобильных групп населения (МГН), к которым отнесена определенная часть населения страны.
Лица с инвалидностью среди жителей республики составляют 3%. К МГН отнесены пожилые граждане, составляющие около 7% в структуре населения, дети до 12 лет включительно – 29,2%, соответственно. Также учтены проблемы с мобильностью родителей с детьми, беременных женщин, людей с повышенной массой тела, людей с детскими колясками или тележками для грузов, людей очень низкого или очень высокого роста, людей с временными ограничениями физического здоровья.
По предварительной оценке, лица, нуждающиеся в создании доступной среды, составили около 37% населения всей страны.
Территория Кыргызстана составляет 199,9 тыс. кв. км. Это страна высоких гор, где почти 90% площади расположено выше 1500 м над уровнем моря. В настоящее время в систему административно-территориального устройства республики входят семь областей и два города республиканского значения, 40 административных районов, 31 город, девять поселков городского типа, три поселка и 453 айылных аймака. В столичном городе Бишкек проживают 958,5 тыс. человек.
По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики на начало 2020 года численность постоянного населения составила 6 млн 523 тыс. человек, наличного – 5 млн 764 тыс., их них 66,3% населения проживает в сельской местности. Плотность населения составляет в среднем 33 человека на один квадратный километр.
Проблема доступности в Кыргызской Республике пока еще не решена, несмотря на то, что принят ряд законодательных и нормативных документов. Так, нормы, провозглашающие доступ лиц с инвалидностью к объектам инфраструктуры, предусмотрены Законом Кыргызской Республики «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья», Законом Кыргызской Республики «Об основах градостроительного законодательства Кыргызской Республики».
1 Инвалидность. Резолюция WHA 66.9 Пункт 13.5 повестки дня 27 мая 2013 г.
Существуют строительные нормы и правила проектирования среды жизнедеятельности с учетом потребностей лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения, утвержденные решениями Государственного агентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики:
- приказ «Об утверждении Строительных норм Кыргызской Республики СН КР 35-01:2018 «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья» от 28 декабря 2018 года №29-нпа;
- приказ «Об утверждении Строительных правил Кыргызской Республики СП КР 35-101:2018 «Обеспечение среды жизнедеятельности при планировочных решениях зданий для лиц с ограниченными возможностями здоровья» от 13 декабря 2018 года №28-нпа.
Контроль за соблюдением установленных норм осуществляет уполномоченный государственный орган по надзору и контролю в сфере архитектурно-строительной деятельности. Предусмотрена ответственность за несоблюдение требований доступности для лиц с инвалидностью при строительстве, реконструкции общественных, административно-бытовых, промышленных, производственных зданий, сооружений и жилых домов. Однако законодательные нормы часто не выполняются из-за отсутствия соответствующих механизмов реализации и финансовых средств.
Несмотря на принятые законы и утвержденные стандарты, серьезным препятствием для интеграции лиц с инвалидностью в общество продолжают оставаться ограничения их доступа к объектам социальной инфраструктуры, особенно старых зданий, построенных в 70–90-е годы прошлого столетия. Нерешенность проблемы доступа инвалидов к среде жизнедеятельности порождает, в свою очередь, высокую социальную зависимость и вынужденную самоизоляцию инвалидов, является препятствием на пути обеспечения их прав и свобод.
Решить проблему создания условий для реализации прав лиц с инвалидностью и других МГН на доступность к инфраструктуре, ко всем социально значимым объектам и видам услуг для населения во всех сферах жизнедеятельности призвана государственная программа «Доступная страна» для лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения в Кыргызской Республике на 2021–2040 годы.
Это документ стратегического планирования, содержащий комплекс мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, инструмент государственной политики Кыргызской Республики, обеспечивающий в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социального развития и обеспечения прав лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения во исполнение Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018–2040 годы и требований Конвенции о правах инвалидов.
Основные принципы ГП «Доступная страна»:
обеспечение устойчивого развития Кыргызской Республики с учетом целей Организации Объединенных Наций;
- стратегически выверенная и системная государственная политика в отношении решения долгосрочных проблем лиц с инвалидностью и маломобильных групп населения, основанная на соблюдении их прав и создании равных возможностей каждому гражданину;
- повышение туристической привлекательности Кыргызской Республики для лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения;
- развитие здравоохранения, отвечающего потребностям человека с инвалидностью;
- оптимизация системы медико-социальной экспертизы с включением элементов МКФ в медико-социальную оценку и в организацию реабилитационного процесса;
- развитие качественной системы образования и науки для лиц с инвалидностью;
- развитие потенциала молодежи с инвалидностью;
- достойный труд для лиц с инвалидностью;
- доступность информации для лиц с инвалидностью в рамках национальной программы цифровой трансформации;
- участие общественных организаций лиц с инвалидностью в принятии государственных решений – «ничего для нас без нас».
Вместе с настоящей госпрограммой будет принят план мероприятий на первую пятилетку, где будут заложены основные механизмы для долгосрочной преемственности, продвижения приоритетов и достижения целевых ориентиров, обозначенных в государственной программе.
ГП «Доступная страна» разработана Правительством Республики при поддержке международных экспертов. Выделены приоритеты, соответствующие национальным интересам населения страны и учитывающие потребности лиц с инвалидностью (рис. 1).
Государственная программа «Доступная страна» для лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения в Кыргызской Республике |
Планируемый срок реализации: 2021–2040 годы |
Цель – обеспечение равного доступа лицам с инвалидностью и другим маломобильным группам населения городской и сельской местности к услугам и инфраструктуре здравоохранения, образования, труда и социаль ной защиты, транспорта, информации и связи, а также достижения социальной справедливости к 2040 году. |
Приоритеты ГП «Доступная страна» |
Совершенствование нормативного правового регулирования |
Доступность инфраструктуры и всех видов услуг во всех сферах жизнедеятельности |
Оптимизация медико-социальной оценки инвалидности |
Реабилитация и абилитация |
Доступное образование |
Доступный рынок труда |
Модернизация системы оказания протезно-ортопедических услуг |
Лица с инвалидностью и другие маломобильные группы населения |
Рисунок 1. Цели и приоритеты государственной программы «Доступная страна»
Государственная программа предусматривает меры по выявлению (оценке) и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, которые, в частности, распространяются на:
а) инфраструктуру городских и сельских поселений (здания административных учреждений, учреждений образования, медицинских организаций, спортивно-оздоровительных, культурных учреждений, потребительского рынка, банков, учреждений связи, рабочих мест, жилых домов, инженерных, дорожно-транспортных, социальных, финансовых и других коммуникаций, обеспечивающих эффективное социально-экономическое развитие города или сельского поселения и наиболее полную реализацию прав населения, проживающего на его территории);
б) информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные сайты и порталы, телевидение, электронные службы и экстренные службы;
в) услуги для населения во всех сферах жизнедеятельности, включая реабилитационные меры/мероприятия/услуги и обусловливающие возможность эффективной социальной адаптации лиц с инвалидностью в обществе.
В целях организации создания доступности (оценки, контроля, мониторинга, отчетности, государственного надзора, определения ответственности) необходимо разработать и утвердить методику паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность.
Вопросы по реализации государственной программы целесообразно выносить на общественное обсуждение на Совете по вопросам лиц с инвалидностью для получения рекомендательного решения для органов власти.
Контроль за полнотой финансирования программы «Доступная страна» будет обеспечиваться со стороны уполномоченных государственных органов, задействованных в ее реализации. Прежде всего, будут использованы механизмы, предусмотренные бюджетным законодательством, такие как включение мероприятий ГП «Доступная страна» в бюджетные программы законов о республиканском бюджете. Данные меры будут способствовать повышению внимания к проблеме со стороны общества, Жогорку Кенеша и Правительства Кыргызской Республики.
Запланировано, что выполнение мероприятий в рамках программы будет отслеживаться посредством отчетов министерств и административных ведомств Кыргызской Республики, информации международных партнеров и заинтересованных сторон.
Основные исполнители программы анализируют и представляют отчеты о ходе реализации мероприятий программы в Министерство труда и социального развития Кыргызской Республики, которое координирует ход ее исполнения, и в установленные сроки представляет в Правительство Кыргызской Республики обобщенный отчет об итогах реализации государственной программы.
Литература
- Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]: резолюция 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года. – Режим доступа: http://basegarant.ru/2565085/(дата обращения 15.03.2021).
- https://24.kg/vlast/111736_kyirgyizstan_ratifitsiroval_konventsiyu_oon_opravah_ invalidov/ [дата обращения 15.03.2021]
- Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года: Резолюция 70/1, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года – Режим доступа: https://www.un.org/ga/search/view_doc.aspsymbol=A/RES/70/1&Lang=R [дата обращения 15.03.2021].
- Инвалидность. Резолюция WHA 66.9 Пункт 13.5 повестки дня 27 мая 2013 г. – Режим доступа: http://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/WHA66/A66_R9-ru. pdf?ua=1&ua=1 [дата обращения 15.03.2021].
- Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья